Цикл интегрированных занятий "Песни военных лет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие № 1. “Священная война”

Цели:

  • познакомить детей с песнями “Священная война”, “Эх, дороги”;
  • разъяснить детям, как с помощью средств музыкальной выразительности достигается то или иное настроение, выражаются патриотические чувства;
  • закрепить знания детей о начале ВОВ и том, кто такие пехотинцы. Пробудить интерес к истории Отечества;
  • развивать физические способности детей. Совершенствовать навыки по метанию.

Интеграция:

  • музыкальная деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • физкультура.

Материал и оборудование:

  • аудио- и видеокассеты;
  • барабан;
  • цветные платочки;
  • полоса препятствий;
  • мешочки с песком, корзина;
  • два бумажных пакета;
  • ордена Славы (приложение 2).

Предварительная работа.

  • беседа воспитателя о начале ВОВ, о том, кто такие пехотинцы;
  • выучить с детьми стихи, песню “Взятие снежного городка” (приложение 1);
  • сделать из подручного материала ордена Славы по количеству детей.

Словарь. Священная война, пехотинцы, фашисты.

Ход занятия

Ведущий (воспитатель). Ребята! Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка.

Ребёнок.

“Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной”.

М.Садовский.

Ведущий 64 года назад началась война. С кем воевал наш народ? (С фашистами). Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ встал на борьбу с ними. Посмотрим фильм о войне (кадры кинохроники).

Музыкальный руководитель (м.р). Люди разных профессий помогали солдатам воевать. Рабочие делали танки и пушки, пекари пекли хлеб, портные шили одежду. А еще солдатам на фронте помогала песня. Кто сочиняет музыку? (Композитор). В песне кроме музыки есть ещё слова. Кто пишет стихи? (Поэт). Композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач написали песню “Священная война”. Священная – значит, что все люди должны бороться с врагом, кто как может. Песня в начале звучит тихо, а потом всё громче и громче, потому что на борьбу с врагом поднимается постепенно вся страна. Послушаем? (Прослушивание).

Ребята! Песню поёт один человек или много? (Много). Когда поёт много человек, как это называется? (Хор). Расскажите, о чём поётся в этой песне? Хотелось ли вам веселиться и танцевать? А какие движения вам хотелось делать? (Маршировать). Давайте маршировать! (Маршируют, звучит “Св. война”).

Нам надо проводить наших мальчиков-солдат на фронт.

Игра “До свидания, мальчики”!

Девочки берут платочки и встают возле центральной стены. Мальчики подходят, выбирают себе пару. Звучит подвижная танцевальная музыка. Дети стоят парами, лицом к друг другу, хлопают в ладоши. Барабанная дробь. Мальчики отходят от девочек. Пятятся. Звучит “Св. война”. (Караоке). Мальчики маршируют. Девочки стоят, руки в положении “матрёшка”, ждут мальчиков. Звучит вальс. Мальчики подходят к девочкам. Пары кружатся.

Ведущий. На фронте нужны разные солдаты: лётчики, танкисты, артиллеристы. Ещё есть самый главный солдат. Он несёт автомат за плечами, умеет ползать и много ходит в тяжёлых сапогах.

Много у него наград.
За плечами автомат.
Самый быстрый, самый ловкий и
Выносливый солдат. (Пехотинец).

М.Р. Сколько дорог пришлось пройти солдату, не пересчитать. Сядет под берёзку и поёт потихоньку: “Эх, дороги”….Кажется кто-то поёт. (Фонограмма).

Ребята! Песня была весёлая или грустная? (Грустная, задушевная). Эту песню написал композитор А. Новиков, стихи написал поэт Л. Ошанин. Давайте споём её все вместе. Я буду играть на ф.п. и петь, а вы мне подпевайте на слог ля.

Руководитель физвоспитания (физ. рук). Отдохнули? (Да!) Чтобы быть сильным и выносливым надо тренироваться. Песню запевай! (Песня “Взятие снежного городка” приложение 1).

Мы пришли на поле боя. Будем метко стрелять, быстро бегать по линии огня, донесём до командира важный пакет.

