Из опыта работы Центра образования по программе ЮНЕСКО по теме: "Толерантность — преддверие мира"

Разделы: Внеклассная работа


“Быть современником – значит творить свое время”

Марина Цветаева

Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. “Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период”, – так говорил Джон Дьюи в статье “Демократия и образование”.

Коллектив Центра образования № 1619 по программе “ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПРЕДДВЕРИЕ МИРА” работает с 1996 года по настоящее время. Как и почему коллектив учебного заведения пришёл к идее долгосрочного гуманитарного проекта, о том, как ученики и преподаватели начинали работу, о трудностях и достижениях – всем этим проблемам и посвящён реферат.

Центр образования – это сложный организм, где совместно учатся, работают, общаются, живут ученики, их родители, учителя, воспитатели. За более 20 – летний период работы школы в ней сложились хорошие традиции. Начало работы над проектом “Толерантность – преддверие мира” стала органичным продолжением той работы по развитию личности ученика, которая велась и раньше.

ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА

Общество – это совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между людьми складываются определённые отношения. Общественные отношения развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности человека.

Одной из важнейших сфер общества является духовная сфера. Духовная сфера – отношения между людьми по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми членами общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются предметы живописи, музыка, литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения, т.е. всё то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, образование, из проявлений морали, искусства, религии. Всё это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о жизни общества.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность образовательных учреждений, а также круг его сверстников и друзей, богатство его общения с другими людьми.

Одной из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество.

Деятельность учреждений образования – это распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим количеством людей. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человечества и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Социализация как процесс усвоения определённых знаний, норм и ценностей – происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включённость в определённые общественные отношения, формы общения и виды деятельности.

Задача школы – помочь социализации индивида. Современное российское общество характеризуется нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией личности. Чем в большей степени меняется общество в России, тем острее в нём потребность в знаниях о человеке, обществе и его истории, тем больше ощущается необходимость в культурном развитии гражданина.

Знания об обществе нужны каждому человеку потому, что он тысячами нитей связан с другими людьми, у него есть заботы о своей семье, о близких и друзьях, о своём народе и его культуре, о настоящем и будущем России, всей планеты Земля.

Проблема интернационального в культуре – это проблема общечеловеческих ценностей, выраженных в конкретных ценностях и социальных норм, традициях нации. Интернациональное – это те ценности, которые объединяют народы. В современном мире идут процессы интернационализации в социальной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимосвязям, сотрудничеству и взаимопомощи разных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогащение культур на почве взаимодействия и сотрудничества, всемерного развития каждой национальной культуры.

Национальное в культуре – это, прежде всего самосознание народа, личности, выраженное в языке, искусстве, обычаях.

Роль школы, как воспитательного учреждения, необычайно важна в объяснении и пропаганде идей просвещения, гуманизма и демократии.

ЦЕЛИ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА “ТОЛЕРАНТНОСЬ – ПРЕДДВЕРИЕ МИРА”

  • Воспитание учащихся Центра в духе открытости и понимания других народов, многообразия культур и истории, в духе принципов взаимозависимости людей, живущих рядов в школе, городе, стране, планете;
  • воспитание учащихся Центра в духе Культуры мира, т.е. понимания того, что уровень развития человечества, его материальной и духовной культуры это и есть культура мира, которая позволяет строить отношения между людьми, не прибегая к методам насилия;
  • пропаганда среди педагогов и учащихся Центра практики ненасилия и мира, благодаря которой все члены коллектива учатся жить вместе в мире и гармонии, что будет способствовать укреплению принципов сотрудничества;
  • обучение отказу от насильственного пути решения конфликтов;
  • обучение использованию мирных средств для решения разногласий;
  • разъяснение того, что Российское государство складывалось и развивалось в результате взаимодействия народов, проживающих в нём;
  • формирование понимания того, что Россия как государство существует многонациональному многообразию;
  • знакомство с материалом по теме “Москва – многонациональный город”.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТА

В ноябре 1996 года на педагогическом совете Принципы Толерантности и “Декларация толерантности” были представлены учителям представителем ЮНЕСКО в Москве Мацковским М.С. – Директором Международного Центра общечеловеческих ценностей.

На следующий год по приглашению Центра группа учителей школы принила участие в международной конференции, которая проходила под эгидой ЮНЕСКО и Российской Академии наук.

