Открытый урок по изобразительному искусству в 5-м классе на тему: "Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих. Графическое изображение деревенского пейзажа: дома, калитки, дерева"

Разделы: МХК и ИЗО


Выразительные средства графики – линия, пятно, штрих. Графическое изображение деревенского пейзажа: дома, калитки, дерева.

Задачи урока:

  1. научиться владеть графическими средствами изображения в рисунке, владея законами перспективы, соотношениями светлых и темных пятен, силуэтным построением;
  2. овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность убедительного изображения действительности;
  3. обучаясь графической грамоте, развить свои творческие способности.

Материалы к уроку: альбомный лист, карандаш, ластик, черный (или другого цвета) фломастер.

Оформление классной доски:

  • графические рисунки: “Русский мотив”, “Изборские дали” В. М. Васильева (рисунок 1, рисунок 2);
  • промышленный пейзаж “В доке” И.И. Текучева (рисунок 4);
  • иллюстрация И.М. Филя к рассказу А.П. Чехова “Тоска” (рисунок 3);
  • учебные графические рисунки деревенского пейзажа и сцены прощания русского воина с семьей;
  • таблица методической последовательности работы над графическим рисунком;
  • слова Микеланджело “Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка живописи и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки”;
  • рисунок цветными мелками на доске “В стойбище оленеводов”;
  • карикатурные зарисовки мелом.

Приглушенное звучание музыки из произведения Моцарта.

Изложение учебного материала

Сообщив тему урока, задачи, учитель знакомит учащихся с графикой, как видом изобразительного искусства, цитирует слова Микеланджело о роли рисунка в графическом, живописном и скульптурном изображении (слайд 3).

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики - черный и белый (слайд 1). Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого, линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали.

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира. Учитель вызывает к доске двух учащихся и дает задание мысленно перевоплотиться в древних художников и нарисовать цветными мелками “наскальные” изображения животных, за которыми охотились наши предки. Затем комментируют полученные изображения с последующим выводом, что именно рисунок является общей основой графики и живописи. Искусство графики, продолжает учитель, имеет много общего с живописью. И тут и там перед нами определенное изображение на плоскости. Художник-график, так же как и художник-живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.

Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую” (слайд 2).

Итак, графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер. Рисунок может быть произведен во многих экземплярах при различных техниках, как рукотворных, так и машинных.

Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно “схватить” его движение, повадку, характер. Это в полной мере можно постичь, если внимательно рассматривать сцену прощания русского воина с семьей, собирающегося отразить нападение врага. Умело манипулируя линией, художник передал силу и мужество воина, грусть и скорбь собирающих его в дальний путь сыновей и жены. А в рисунках художника В.М. Васильева (рисунок 1, рисунок 2) линией и пятном с поразительной силой переданы величие, романтическая сила русской природы, русской деревни. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова “Тоска”, выполненная художником И.М. Филем (рисунок 3), наталкивает на размышление о сущности человеческого бытия на земле, а графический рисунок И.И. Текучева “В доке” (рисунок 4) показывает могущество индустриального города – порта.

Если обратиться к таблице изображающей способы использования линии художником-графиком, то можно заметить их разнообразие: это вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, пересекающиеся между собой; линии, принимающие форму изображаемого предмета, частота нанесения которых создает определенный тон, глубину.

Искусство линии требует от художника снайперской точности глаза, безошибочной верности руки, тонкого чувства формы и высокого вкуса. Линия может быть спокойной, плавной, льющейся, а может быть, напротив, стремительной, нервной, малейшие ее колебания, утолщения, утончения, способны выразить своеобразие форм, увиденных художником в жизни.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.

Итак, графические произведения могут быть отпечатаны во многих экземплярах. Для этого художник режет особыми резцами линолеум или деревянную доску, или рисует на литографическом камне, или вытравливает рисунок на металлической пластине. Мы называем их эстампами. Оттиски, сделанные с досок из дерева, с листков линолеума, пластинок металла, называются гравюрами.

Учитель раздает двум учащимся готовые, вырезанные ребятами на линолеуме, графические изображения. Учащиеся с помощью кисточки накладывают краску на линолеум, который лежит на чистом листке бумаги, затем обработанный листок линолеума накладывают на чистый альбомный лист, производит оттиск. Готовое изображение демонстрируется учащимся.

Обобщенность образа, условность его цветовой характеристики, преувеличение и символистика – все это ощущается в графике. Смелые, порой неожиданные приемы допускает сатирическая графика – карикатура.

Особое значение имеет работа художника-графика в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально-шрифтовое оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складываются слова, строка, страница, от её красоты зависит и легкость чтения, восприятия текста. Плакат, рекламная афиша – сравнительно новый вид графики, необходимый в жизни современного человека. Особой популярностью пользуется промышленная графика.

Практическая часть

Вооружившись определенными знаниями о графике, учащиеся на альбомных листах простым карандашом воспроизводят композиционную схему деревенского пейзажа: деревянный бревенчатый дом, дерево у калитки, изгородь. Уточняя перспективную сокращенность, используя штрих, пятно, линию, учащиеся выполняют заданный рисунок. Учитель напутствует учеников словами Д. Рейнольдса:

“Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий”.

Учитель параллельно на доске помогает воспроизводить необходимое изображение. При обнаружении типичной ошибки у учащихся учитель делает дополнительные пояснения.

Карандашные рисунки отрабатываются цветными фломастерами. Для более качественного выполнения рисунка используется дополнительный урок. В конце занятий графические рисунки демонстрируются аудитории (приложение I, приложение II, приложение III, приложение IV, приложение V).

Методические пособия, используемые для урока

  1. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
  2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.
  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998.
  4. Ростовцев Н.Н. Школа. Учитель. Искусство. М.: Просвещение, 1981.
  5. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. I часть. Обнинск: Титул, 1996.
  6. Энциклопедия рисования. М.: Росмэн, 2000.