Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Забота о человеческом здоровье, более о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод   требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский.

В последние годы уровень заболеваемости у школьников повысился.

Наша школа не является исключением, в ней так же идет рост простудных заболеваний, патологических, заболеваний опорно-двигательного аппарата и Ц.Н.С. Вместе с тем, в школьной популяции отмечаются тенденции, имеющие прямое отношение к здоровью, но не оцениваемые медицинской статистикой, это половой контакт,

употребление алкоголя и наркотиков.

В то время, как предыдущие поколения школьных оздоровительных программ были ориентированны на предотвращение инфекционных заболеваний, в настоящее время они в значительной степени уступили новым “болезням”: оскорбления, насилие, рискованное сексуальное поведение, психологические и эмоциональные расстройства, проблемы, относящиеся к бедности, а также недостаток достоверной информации о сохранении здоровья. Эти данные показывают, что мониторинг поведения с риском для здоровья может являться достаточно важным компонентом при обсуждении вопроса о сохранении позитивного здоровья.

Такого рода информация подсказала направление деятельности, ориентированной на сохранение здоровья школьников и требует комплексного подхода.

Результаты проведенного психологического исследования в 9-м и 10-м классах выявили учащихся с сочетанными нарушениями в развитии - это дети с низким уровнем осведомленности по школьным предметам, нарушениями функций двигательной активности, рассеянным вниманием и социальной дезадаптацией.

Данная проблема в школе привела к потребности сформировать группу “здоровья” для таких учащихся, где можно развивать средствами физической культуры двигательную активность, мышление, навыки здорового образа жизни, воспитывать культуру поведения и общения, а так же нравственные качества.

Здоровый образ жизни - это соблюдение, привычное выполнение определенных правил, которые обеспечивают гармоническое развитие человека, высокую трудоспособность, душевное равновесие, здоровье.

Правило первое, самое главное - настроиться на здоровый образ жизни, захотеть быть здоровым.

Правило второе - соблюдать советы гигиены: стремиться к чистоте, разумно чередовать работу и отдых, использовать клады природы - солнце, воздух, воду.

Правило третье - научиться рационально питаться.

Правило четвертое - уважать и любить физическую культуру - разумное и полезное регулирование необходимой физической нагрузки.

Правило пятое - управлять своими чувствами, настроением, научиться жить в ладу с окружающим миром. Перечень правил можно продолжать. Поэтому разговор о здоровом образе жизни может быть очень обширным. Тема эта неисчерпаема. Важно не рассказать все, с деталями и примерами, а разбудить мышление, вызвать желание задуматься о своем здоровье, о своем месте в человеческом обществе.

Итак, правило первое - настроиться на здоровый образ жизни, захотеть быть здоровым - самое важное правило. Знаменитый философ А.Шопенгауэр сказал: “Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья, значит, и счастье в прямой зависит от здоровья”.

Здоровый образ жизни должен вырабатываться в семье. Зарядка, активные прогулки, закаливание, рациональное питание - обязательное условие прочных семейных традиций, взаимного уважения, дружбы поколений. Бурная смена наших жизненных устоев выстраивает перед молодежью новые требования. Найти работу становится все труднее. Часто сотрудников подбирают на конкурсной основе, где здоровье, характер, общительность расценивается наравне с профессиональными знаниями, а то и более высоко. Значит, пожелание здоровья - это не просто советы мамы и бабушки, а прямая ориентация на будущую творческую жизнь.

Правило второе - соблюдать правила гигиены. Ее нормы и рекомендации тесно связаны с правилами физической культуры. Гигиена и физическая культура - две части одного целого, гармонического развития детского организма, сохранение здоровья и творческой активности. Режим - одно из требований гигиены, одно из условий сохранения здоровья. Вовремя ложиться спать, вставать утром, обедать и гулять - это совсем не детские наставления. Четкий распорядок жизни школьника согласуется с физиологическими ритмами организма. Уместно напомнить о делении людей на две группы - “сов” и “жаворонков”. Это обязательно скажется на режиме работы и отдыха. Чистота - еще одно требование мудрой науки гигиены. О том, что надо регулярно мыться, желательно ежедневно под теплым душем, очевидно, знают все. Следует только напомнить, что делать это надо не только для того, чтобы быть чистюлей, сохранять тело и одежду чистыми, но и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение, помочь организму быстрее справиться с умственной и физической усталостью. Струя чистой воды нормализует, повышает энергетику, вливает силы. Закаливающие процедуры солнцем, водой и воздухом - тема особого разговора. Влияние закаливания заключается не только в том, что повышается сопротивляемость организма заболеваниям, прежде всего простудным, но и в том, что при закаливании укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ в организме, улучшается деятельность сердца, легких и других органов и именно вследствие всего этого - повышается выносливость и работоспособность человека. Занятия физкультурой и спортом предоставляют широкие возможности для закаливания организма не только при групповых учебно-тренировочных занятиях, но и при индивидуальных домашних.

Правило третье - научиться рационально питаться. Известно, что физический труд, занятия физкультурой и спортом, повышают расход энергии. Восполнить израсходованную энергию можно только при рациональном питании, выполняя требования:

  • Регулярность приема пищи и распределение суточного рациона;
  • Соответствие суммарной калорийности пищевых продуктов суточному расходу энергии;
  • Качественный состав пищи - в ней должны сочетаться все вещества и микроэлементы, необходимые для построения тканей и органов, для протекания физиологических процессов.

Правило четвертое - уважать и любить физическую культуру. В обязательном порядке включить в режим дня занятия физкультурой и спортом, не считая уроки физической культуры.

При проведении комплексного воспитания по здоровому образу жизни можно использовать методы педагогического, психологического и медицинского воздействия.

В основе этих методов лежат принципы:

1. Принцип простоты - Все, что необходимо ребенку и учителю для готовности к творению собственного здоровья, должно быть рядом.

2. Принцип безопасности - Не предлагать ребенку ничего, что отрицательно связано с внешним воздействием на него (лекарства, травы, аппаратура).

3. Принцип доступности:

а) доступность экономическая: в набор технологий творения собственного здоровья и диагностику достижений не включать ничего, что требует дополнительных финансовых и материальных затрат;

б) доступность психологическая - ребенок и педагог должны использовать только то, что сами испытали на собственном опыте. Любой чужой опыт, взятый на веру нарушает принцип доступности.

4. Принцип эффективности - Используя различные методы диагностики мы отслеживаем результаты и наблюдаем на сегодняшний день динамику роста в развитии

моторики, всех типов памяти, внимания и снижения заболеваемости.

Эти принципы могут быть как дополнены, так и изменены.

Таким образом, выбрав девиз “Сотвори себя”, мы видим смысл здорового образа жизни. Единственный способ избавиться от движения в пропасть - это вернуть человеку его тело, его дух, его разум, вернуть ответственность через знание, умение творить себя (свое тело, свой разум).

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография