Педагогический совет как форма анализа качества школьного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из актуальных проблем современного образования является проблема управления его качеством. Эффективность управления качеством образования может обеспечиваться управленческими решениями, выработанными и реализованными при взаимодействии субъектов педагогического процесса с целью достижения оптимального результата. Как пишет Караковский В.А., “современное управление – это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления”. Такой подход объясняет необходимость привлечения к внутришкольному управлению как можно больше взрослых и детей в целях перевода педагогической системы школы в режим самоуправления.

Реализация принципа открытости во внутришкольном управлении – это, прежде всего, участие широкого круга педагогических работников и родителей в контроле качества образования. Оценка качества школьного образования проводится педагогическим коллективом на итоговом педагогическом совете. Такая работа создает условия для развития аналитических способностей учителей, позволяет определить проблему для планирования работы коллектива на год. Трудности, выделенные в ходе самоанализа, мотивируют педагогов на выполнение запланированного, повышают чувство ответственности за результаты работы школы в целом.

Педагогический совет готовится и проводится в несколько этапов:

  1. Инструктивное совещание. На инструктивном совещании педагогический коллектив знакомится с приказом о подготовке и проведении педсовета, его целями. Формируются проблемные группы по направлениям, назначаются руководители групп. Группы получают план-задание.
  2. Изучение группой качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с планом-заданием. Во время работы группа может получить от администрации необходимую информацию или консультацию. Группы работают по направлениям:
  • Качество знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
  • Качество знаний, умений и навыков обучающихся в основной и старшей школе.
  • Эффективность управления учебным процессом.
  • Деятельность педагогического коллектива по выполнению закона Российской Федерации “Об образовании”.
  • Состояние здоровье сберегающей среды в школе.
  • Воспитательная работа в школе.
  • Оснащенность образовательного процесса.
  • Методическая и инновационная деятельность.
  1. Анализ полученных результатов в группе. Подготовка выступления группы на педсовете.
  2. Педагогический совет. Представление результатов работы группой. Формулировка проблемы на будущий год. Выработка решения педагогического совета.

Ход педагогического совета

9.00 Проверка выполнения решения предыдущего педагогического совета.

9.10 Вступительное слово директора школы. Цели и задачи педагогического совета. Особенности организации работы. Требования к выступлению групп. Организация работы экспертной группы, которая также работает над проектом решения педагогического совета.

9.40 Работа в группах.

Протокол обобщения результатов изучения вопроса в группе

Выявленные проблемы и недостатки в организации образовательного процесса Предложения группы по их решению
   

10.40. Выступления от групп. Обсуждение результатов изучения вопроса участниками педагогического совета. Работа экспертной группы.

Протокол работы экспертной группы

Название группы Выделенные трудности Предложения группы, направленные на их решение Управленческий комментарий

11.50 Обобщение результатов работы. Выступление экспертной группы. Проект решения педагогического совета.

12.00 – 12.20 Обсуждение хода педагогического совета. Выступающий от группы делает вывод об активности членов группы, об организации работы в целом. Для этого в группе происходит самооценка участия каждого, интереса и возникающих трудностей по трех бальной шкале (3 балла – высокая активность, интерес к теме работы группы, отсутствие затруднений; 2 балла – умеренная активность, интерес к некоторым аспектам рассматриваемой темы, затруднения были, но они решались по ходу работы; 1 балл – не был включен в работу, интереса не было, было много затруднений, которые не решил).

Основой работы групп на подготовительном этапе является план-задание. План-задание составляется административной группой при участии методиста школы на основании выделенных критериев качества воспитательно-образовательного процесса.

I группа. “Качество знаний, умений и навыков обучающихся”.

1. Проведите собеседование с учителями– предметниками с целью выявления типичных ошибок обучающихся, а также коррекционных мер, используемых педагогами. Заполните таблицу. Какие ошибки преобладают: теоретические или практические? Влияют ли они на освоение школьниками обязательного минимума содержания? Какие нарушения в педагогической деятельности, на Ваш взгляд, ведут к подобным ошибкам?