Игра “Меткий стрелок”.

Две команды кидают мешочки в корзины. Выигрывает команда, у которой больше попаданий.

Игра “ Донеси пакет”.

Две команды и два командира. Играющие бегут по полосе препятствий (дуги, кубики, лавочки…) и отдают командиру важное донесение. Побеждает команда, которая первой вручит донесение командиру.

Детям вручают ордена Славы. Подводится итог занятия.

Занятие №2. “Пора в путь-дорогу”

Цели:

  • познакомить детей с песнями “Пора в путь-дорогу”, “Три танкиста”;
  • формировать у детей умение самостоятельно высказываться о характере музыки;
  • закрепить знания детей о военных профессиях: пехотинец, танкист, лётчик;
  • познакомить детей с батальной живописью. Способствовать отражению детьми впечатлений о войне в рисунке.

Интеграция.

  • музыкальная деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • рисование.

Материал и оборудование.

  • аудио- и видео кассеты;
  • практический материал для рисования по выбору ребенка;
  • репродукции;
  • флажки трёх цветов;
  • ордена по количеству детей (приложение 2).

Предварительная работа.

  • беседа воспитателя о знаменитом сражении “Курская битва”, о работе танкистов и лётчиков на войне;
  • выучить с детьми стихи;
  • подобрать репродукции и материал для рисования;
  • сделать ордена;
  • приготовить флажки.

Словарь. Батальон, пилот.

Ход занятия

Ведущий. Ребята! Вы уже знаете, как проходят сражения. Люди разных военных профессий собираются вместе, идут, едут, летят, ведут бои, чтобы победить врага. Пехотинцы! Лётчики! Танкисты!

Дети.

Трубы поют, барабаны гремят –
Это войска начинают парад.
Вот пехотинцы идут, молодцы,
Славные, смелые наши бойцы.

Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылая стране.
То быстроходный летит самолёт,
Лётчик отважный машину ведёт.

Окна звенят, задрожала земля –
Движутся танки, гремя и пыля,
Движутся танки, идут на парад,
В них молодые танкисты сидят.

Н. Френкель.

Музыкальный руководитель. Лётчики поют песню “Пора в путь дорогу” композитора В. Соловьёва– Седого, на стихи поэта С. Фогельсона (видеофрагмент из фильма “Небесный тихоход”).

М.р. Ребята! Расскажите, какая это песня? (Бодрая, ...).

Это какой музыкальный жанр? (Марш).

Танкисты тоже смелые бойцы. Послушайте, как они поют песню “Три танкиста” композиторов-братьев Покрасс на стихи поэта Б. Ласкина. (видео или аудиозапись песни).

Ребята! А танкисты смелые солдаты? Какая музыка в песне? (Боевая, отважная...).

Вы знаете уже много военных песен. Назовём их. (Дети перечисляют названия песен). А теперь вы будете их угадывать. Шагом марш! (Идут строевым шагом).

Игра “Флажки”.

Ведущий показывает детям флажки трёх цветов. Зелёный – пехота и песня “Эх, дороги”; красный – танкисты и песня “Три танкиста”; голубой – лётчики и песня “Пора в путь дорогу”.

Ведущий поднимает флажки. Если зелёный, то дети, взяв друг друга за плечи, слега покачиваются под музыку, стоя в кругу. Если красный, то дети, руками делают “моторчик” под музыку, маршируя. Если голубой, то дети, идут змейкой, за направляющим под музыку, изображая руками самолёт.

Руководитель изостудии (рук из). Ребята! Художники нарисовали много картин о ВОВ. Давайте их посмотрим! (Смотрят репродукции, преподаватель ИЗО комментирует их, беседует с детьми, активизирует впечатления детей от военных песен). А вы хотите нарисовать военное сражение, где будут танки, самолеты, солдаты? (Дети рисуют под звучание военных песен)

После рисования детей награждают орденами “Красной Звезды”. Подводится итог занятия

Занятие № 3 “День Победы”

Цели:

  • познакомить детей с песнями “В землянке”, “ День Победы”;
  • упражнять детей в умении распознавать характер музыки;
  • развивать у детей умение менять движения в соответствии с характером музыки;
  • разучить песню “День Победы”;
  • закрепить знания детей о Дне Победы, о том, кто такие ветераны;
  • поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.
  • воспитывать гордость, патриотизм;
  • совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию, упражнять детей в изображении действия, используя жесты и движения. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Материал и оборудование.

