Личностно-ориентированный подход в реализации задач формирования художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания

Разделы: Внеклассная работа


Переходный период, ныне переживаемый российским народом, нашел яркое отражение во всех сферах нашего общества, появляясь в сложных и противоречивых процессах человеческой деятельности, переход экономики России к рыночным отношениям, развитие демократических принципов в неокрепшем правовом государстве, развитие широких связей с многими странами Запада, на ряду с положительными изменениями, привнесли в нашу жизнь массу негативных последствий, которые в конечном итоге сводятся к общему снижению уровня духовной жизни наших граждан.

Социальные потрясения, которые произошли в обществе, вихрем вторглись в устойчивую образовательную систему, в результате чего разрушились педагогические представления, концептуальные позиции и даже методики работы с детьми. Многие педагоги решили сузить все функции школы, направив свои усилия на передачу знаний ученику и выдвинули идею ненадобности процесса воспитания. Такая педагогическая практика привела к ухудшению личностных качеств и черт поведения наших детей. О таком возможном исходе дела еще в начале 20-го века предупреждал русский философ и ученый И.А. Ильин. В своих трудах по педагогике Иван Александрович высказывает следующую мысль: “что образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его…”

И.А. Ильин отмечает, что искусство воспитания детей - одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность.

На вопрос, что такое “человеческий дух?” найдётся много ответов и по праву можно отметить:

- дух - это самое главное в человеке;

- дух - это сила личного самоутверждения в человеке в смысле верного восприятия своей личной самосути;

- дух - это живое чувство ответственности;

- дух - это воля к Совершенству и самосовершенству;

- дух - это способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению, это и сила личного самоуправления;

- дух - это дар свободы, живая сила самоосвобождения полной личной свободы;

- дух - это потребность священного, радость и сила поющего сердца, жилище совести, место рождения художественного искусства, источник правосознания, истинного патриотизма и национализма - это главная основа здоровой государственности и великой культуры.

В действительности, дух это и есть все сразу.

“Воспитать, - пишет И.А. Ильин, - значит, сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером”.

С незапамятных времен идеал воспитания совершенного, гармоничного человека владел лучшими умами передовых людей в стремлении создания такой системы воспитания, вобрать в себя внешнюю и внутреннюю красоту, гармоничное соответствие нравственного и эстетического в характеристике совершенного человека, в котором внутренний мир и внешний облик гармонически уравновешены, красота которого нам доставляет духовную радость, удовольствие, рождает оптимизм.

Особенную важность приобретает воспитание личности ребенка в изменившейся социокультурной ситуации России в новом тысячелетии, где сейчас востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, умение принимать решение, ответственность, активная жизненная позиция.

В этой новой модели общественных отношений, когда школы самостоятельно поднимаются на уровень культуры, вырабатывают новые концептуальные позиции, требуется иной профессионализм от педагога, а также такие качества как, умение общаться с детьми, стимулировании их духовной энергии и максимальное выражение личности.

Наряду со многими школами нашей страны, в которых современная педагогическая стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию самоорганизации жизни, достойное место занимает НОУ СОШ “Надежда” г. Москвы. В нашей школе организация духовной деятельности учащихся является одним их звеньев целостной воспитательной системы, а сам педагог – организатор увлеченный вопросами культуры, обладает духовным богатством, способствуя духовному разностороннему развитию ребенка, участвует во всей деятельности воспитательной системы “школы, где процветает грамотность”. В нашей профессиональной деятельности, нам, педагогам приходится иметь дело с множеством научных знаний о процессах воспитания, о качестве личности без которых нельзя усовершенствовать педагогическое мастерство, личный профессионализм.

В понимании “воспитания” школе предстоит пережить глубокое обновление.