Типичные ошибки и затруднения обучающихся

Класс Учитель

Предмет

Типичные ошибки, затруднения Характер ошибок Меры педагогической помощи

Группа сама выбирает учебные предметы для изучения. При оценке состояния преподавания использует код для классификации. В код включены некоторые меры педагогической помощи и характеристики причин учебных ошибок.

Характер ошибок:

  1. из-за нарушений внимания, навыков самоорганизации;
  2. не сформировано понятие;
  3. не выученное правило, определение, закон;
  4. неумение выбрать нужное правило, нарушение ориентации в правилах, законах;
  5. недостаточный самоконтроль выполняемого учебного действия;
  6. выполняют отдельные операции учебного действия без учета связи их друг с другом;
  7. не отслеживает изменения условий задачи, задания;
  8. недостаточный анализ условия задания, задачи, ситуации;
  9. навык не автоматизирован;
  10. другое.

Меры педагогической помощи:

  1. анализ последовательных действий;
  2. постоянное соотнесение с образцом;
  3. помощь в поиске ошибок, их анализе;
  4. обоснование всех своих действий при разборе примерного задания;
  5. использование схем, опор, плана ответа;
  6. научение оценке своих действий;
  7. призывы, просьбы, порицания;
  8. другое.

2. Изучите мнение учителей о характере знаний обучающихся, об их отношении к учебе. Предложите учителям распределить обучающихся класса на группы (%)

  • По характеру знаний: Н– владеют ЗУН на уровне применения по образцу; Д – владеют ЗУН на уровне применения в новых условиях, В – владеют знаниями на уровне творческого применения.
  • По уровню отношений к учебе: Н – низкий уровень, Д – уровень достаточный для освоения минимума содержания, В – высокий уровень.
  • Начальная школа

    Класс Учитель Характер знаний (%) Отношение к учебе (%)
    Н Д В Н Д В

    Основная и средняя школа

    Класс Учитель Характер знаний (%) Отношение к учебе (%)
    Н Д В Н Д В

3. Определите факторы, влияющие на качество ЗУНов обучающихся. Возможные факторы: несбалансированная учебная нагрузка, организация урока, состояние УМК, уровень контроля учителя за учебной деятельностью школьников, уровень контроля завучей за педагогической деятельностью, организация контрольно-оценочного этапа обучения, создание мест успешности, тип взаимодействия “учитель – ученик” и т.д.

4. Определите возможные меры по обеспечению роста качества обученности школьников.

II группа. “Эффективность управления учебным процессом”.

1. Изучите протоколы педагогических советов, совещаний при директоре. Выделите проблематику рассматриваемых вопросов, а также меры, направленные на ее разрешение. Определите уровень выполнения решения: полное выполнение, частичное, решение не выполнено. Определите условия, отрицательно и положительно повлиявшие на степень реализации решений. Результаты изучения вопроса отразите в таблице.

    Эффективность управленческих условий.

    Тема педсовета, совещания Выделенные трудности и проблемы Меры к выполнению Уровень реализации мер

2. Оцените эффективность реализации плана работы школы. Результаты изучения вопроса занесите в таблицу.

    Реализация плана работы школы

    Проблема года

    Задачи

    Действия, направленные на решение задач

    Факторы-условия

    способствующие решению задач

    не способствующие решению задач

3. Внесите предложения, которые могут быть направлены на рост эффективности управления.

Ш группа. “Деятельность школы по выполнению закона РФ “Об образовании”.

1. На основании информации, предоставляемой в комитет образования, изучите меры, направленные на реализацию права и обязанности граждан России получить основное образование. По результатам изучения вопроса заполните таблицу.