  • аудио- и видеокассеты;
  • флажки трёх цветов;
  • театральный реквизит: гимнастёрки, “костёр”,солдатский котелок, игрушечный автомат;
  • материалы выставки “Семейные истории о ВОВ”;
  • ордена Победы по количеству детей (приложение 2).

Предварительная работа:

  • беседа воспитателя о Дне Победы, о ветеранах ВОВ;
  • инсценировка песни “В землянке” с участием детей;
  • повторение песни “Взятие снежного городка”.

Словарь. Ветеран, штурм, землянка.

Интеграция. Музыкальная, познавательная, театральная деятельность.

Ход занятия

Ведущий. После боя солдатам нужен отдых. Бойцам хочется прочитать письмо из дома, спеть песню:

Кто сказал, что нам не надо песен на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!

Солдаты отдыхают и поют песню “В землянке” композитора К. Листова на стихи поэта А. Суркова (звучит аудиозапись).

Инсценировка. “Землянка”, “костёр”. 1 куплет: солдаты греют руки у костра, раненому солдату перевязывают раны. Припев: под гармонь пара детей кружится в вальсе. 2 куплет: солдаты пишут и читают письма. Припев: обнявшись за плечи, покачиваются.

М. р. Вам понравилась песня? Расскажите, какой характер у музыки. (Задумчивый, добрый, спокойный). Отдых у солдата короткий, утром снова в бой, в котором могут победить только смелые бойцы. Песню запевай! (“Взятие снежного городка”).

Игра “Штурм”.

Три команды, три флажка: пехотинцы – зелёный, лётчики – синий, танкисты – красный флажок. Назначают командиров каждой команды.

Пехотинцы стоят в одной шеренге. Командир, стоя лицом к играющим, подаёт команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если она началась со слова “ взвод”. Тот, кто ошибся, делает шаг назад. Отмечаются две ошибки: играющий выполнил команду без предварительного слова, играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. По окончании игры командир водружает флажок в стойку (песня “Эх, дороги”).

Лётчики змейкой “летят” вперёд, взявшись за плечи. Командир впереди с флажком. Опустивший руки, выбывает из игры. (Песня “Пора в путь дорогу”).

Танкисты делятся на тройки-экипажи. Обнявшись за плечи, продвигаются вперёд, объезжая препятствия (кубики). Выбывает тот, кто расцепил руки. (Песня “Три танкиста”). Три флажка в стойке. ПОБЕДА!

Ведущий. Закончился наш штурм. Закончилась ВОВ. Когда она закончилась? Люди плакали от счастья, дарили друг другу цветы и вспоминали, как им было нелегко (кадры кинохроники с песней “День Победы”).

М.р. Ребята! Вы услышали песню “День Победы” композитора Д. Тухманова на слова поэта В. Харитонова. К какому музыкальному жанру относится песня? (Марш). Давайте вспомним, какая музыка у марша? (Бодрая, энергичная). Эту песню поют в День Победы 9 мая. Мы выучим её, чтобы спеть в праздник вместе со всеми россиянами. (Разучивание песни по схеме).

Ведущий. Солдаты помогли освободить Родину от фашистов, но это было давно. Они состарились. Как их теперь называют? (Ветераны). Им нужна помощь. Как можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали.

Рассказы детей по материалам выставки “Семейные истории о ВОВ”

Подводится итог занятия. Детям торжественно вручают ордена Победы.

Литература

  1. Зенькович Н. “Мальчишки в пилотках”. 1986 г.
  2. Митяев А. “Книга будущих командиров”. 1988 г.

В приложении 1 слова 2 и 3 куплета появляются после двойного щелчка левой кнопки мыши, внизу под нотами.


Приложение 2