Научная педагогическая литература рассматривает обширный ряд определений современного “воспитания”, из которого я привожу, высказывание Рожкова Е.В. которое выражает и мою точку зрения по рассматриваемому вопросу: “Воспитание процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Воспитание не должно сводиться лишь к развитию способностей, к его обучению, к образованию. Настоящее воспитание есть построение более высокого яруса в субъективном мире человека - его целостного горизонта, его руководящей внутренней совести, которая признана изнутри управлять развитием личности, поведением человека и нести ответственность за обретение и применение человеком своих способностей”.

Отмечая в данной работе “личность” как термин, следует иметь в виду, что личностный подход в воспитательной практике школы “Надежда” находит широкое методическое решение (методические элементы перечислены ниже).

Говоря о личности, мы должны понимать, что “личность – это человек как социальное существо, которое характеризуется совокупностью социально-значимых черт, таких как:

- личность участвует в процессе социализации;

- выполняет социальные роли;

- самостоятельно выстраивает свое поведение;

- осознает свое отношение с окружающим его миром.

Все это означает социальное становление личности.

Общеизвестно, что многие вопросы в воспитании вызывают бурное обсуждение среди ученых педагогов. Существуют различные трактовки таких понятий, как “формирование личности”, “развитие личности”.

На мой взгляд, прав в своем высказывании В.А. Караковский, ученый и директор московской школы, с которым я полностью согласна:

“… развить можно то, что уже есть. Пустое место развивать нельзя. Дано ребенку от природы что-то, вот это и надо развивать”.

Формирование личности, по мнению Караковского В.А., это “…развитие у него таких черт, качеств, которых еще не было”.

Человек развивается, формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми в ходе общения с ними, он приобщается к знаниям о жизни, для него опыт предыдущих поколений становится фундаментом собственного опыта.

Многие свойства личности на начальном этапе, несомненно, формируются в семье, поэтому в моей работе очень важно изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности.

Известно, что основы линии развития характера ребенка формируется в 5-6 лет, значит, в первую очередь, семье отводится роль хранительницы духовных, культурных, мировозренческих традиций.

Духовно пробудить ребенка – первостепенная родительская задача. Вот как об этом пишет И.А. Ильин: “…из духа семьи и рода, из духовного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства”.

Вся прогрессивная общественность России уделяет большое внимание духовному развитию подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют материалы научно-практической конференции, состоявшейся 6 мая 1999 года: “Россия: человек, семья, общество, государство”:

“…речь больше всего идет о том, как защитить духовное пространство развития детей, как сделать их нравственными, социально заинтересованными, то есть такими, которые помимо своих личных забот, ориентировались бы на общественные ценности… человек лишь тогда становится человеком, когда у него есть ценности превышающие ценность его собственной личности.

Л.П. Буева”

Педагогический коллектив НОУ СОШ “Надежда” серьезно увлечен поиском новых педагогических идей и способов их реализации для решения вышеперечисленных задач.

Например, найдено равновесие между подходами образовательного процесса и воспитания для “школы, где процветает грамотность”, создается воспитательная система, как целостность развития личности.

Этим, однако, не все сказано. Выбор темы моей работы мотивирован еще многими причинами.

Весьма существенный вклад в воспитание личности ребенка вносят школа, личность педагога, так как в школе есть условия нравственного развития и духовно-ценностной ориентации в процессе становления человека как личности.

В школе создается система отношения между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе, то есть ребенок формируется как личность в процессе совместной деятельности с людьми. Вот почему очень важно уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая имеет существенное решающее значение для его развития и воспитания.

Еще раз подчеркиваю: “Воспитать – значит организовать деятельность детей”.

В процессе моей работы я использую все виды внеурочной деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая, что представляет подростку-школьнику духовно расти и доставляет ему удовлетворение.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей.

В нашей школе стали традиционными такие мероприятия как “Неделя грамотности, читательские конференции, олимпиады, экскурсии, игры “Я -репортер”, межгалактический совет”.

