Школа – центр образования в поселке (Ассоциация социо-культурных учреждений)

Разделы: Администрирование школы


Основываясь на документах модернизации образования России и Ульяновской области, анализируя работу школы (она является поселковой школой) педагогический коллектив пришел к необходимости создания “Программы развития школы”. Идея создания программы развития возникла в нашем коллективе не стихийно. Пожалуй, подготовка к принятию такого решения зрела постепенно. В школе за несколько лет произошли большие изменения в учебно-воспитательном процессе – внедрение модульной организации образовательного процесса, включение учащихся в проектную деятельность, во внеурочной деятельности учащихся – организация работы детского демократического государства “Новые Дельфы”. Все эти изменения носили локальный характер, они осуществлялись независимо друг от друга, по своим планам. Реализация этих проектов привела к позитивным результатам, но отсутствие единой системы, затрагивающей все компоненты деятельности, не позволило работать с максимально возможной эффективностью. Таким образом, коллектив школы оказался перед необходимостью проведения системных изменений, разработки стратегии деятельности школы.

Одной из основных проблем школы является повышение качества образования. Качество образования представляет собой единство результатов обучения, воспитания и развития, что под силу объединенным усилиям всех учреждений микросоциума и участников образовательного процесса. Повышению качества образования в условиях поселковой школы препятствует отсутствие скоординированной системы работы учреждений образования, культурной и социальной сферы. В современных условиях эти учреждения, призванные решать общие задачи, находятся в различных ведомствах и решают свои задачи отдельно друг от друга. Поэтому возникла идея образования ассоциации социо-культурных и образовательных учреждений поселка, которая позволит создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, для выбора путей социализации, повышения качества образования. На территории посёлка существуют:

  • Школа искусств, со своей 25-летней историей, имеющая признание в нашей области;
  • Детский юношеский центр, с более чем 30-летней историей (обе эти организации располагаются в здании средней школы);
  • Детский сад, отметивший 45-летие;
  • Поселковая библиотека, располагающаяся в здании детского сада;
  • Дом культуры.

Все эти учреждения вошли в Ассоциацию образовательных и социо-культурных учреждений п. Силикатный. Председателем Ассоциации является глава администрации поселка – выпускник школы, который заинтересован, чтобы в поселке была создана единая образовательно-культурная среда и общая организационная структура управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. Взаимодействие между учреждениями носит сетевой характер. Это значит, что каждое учреждение имеет опыт, готовый к тиражированию, но при этом существуют четко обозначенные проблемы, ограничивающие развитие. Поэтому каждое учреждение продвигается по своему пути за счет общей работы, способствуя при этом продвижению других.

В этом году мы разработали нормативные документы деятельности ассоциации: концепцию, устав, положение, договора о совместной деятельности с членами ассоциации.

Члены Ассоциации наметили основные направления работы на этот учебный год:

  • координация образовательных программ;
  • организацию работы временных творческих коллективов по разработке новых учебных программ и использование возможностей членов Ассоциации в связи с переходом на профильное обучение;
  • разработка и осуществление комплексной подготовки и проведения празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне.

До начала нового учебного года члены Ассоциации согласовали свои планы, наметили общие дела с участием учащихся, родителей, работников Ассоциации. Для учащихся это традиционные общие дела. Для родителей это – приглашение представителей от членов Ассоциации на родительские собрания. Для работников Ассоциации это проведение расширенного педагогического совета на тему: “Создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в выборе путей социализации”, а также организацию работы психолого-педагогического семинара по заявкам педагогов и с приглашением специалистов, создание на базе поселковой библиотеки информационного центра.

Ассоциация открытая, и членом ее может стать любая заинтересованная организация, которая признает Устав, положение и действует в соответствии с ними. Предлагаемая модель является одной из форм интеграции учреждений образования и культуры.


  • Приложение 1Устав ассоциации образовательных и социально – культурных учреждений поселка Силикатный.
  • Приложение 2Положение об Ассоциации.
  • Приложение 3Договор о совместной деятельности Силикатненской средней общеобразовательной школы Сенгилеевского района и Силикатненского детского юношеского центра.
  • Приложение 4Договор о совместной деятельности Силикатненской средней общеобразовательной школы Сенгилеевского района и Силикатненской поселковой библиотеки.
  • Приложение 5Договор о совместной деятельности Силикатненской средней общеобразовательной школы Сенгилеевского района и Силикатненской детской школы искусств.
  • Приложение 6 Договор о совместной деятельности Силикатненской средней общеобразовательной школы Сенгилеевского района и Силикатненского детского сада общеразвивающего вида “Сказка”.