Программа "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения

Разделы: Школьная психологическая служба


Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Так считает Насонкина С.А.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Как известно по работам М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни (7). Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

Психофизиологические возрастные особенности
детей младшего школьного возраста

Дошкольное детство, от рождения до поступления в школу, является периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера. В это время складываются основные личностные качества, которые в раннем детстве формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а в старшем дошкольном возрасте начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, но период развития на их основе способностей продолжается до окончания школы.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6—7 лет до 9—10 лет. В этом возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники (Словарь практического психолога, с.122).

Общие сведения о программе

Программа образовательная.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении от 19 марта 2001 года №196.

Цели занятий:

  • познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения;
  • развитие коммуникативных способностей школьников.

Основные задачи:

  • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Длительность курса – 68 академических часов.

Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):

  • 1 класс – 17 часов;
  • 2 класс – 17 часов;
  • 3 класс – 17 часов;
  • 4 класс – 17 часов.

Ожидаемые результаты.

Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

Содержание программы

Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе.

Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе, в парикмахерской. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы.

Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям.

Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.

Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.

Традиции и этикет разных народов. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей.

Тематический план

1 класс (17 часов)

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Что такое этикет. Знакомство.

1

2

Этикетные выражения при знакомстве.

1

3

Поведение за столом.

1

4

У тебя в гостях друг. Поведение в гостях.

1

5

Чем занять гостя. Прощание с гостем.

1

6

Ролевая игра в “гости”.

1

7

Утреннее приветствие.

1

8

Прощание перед сном.

1

9

Об уступчивости.

1

10

Вежливая просьба. Вежливый отказ.

1

11

Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.

1

12

Поведение в общественном транспорте.

1

13

Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.

1

14

Поведение в поликлинике, парикмахерской.

1

15

Поведение в детской библиотеке.

1

16

Поведение в магазине.

1

17

Итоговое занятие. Поведение в общественных местах.

1

2 класс (17 часов)

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Этикет. Основные правила знакомства.

1

2

Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

1

3

Поведение за столом. Сервировка стола к чаю.

1

4

Нормы поведения дома.

1

5

Чем занять гостя. Игры и развлечения.

1

6

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.

1

7

Как слушать музыку.

1

8

Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия)

1

9

Об уступчивости. Умение встать на место другого.

1

10

Как писать письма, поздравления.

1

11

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома.

1

12

Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения.

1

13

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

1

14

Поведение в лесу. Экология природы.

1

15

Как собраться в поход.

1

16

Правила поведения в лесу.

1

17

Итоговое занятие. Поведение в общественных местах и на природе.

1

3 класс (17 часов)

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка.

1

2

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

1

3

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

1

4

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

1

5

Комплименты. Искусство делать комплименты.

1

6

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество.

1

7

Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

1

8

Неловкие ситуации.

1

9

Черты характера.

1

10

Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”

1

11

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

1

12

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

1

13

Если хочешь быть здоров – закаляйся. Как избавиться от дурных привычек. Как сформировать полезные привычки.

1

14

Общение с природой. Экология природы и человека.

1

15

Что такое дружба, товарищество.

1

16

Правила хорошего тона, дурной тон.

1

17

Итоговое занятие. Поведение в общественных местах и на природе.

1

4 класс (17 часов)

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.

1

2

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

1

3

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

1

4

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

1

5

Красен человек статью.

1

6

Почему ты нравишься окружающим и наоборот.

1

7

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.

1

8

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

1

9

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

1

10

О чем говорит внешний вид.

1

11

Женственность девочек.

1

12

Мужественность мальчиков.

1

13

Умение держать себя в путешествии.

1

14

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

1

15

Традиции разных народов.

1

16

Деловой этикет.

1

17

Итоговое занятие.

1

Литература

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
  8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
  9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
  10. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).