Усвоение социальных ценностей моими воспитанниками осуществляется путем проведения бесед по социально-нравственной тематике, например “Зачем нужно в нашем обществе милосердие?”, классных часов, собраний, дискуссий, диспутов.

Наши ученики активно принимают участие в работе школьных органов управления, приобретая таким образом социальный опыт. Самостоятельно выпускают школьную газету “Контакт” (из 8-Б класса делегированы журналист и фотограф). Участвуют в акциях благотворительности (“Ученики Москвы – ученикам Беслана”, “Благотворительный десант для сельских школы в Маховом, Тверской обл.), “Новогодний подарок ветеранам войны и труда”.

Особое место отводится в НОУ СОШ “Надежда” досуговой деятельности, которая представляет собой содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Проводятся часы тихого чтения, игры и викторины, КВН, праздники, совместные походы в кино. Традиционными стали такие мероприятия, как День лицея, КВН – 1 апреля, новогодняя сказка, литературные и музыкальные вечера отдыха.

Доминирующий составляющей моей воспитательной работы является художественно- эстетическая деятельность. Чем объясняется этот выбор?

Никто не сомневается, что творение человека – это самая сложная и универсальная, самая благородная профессия. Это высшее напряжение всех духовных сил человека, это мудрость, это искусство.

Этим обусловлено включение разделов, посвященных мировой и отечественной культуре в план воспитательной работы. Они способствуют формированию психологической и нравственной готовности ребенка жить в быстро меняющемся мире. Постигая произведения искусства, подросток проникает в сложную и противоречивую реальность своего существующего окружения.

Искусство является, прежде всего формой воплощения душевного состояния творца, а не простым отражением увиденного, и поэтому оно способно втягивать ребенка в мир собственных переживаний и ощущений, то есть у него формируется умение воспринимать произведение искусства через понимание замыслов художника.

В этом можно убедиться, ознакомившись со сценарием классного часа “Художники авангардисты, что они значат для современности?” (см. приложение 1).

В новом 2004-2005 учебном году в НОУ СОШ “Надежда” реализуется культурная программа “Музей и культура” для всех звеньев образовательной и воспитательной систем, которая для каждого возраста, в виду базового образования, имеет свою специфику.

Что вызвало необходимость создания и реализации такой программы?

Для нас очень важно, чтобы ребенок с малых лет сумел понять, что сила человеческого духа способна творить чудеса.

Само по себе посещение музея мало что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, достоянием души. Даже прикосновение к искусству еще ни о чем не говорит. Следовательно, программой предусмотрено решение поставленных задач не только посредством информирования ученика о музеях и памятниках нашего отечества, не только посещение музея как наглядного пособия к уроку литературы, истории, химии и т.д. Главное, оказать воздействие на систему ценностей наших учеников.

Чтобы вышеизложенное имело конкретное подтверждение, привожу один показательный пример о роли музейного воспитания. Наша страна в этом году отметила 100-летие со дня рождения Н. Островского. К этой знаменательной дате школьный коллектив готовился с большим воодушевлением: была организована выставка произведений писателя в нашей литературной гостиной, где были представлены портреты самого писателя, его друзей и товарищей, помощников. Ребята 7-го класса провели экскурсию, знакомили с легендарной судьбой писателя.

Но только во время посещения музея Н. Островского ребята моего 8-го класса поняли, почему этот музей называется “Преодоление”. Они узнали, что с этим музеем связано много событий из истории и культуры России. Этот дом был приобретен знаменитой личностью в художественном мире Европы и России музыкантшей, поэтессой З.А. Волконской. Здесь звучали самые новейшие музыкальные произведения, здесь собирались самые передовые люди Москвы, здесь читались стихи Пушкина, отсюда были отправлены М. Муравьевой его стихи “В глубине сибирских руд…” декабристам в ссылку.