Всеобуч

Обучающиеся, систематически пропускающие уроки

Факты не аттестации

Меры, принятые для возвращения в школу

классный руководитель

социальный педагог

заместитель директора

учителя-предметники

Определите адекватность принятых мер.

2. Изучите несколько случаев из педагогической практики, связанной с удалением обучающихся с урока. Предложите последовательность действий педагога, в соответствии с принципом усиления воздействия, которая может быть использована для предотвращения конфликтного случая.

3. На основании собеседования с педагогами, изучите уровень удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. По результатам изучения вопроса заполните таблицу.

    Востребованность образовательных услуг
    (занятия обязательные по выбору, факультативы, дополнительное образование)
    обучающимися 5-11-х классов

    Образовательные услуги

    Учитель

    Наполняемость

    Причины сохранения или сокращения числа обучающих

    начало года

    конец года

4. Изучите статьи 17, 19, 52 Закона “Об образовании”. Определите права и обязанности родителей обучающихся. Оцените условия для реализации прав и обязанностей родителей обучающихся.

5. Результаты изучения вопроса занесите в таблицу.

    Условия для реализации прав и обязанностей родителей обучающихся

    Права и обязанности родителей

    Условия, созданные в школе для реализации прав и обязанностей

    Уровень реализации (достаточный, частичный, условий нет)

    Предложения и замечания по организации работы с родителями

    1. Право на выбор формы обучения      
    2. Право на защиту интересов ребенка      
    3. Право принимать участие в управлении школой      
    4. Обязанность выполнять Устав школы      
    5. Ответственность за воспитание детей, получение основного образования      

6. Внесите предложения, направленные на обеспечение выполнения закона РФ “Об образовании” в части: а) Обеспечения получения обучающимися основного образования; б) Удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; в) Обеспечения реализации прав и обязанностей родителей обучающихся.

IV группа. “Создание здоровьесберегающей среды в школе”.

1. Изучите содержание деятельности школы по созданию здоровьесберегающей среды. Оцените уровень организации работы по направлениям: Д – достаточный, Н – организации работы нет, Ч – частичное наполнение направления. Результаты изучения вопроса занесите в таблицу.

Направления работы Мероприятия Уровень организации Факторы, снижающие эффективность работы
1. Места, где рассматривались вопросы сохранения здоровья детей      
2. Охват горячим питанием      
3. Качество горячего питания      
4. Соответствие учебных нагрузок возрастным нормам      
5. Соответствие организации уроков требованиям САНПиНов      
6. Освещенность      
7. Проведение занятий по формированию ЗОЖ:      
8. Проведение школьных воспитательных мероприятий по формированию ЗОЖ      
9. Проведение воспитательных мероприятий в классе по формированию ЗОЖ      
10. Организация уроков физической культуры      
11. Организация специальных занятий для ослабленных детей.      
12. Комфортность обучающихся      

2. Внесите предложения в программу деятельности школы по сохранению здоровья детей.

V группа. “Воспитательная работа в школе”.

1. На основании сопоставления данных об уровне воспитанности обучающихся с целями, задачами и содержанием воспитательной работы в школе определите ее эффективность. Сделайте вывод о преемственности целей и задач воспитательной работы целям и задачам деятельности школы, об адекватности содержания воспитательной работы ее целям и задачам, о факторах, определяющих эффективность воспитательной работы.

2. На основании собеседования с классными руководителями изучите включенность обучающихся в школьные воспитательные мероприятия.

Включенность в воспитательные дела обучающихся (2-11-й класс)

Школьные
мероприятия
Класс Охват
обучающихся (%)
Число
организаторов

Замечания и предложения
по организации школьных дел

3. На основании собеседования с классными руководителями определите характер воспитательной работы в классе. Определите приоритетные направления воспитательной работы в классах. Сделайте вывод о преемственности воспитательной работы в классах и школе в целом. Внесите предложения по организации воспитательной работы в школе.