Свою работу представляли учителя: истории и обществоведения, биологии, физики, английского языка. Вот имена участников конференции и темы их выступлений:

  • Хмель В.А. – директор школы – представила наш Учебно-воспитательный комплекс и рассказала о системе работы.
  • Андриенко Т.Н. – учитель биологии и экологии – “Экологическое воспитание школьников”
  • Гончарук В.А. – учитель английского языка – “Аспекты толерантности взаимопонимания и сотрудничества на уроках английского языка”.
  • Семшова Г.В. – учитель истории и обществоведения – “История как шанс и урок”.
  • Хлыстова Н.Л. – учитель истории и обществоведения – “Деловая игра: “Выборы президента класса”. От раздора к согласию”.

С материалом этой конференции можно познакомиться в книге “Толерантность в общественном сознании России”, изданной в 1998 году российским представительством ЮНЕСКО в Москве и Российской Академией естественных наук.

Так эти учителя стали инициаторами создания школьной программы “Толерантность – преддверие мира”. Инициаторы понимали, что для того, чтобы знакомить школьников с принципами “Декларации о толерантности” и проводить работу в рамках данной программы ЮНЕСКО, необходимо провести подготовку всего педагогического коллектива.

Прежде всего, учителя школы познакомились с “Декларацией принципов толерантности”, принятой 28-й Генеральной конференцией ЮНЕСКО в Париже 16 ноября 1995 года, а также подробно изучили учебно-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии – “Терпимость: преддверие мира”, отпечатанное в 1994 году ЮНЕСКО.

Следующим шагом нашей работы в данном направлении стала школьная научно-практическая конференция “Принципы толерантности – принципы добра, любви, взаимопонимания”, которая состоялась в апреле 1998 года.

Конференция закончилась круглым столом, где выступали наши гости:

Тыминский В.Г. – профессор, член Президиума РАЕН, Мацковский М.С. – чл. к. РАО, генеральный директор Международного центра общечеловеческих ценностей, Гудков В.П. – декан славянского отделения филологического факультета МГУ, Хаиров Р.И. – исполнительный директор фонда “За выживание и развитие человечества”.

Их поддержка, а также конкретные замечания и конструктивные предложения помогли нам в планировании и проведении дальнейшей работы.

В апреле 1999 года в нашей школе состоялась первая ученическая конференция, которую мы назвали “Толерантность – преддверие мира”. Все выступления и доклады связывала идея – как важно быть терпимым.

Начальная школа – “Ладить учимся с детства”. Ученики 2-го класса показали небольшой спектакль по стихотворению А.Л.Барто про мальчишку, который постоянно опаздывал на уроки и всегда придумывал забавные истории-оправдания.

5 класс – “Мир вокруг нас” – конкурс рисунков.

6 класс – “Книги, которые нас учат добру и взаимопониманию”. Ученики 6 А класса подготовили небольшой отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”:

“Прощай, – сказал Лис, – вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

7 класс – “Моя родословная”. Ученик 7 Г класса Сарибекян Георгий представил историю своей семьи, в которой переплелись корни нескольких народов России.

8 класс – “Славные страницы истории России”. Ученица 8-го класса Чобан Наталья представила работу, которая была выполнена на материале экскурсии на Бородинское поле “Истоки патриотизма защитников Отечества в 1812 и 1941 г.г.”.

9 класс – “Школьный музей 25 танкового корпуса – место встречи поколений”. Члены Совета школьного музея рассказали о традиционном мероприятии “День защитника Отечества”.

10 класс – “Земля – наш общий дом”. Участники школьного экологического кружка, который проводит свою работу на базе Сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева, рассказали о том, что общение человека с животными необходимо как самим людям, так и братьям нашим меньшим.

11 класс – “Толерантны ли вы?”. Ученицы 11 Г класса Иванова Александра и Гуськова Ольга представили разработанный на уроках английского языка тест, который авторы предложили своим одноклассникам. Итоги теста показали, что выпускники школы знают историю, культуру, традиции, обычаи той страны, язык которой они изучают.

В марте 2000 года в образовательном учреждении прошла конференция на тему От идей толерантности в школе к толерантному обществу”. Эта конференция была необычной как по своей форме, так и по содержанию. Дело в том, что выступали на конференции, как учителя, так и учащиеся.

На взгляд координационного совета школы, каждая школьная дисциплина, каждое общеклассное и общешкольное мероприятие открывают возможность для ознакомления учащихся с концепциями, ценностями и практикой, посредством которых толерантное поведение обогащает жизнь людей.