Во время посещения музея “Преодоление” сложилась такая атмосфера, что мы все вместе могли представить, как жили те люди, а в последствии, когда жил в этом доме и писатель Н. Островский, что делали, что видели, о чем могли думать. Мир неясных очертаний приобретал для нас четкость, проявлялся как фотография. В конце пребывания в этом музее ребята пришли к главной мысли – сила здорового тела, бесспорно важна, но не это главная сила человека, а сила человеческого духа.

Наши ребята познакомились с экспозициями многих музеев Москвы и Подмосковья (Абрамцево, Кусково, Бородино, Политехнический, Исторический, Васнецова и др.), что позволяет приобщить детей к культуре, формируя нравственность, уважение к ее традициям, духовность. Основным правилом в нашей работе стали эти слова: “Главное – не информация о культуре, а ее переживание, формирование гуманистической системы ценностей”

Мы глубоко убеждены, что музей стал не только средством расширения культурных знаний, но и институтом общения, такого общения, при котором во время музейной экскурсии возникает чрезвычайно важный момент – переживание в процессе восприятия.

На развитие физических, нравственных, духовных способностей учеников 8-Б класса большое влияние оказывают занятия хореографией. Танец предоставляет подростку возможность подвигаться, пообщаться, продемонстрировать их двигательные способности, то есть свободно творить. В традиционном ежегодном весеннем празднике “Гала-концерт” участвуют танцоры 8-Б класса, исполняя несколько танцев. Помимо познания техники и элементов танца на занятиях ученики знакомятся с танцевальной культурой народов мира.

В воспитательной системе НОУ СОШ “Надежда” использованию духовно-нравственных ценностей хореографического искусства отводится большая роль особенно сегодня, в прагматический век мировой компьютеризации и высоких технологий.

Драматическое искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников. Театр помогает поможет детям обрести социальный опыт, укрепить нравственные качества, приобрести моральные нормы.

Например, представление ко Дню лицея по произведению А.С. Пушкина “Капитанской дочки” А.С. Пушкина произвело на детей сильное впечатление. После спектакля обсуждались действия Гринева и Швабрина. Дети отмечали их положительные черты характера: долг, честь, бескорыстие, преданность делу, высказывая свое отношение к героям романа, а значит спектакль помог укрепить и воспитать в детях нравственные качества присущие героям. Сила воздействия на личность юного зрителя настолько велика, что, сопереживая сценарическим героям, ребенок самостоятельно избирает ориентиры собственного поведения, равняясь на положительных героев и презирая трусость, бесчестие Швабрина.

Театрализованная постановка по сюжету книги М. Метерлинка “Синяя птица” которая посвящалась празднику Нового года, помогла детям понять, что счастье это сам процесс его отыскания, что в любом деле человек счастлив, если это дело ему приносит радость.

Все, чем наполнена повседневная школьная жизнь ученика, должно совершенствовать его духовную культуру. Интересное дело, в котором участвуют дети, оставляет яркий след в истории личностного становления, результатом такого дела является мысль, идея, переживание чувство. Другими словами духовность – это сопричастность ребенка к жизни.

В заключении привожу цитату из книги И.А. Ильина “О воспитании национальной элиты”, в которой я нахожу смысл своей педагогической работы и доказывает актуальность раскрытого мною вопроса: “Духовно живой человек всегда внемлет Духу – и в событиях дня, и в невиданной грозе, и в мучительном недуге, и в крушении народа, и вняв , отзывается не пассивно-созерцательным пиетизмом, но и сердцем, и волею, и делом.

И так, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни, - источник силы и утешения в его собственной душе.

Надо воспитать в его душе победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения.

Художники авангардисты, что они значат для современности?

Цели занятия: 1. Формирование эстетического вкуса учащихся на основе знакомства с творчеством художников русского авангарда.

2. Выявление личностного подхода учеников в восприятии данного художественного явления.

Оборудование и материалы к занятию.

1. Диапроектор и комплект слайдов.

2. Репродукции картин К. Малевича, В. Кандинского, В. Татлина.