VI группа.  “Оснащенность образовательного процесса”

1. Оцените обеспеченность образовательного процесса учебниками, текстами, справочной литературой. Результаты изучения вопроса отразите в таблице.

Обеспеченность образовательного процесса учебниками (1-11-й класс)

Предмет Параллель Уровень обеспеченности:
(Д – достаточный,
Ч – частичный,
Н – учебников не хватает )

Обеспеченность текстами изучаемых литературных произведений (5-11-е классы)

Параллель Наличие (% от списка) Уровень (Д, Ч, Н) Количество единиц
       

2. Сделайте вывод об оснащенности учебных кабинетов. Определите первоочередные меры по работе в этом направлении.

VII группа. “Методическая и инновационная деятельность”

1. Изучите мнение коллег об эффективности организации методической учебы педагогического коллектива, о том соответствует ли она индивидуальным запросам.

2. Изучите участие педагогов в работе, направленной на повышение профессионального уровня (+ участие, – не участие). Заполните экран участия.

ФИО Колледж открытый
урок
участие
в МО
творческий
отчет
к АТ
НПК Обобщение
опыта
кон-
курсы
оформление
сборника
курсы ПТГ выс-
тавка
                       

3. Сделайте выводы об охвате педагогов методической учебой.

4. Изучите мнение коллег об организации и содержании инновационной деятельности.

ФИО Направление инновационной работы Уровень владения актуальными навыками (Д –достаточный, Ч-частичный, Н-недостаточный) выбор направления на 2004-2005 уч. г.
проектирование Исследова
ние
дискуссия Пед. диагностика
             

Направления инновационной работы в школе:

  1. Курс “Я и город”,
  2. Курсы современной русской школы,
  3. Профильность (участие в проекте, разработка курсов профильной и предпрофильной подготовки),
  4. Формирование гражданственности обучающихся (ученическое самоуправление, правовое образование).

5. Внесите предложения по организации методической и инновационной работы.

Участие в анализе качества школьного образования широкого круга участников возможно в том случае, если коллектив един в понимании целей, стоящих перед школой. Для этого необходимо создать условия для изучения педагогами федеральных законов, других документов, определяющих развитие современного образования. На школьных семинарах, круглых столах должно идти обсуждение концептуальных идей, в том числе определяющих содержание школьного образования. Именно тогда анализ образовательной деятельности даст возможность определения перспективных направлений развития, оформленных в виде Программы развития школы.

Включение в аналитическую деятельности педагогического коллектива дает свои результаты. Появляются проблемно – творческие, проектные группы, берущие на себя ответственность преобразования воспитательно-образовательного процесса. Использование предложенных форм работы с педагогическим коллективом позволяет средней общеобразовательной школе сохранять достаточный уровень качества образования. За последние три года качественная успеваемость стабильно составляет 41%. 29 выпускников школы (2000-2004 гг.) – золотые и серебряные медалисты. Каждый второй обучающийся – участник олимпиад – побеждает в городских и областных олимпиадах. Свои знания школьники успешно подтверждают, участвуя во всероссийских Интернет-викторинах. В 2004 году школа стала партнером Майкрософт-академии.

Высок уровень профессионализма педагогов. 32% педагогов отмечены званиями “Отличник народного просвещения” и “Почетный работник образования”. Высшую квалификационную категорию имеют 35% работников, первую квалификационную категорию – 46%. Методические разработки учителей награждены медалями и дипломами конкурсов, в том числе открытого всероссийского конкурса “Педагогические инновации – 2004”. По результатам своей деятельности школа стала лауреатом областного конкурса “60 лучших школ Кузбасса” (2003 г.).

В настоящее время происходит становление гражданского образования, которое включает не только разработку его содержания и организацию социальной практики обучающихся, но и развитие демократических начал в жизни образовательного учреждения. Сформировать в школьнике гражданские компетенции сможет учитель, обладающий ими. Участие в управлении школой педагогов – путь развития и реализации этих компетенций.