Работа проводилась в течение учебного года. Основные тезисы обсуждались на классных часах, на уроках. Учащимся предлагалось выполнить творческие задания, лучшие из которых затем были представлены на школьной конференции. Был проведен конкурс работ на тему “Добро и зло глазами ребенка”.

52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН провозгласила завершающий год ХХ столетия “Международным годом культуры мира”. Правительство Москвы приняло Комплексную городскую программу “Москва на пути к культуре мира”

Проводя работу в рамках данной программы, учителя нашей школы стали участниками Международной конференции “Мышление ХХI века и образование”. Она состоялась в июне-июле 1999 года в Москве и прошла под девизом:
“Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления” (А.Эйнштейн).

В ноябре 1999 года группа учителей нашей школы была приглашена на международную конференцию “Москва – Россия на рубеже тысячелетий”, в ходе которой приняли участие в работе круглых столов: “На пути к культуре мира”, “Национальная безопасность и гражданское общество – основа российской государственности” и “Российское здравоохранение и образование в ХХI веке”.

Исходя из выше изложенного, координационный совет принял решение – традиционно проводить школьные конференции 16 ноября в Международный день толерантности.

“Москва на пути к культуре мира” под таким названием и прошла конференция, которая состоялась 16 ноября 2000 года в Международный день толерантности.

Для подготовки к конференции были разработаны проектные задания для каждой параллели:

  • 5 класс – “Культура общения в семье”;
  • 6 класс – “Культура поведения в школе, классе”;
  • 7 класс – “Гражданская культура”;
  • 8 класс – “Культура общения со сверстниками”;
  • 9 класс – “Москва – город мира”;
  • 10 класс – “Культура мира и диалог между цивилизациями”;
  • 11 класс – “Культура России в контексте культуры мира”.

Работа проводилась учителями-предметниками, классными руководителями. Учащиеся сами выбирали форму своего участия в работе над проектом: личное, групповое, целым классом.

2001 год был объявлен ООН как “Год диалога между цивилизациями”. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 4 ноября 1998 года подчеркивается, что “конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество между цивилизациями осуществлялось на протяжении всей человеческой истории, несмотря на препятствия, возникавшие из-за нетерпимости, раздоров и войн… достижения цивилизаций являются коллективным наследием человечества…”.

10 декабря 2001 года – в международный день прав человека – у нас прошла конференция на тему “Толерантность – уметь услышать и понять друг друга”.

Были предложены следующие темы мини-проектов и заданий по параллелям:

  • 5 класс – “Правила жизни нашего класса”
  • 6 класс – “Общение литературных героев”
  • 7 класс – “Эмблема мира”
  • 8 класс – “Манифест мира” – обращение к участникам конференции
  • 9 класс – “Люди, которые нас окружают”
  • 10 класс – “История войн и конфликтов на земле”
  • 11 класс – “Терроризм – угроза миру”.

Один из принципов толерантности гласит следующее: “Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии.

В ноябре, декабре 2002 года прошла уже традиционная общешкольная конференция. Она называлась “Страна, в которой мы живём” и проходила под девизом “Учимся строить взаимоотношения”. Из общего количества этносов, живущих в современной России, около 150 сегодня представлены в Москве. Наша столица как бы воспроизводит всю этническую географию страны.

Одной из главных задач образования является формирование личности, ее социализация. Надо научиться жить в нашем многоликом, поликультурном мире. Надо полюбить этот мир, а, как известно, все люди любят только то, что знают.

В начале учебного года классные коллективы получили задания. В течение двух месяцев шла работа по подбору материала, ребята продумывали форму представления, свои костюмы.

В работе конференции приняли участие и представили свои работы:

  • ученики 2-х классов – “Рисуем народные пословицы”,
  • 5 А класс – афганская народная сказка,
  • 5 Б класс – якутская народная сказка “Серебряные рога”,
  • 5 Г класс “Что роднит сказки народов России”,
  • 6 Б класс “Обычаи цыган”,
  • 6 Г класс “Казачество в России”,
  • 7 А класс Праздник Ивана Купалы,
  • 7 Б класс “Традиции Сабантуя у татар и башкир”,
  • 7 Г класс “Крещение детей у православных народов”.

“Народы и культуры в зеркале Москвы” под таким названием прошла конференция 16 ноября 2003 года. На конференции были представлены 12 работ классных коллективов 5 – 10 классов.