3. Раздаточный материал (карточки с комментариями изображений на слайдах).

4. Рисунки учеников 8 б класса.

5. На доске – пояснение слова:

секуляризация сознания, искусство – светское отношение к жизни, отход от религиозного сознания.

Воспитатель:

Во все времена самосуществование искусства вызывало много вопросов и споров о ценности и многообразия культурного наследствия.

В истории существовавших цивилизаций никогда не было народа без искусства, правда, очень часто оно менялось до неузнаваемости.

В таком случае очевидно, что понимание того времени, того общества, той среды, в которой он живет, является одной из актуальных задач современности.

Для решения этой задачи можно применять два способа:

1. Теоретический, в основе которого лежит фактически характеристика данного времени.

2. Практический, который предусматривает восприятие человеком времени, общества, среды через собственное переживание.

Учитель ИЗО.

Когда вопрос: “Что есть искусство?” принял форму “Что же в таком случае не будет являться искусством” - на смену культуры вышел авангард (накануне I мировой войны).

Авангард – это строение рискованного “неискусства”.

Русский авангард! Ни в одной стране мира не было создано столько гениальных произведений о “смерти” искусства и превращения его в текст.

Ученик 1.

Первые шаги к секуляризации искусства были сделаны Европой в те времена, когда разорвалась безусловная связь искусства с церковью и двором, в результате чего возникли общедоступные музеи, коммерческие галереи, критическая пресса и свободные художники.

Ученик 2.

Художник авангардист – это одинокий новатор, отчужденный и от какой бы то ни было традиции и правил.

Доказательство своей гениальности художник авангардист находил лишь в принадлежности к касте “понимающих”.

Ученик 3.

Как писал Гегель: “Искусство отказывает зрителю в непосредственном удовольствии, но уводит в сферу рефлексии, давая пищу для размышлений”.

Ученик 4.

Используя богатейший потенциал искусства, необходимо сделать так, чтобы каждый человек смог жить интересной, духовно богатой жизнью, творчески трудиться.

В выполнении этих требований находят себе применение и особенности русского авангарда.

Ученик 5.

Например, в творчестве художника В.В. Кандинского через игру цвета на полотне живопись становится праздничной, хотя и апокалиптичной, так как целостность изображения разрывается, распадается, разлетается, превращается в кусочки грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа.

Ученик 6.

Авангардизм В.В. Кандинского на самом деле напоминает музыку. Слушая музыку оперы Вагнера “Лоэнгрин”, художник мысленно видел краски будущего своего произведения.

В процессе выполнения самостоятельного задания для составления выставки рисунков, необходимых для занятия, мои одноклассники выбрали направление В.В.Кандинского, назвав их “Столкновение Галактик”, “Феерия мечты” и др.

Ученик 7.

Других ребят привлекло творчество Казимира Малевича, В.Татлина, где идея рисунков находила себе реализацию знаковым способом. Например, рисунки Полины К. “Красная симфония”, Тимура М. “Взгляд в никуда”, Димы А. “Супрематизм” и др.

Воспитатель.

И так, это занятие дало вам возможность определить свое отношение к русскому авангардизму и решить для себя какова суть этого направления искусства, неожиданного и непредсказуемого художественного направления, русского авангардизма.

Впрочем, даже сегодня, по прошествии целого столетия, не перестаешь поражаться той яркой субъективности, пристрастности, с которой мастера русского авангардизма искали непроторенные пути в искусстве.

И нет ничего удивительного, что такое искусство наполнено противоречиями, возбуждающими вопросы, требует внимания общественности, воспитывает художественный вкус.

Литература:

1. “Культурология” под ред. Радугина А.А.- М., изд. “Центр”,1999

2. “Искусство XX века” под ред. Калитиной И.Н.- С.-Петербургского университета, 1996

3. “Искусство серебряного века” Рапацкая Л.А. – М., “Просвещение”, “Владос”, 1996