  • 7 А класс: “Из истории создания и принятия Принципов толерантности”,
  • ученики 5 А и 5  Б классов представили на выставку свои рисунки “Мир вокруг нас”,
  • 5 Г класс: “Роль музыки во взаимоотношениях между людьми”,
  • 8 А класс: “Песня сближает народы и страны”,
  • 6 А класс: “Дни грузинской культуры в Москве”,
  • 6 Г класс: “Роль немцев и немецкой культуры в развитии Москвы и России”,
  • 7 Г класс: “Молодёжные игры доброй воли в Москве”,
  • 8 Б класс: “Большие проблемы маленьких мигрантов”,
  • 8 Г класс: “Национальные школы в Москве”,
  • 10 Б класс: Лаухина Светлана “Какие бывают жесты и их роль в общении”,
  • 10 Б класс: Чудная Елена “Немцы глазами европейцев”,
  • 10 Б класс: Караманиц Алиса рисунок “Толерантность”.

Работая над реализацией долгосрочного гуманитарного проекта, организаторы понимают, что работают над решением актуальной проблемы – воспитание у учащихся нашей школы толерантного отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности и обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в отношениях в семье, школе, городе, стране.

Говоря о воспитании в духе толерантности, в духе прав человека и демократии можно говорить о двух основных направлениях работы школы: общешкольные мероприятия (конкурсы, фестивали, викторины, конференции) и работа преподавателей во внеурочных занятиях в рамках учебных дисциплин. Каждое занятие, каждое мероприятие дают возможность для ознакомления, а затем и изучения учащимися основополагающих принципов толерантности, благодаря которым обогащается жизнь класса, школы.

Методическим объединением учителей истории Центра образования большой опыт обучения в духе толерантности.

Вот некоторые из методических разработок наработок.

В урочное время проводятся:

1. Элективный курс “Основы правоведения” (8 – 9 класс). Чудиловская И.А., Хлыстова Н.Л.
2. Элективный курс “Толерантность – преддверие мира” (10 класс). Хлыстова Н.Л.
3. Элективный курс “Права человека” (11 класс) Хлыстова Н.Л.
4. Элективный курс “История в лицах” (8 – 11 классы). Чудиловская И.А., Хлыстова Н.Л., Семшова Г.В.
5. Элективный курс “Основы политологии” (10 – 11 класс) Радюш Н.Ю.
6. Работа “Моя родословная” (2 ступень обучения).
7. Работа “История моей семье в годы Великой Отечественной войны” (старшие классы).

Во внеурочное время:

1. Экскурсионная работа, по углублению знаний по истории Москвы и России (“Религии мира в Москве”, “Иностранцы в Москве”, “Как жили москвичи”).
2. Ежегодные встречи с представителями администрации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
3. Участие во Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников “Человек в истории. Россия ХХ век”.
4. Участие в районных и окружных викторинах, проводимых клубом “Единство” (ЮНЕСКО – Строгино).
5. Участие в Окружном конкурсе проектных работ (2001 год “Оружие победы”, 2004 год – “Полководцы побед”, 2005 год – “Памятники – это память”, “Суд памяти”).

Ведётся работа на базе Музея Боевой славы 25-го танкового корпуса

1. Встречи с ветеранами корпуса (на всех ступенях обучения).
2. Встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, живущими в микрорайоне (на всех ступенях обучения).
3. Исторические конференции по основным проблемам Великой Отечественной войны (2 – 3 ступени обучения).
4. Исследовательская работа “История моей семье в годы Великой Отечественной войны” (старшие классы).
5. Изучение документов по истории Великой Отечественной войны, которые находятся в архиве музея.
6. Встречи и поздравления ветеранов в День Победы в Парке культуры и отдыха имени Горького (старшие классы).
7. Проведение экскурсий для учащихся и гостей школы.
8. Участие Совета школьного музея во встречах ветеранов 4 Ударной танковой армии с однополчанами.

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали мы нам: “Ваш проект достиг целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея работы над таким масштабным проектом родилась не сразу и не у одного человека. Но понимание того, что наша работа необходима школе, городу стране, вселяет в наши сердца огромный оптимизм и дальнейшее желание творить. Все участники проекта – администрация школы, координационный комитет, классные руководители и ученические творческие группы – становятся соавторами этого дела.

Важнейшая, на взгляд координационного комитета, задача школы – это распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим количеством людей. Все, участвующие в работе над реализацией Проекта, формируют духовный мир многих людей, а значит, духовная жизнь общества становится богаче.