Эклектический подход к преподаванию английского языка

Разделы: Иностранные языки


Роль личности преподавателя в обучении иностранным языкам остается первостепенной, потому что именно он организатор группового взаимодействия, от него зависит максимальный эффект, интерес и польза от обучения. В какой бы аудитории преподаватель не находился, он сам решает проблему выбора методов, приемов и форм обучения, а также содержание обучения.

Что касается содержания обучения, то организовать обучение иностранным языкам в учреждении начального профессионального образования так, чтобы вызвать интерес к учению у учащихся, и, следовательно, повысить их мотивацию стало возможным через создание профильно-ориентированного курса, которому отводится 30 учебных часов из 70. При создании курса акцент делался на интересе учащихся к выбранной ими профессии, иностранный язык выступает здесь как средство, способствующее развитию у учащихся навыков и умений иноязычного общения в профессиональной сфере. Учебные темы и содержание учебного материала отобраны преподавателем из различных учебников и учебных пособий самостоятельно (приложение 1). Выбор тем ориентирован на обучение учащихся навыкам разговорнойречи в бытовых сферах, имеет практический характер и профессиональную направленность, выбор методов и приемов обучения развивает навыки и умения сравнивать, анализировать, обобщать и формулировать правила, умение вести диалог в профессиональной сфере. В программе определены требования к умениям учащихся в устной речи, чтению и письму к концу обучения, который составляет 1 год. Рабочая учебная программа была апробирована и внедрена в учебный процесс с 2003 г.

Организовать работу так, чтобы результаты работы стали более эффективными, возможно посредствам групповой формы работы. Групповая форма работы помогает сэкономить преподавателю учебное время при контроле выполнения задания и позволяет контролировать выполнение задания всеми его участниками, дает возможность преподавателю оказывать помощь более слабым учащимся без ущерба другим. Учащиеся учатся слушать друг друга, помогать друг другу и корректировать высказывания собеседников, учатся общению друг с другом. Если у учащихся слабая языковая подготовка, то такая организация работы способствует более интенсивному изучению лексического и грамматического материала, когда сроки его изучения малы. Учащийся повторяет сам и аудирует предложения по многу раз. Слово или грамматическая структура запоминается прочно, если оно было услышано – увидено – написано – произнесено более 40 раз, т.е. воспринято всеми органами чувств.

Приоритетом сегодняшнего дня в преподавании иностранных языков является ориентация на формирование коммуникативной компетенции. Но постановка коммуникативных навыков невозможна без отработки грамматических конструкций. Постановочные упражнения «дриллы» использовались в аудиолингвальном методе обучения в 70-е годы, а тренинги, в основном, переводы с русского на иностранный, применялись в традиционном или лексико-переводном методе обучения. И, действительно, не всегда тренировочные задания типа «Поставьте...», «Вставьте нужное слово…», «Переведите…», «Дайте примеры…» в достаточной мере готовят к речевым: «Расскажите о том…», «Обсудите, стоит ли…». Дело в том, что между ними еще пропасть, которую надо заполнить, переходя от тренировки к речевой практике постепенно, чтобы переход был почти незаметен. Но это вовсе не означает, что тренировочные задания бесполезны. Лучше выполнять данную работу в группах, что позволяет создать свободную раскрепощенную обстановку, стимулирует потребность учащихся в общении, но с постепенным усложнением заданий.

Я применяю в своей работе тренинги, но варьирую задания. Если учащиеся со слабой языковой подготовкой, то придерживаюсь своего основного правила – организовать работу вокруг единой употребляемой лексики, изучаемой по данной теме несколькими уроками ранее. Другими словами, тренинговая работа на разных этапах приобретает разные формы, а знания грамматики происходит с постепенным осмыслением нового грамматического понятия и новым способом пользования языкового материала. При организации данной и учебной работы в целом стараюсь создать единую цепочку действий, где каждое предыдущее действие является пусковым моментом для выполнения следующего. Внимание учащихся последовательно переключается с одного действия на другое, цель действия осознается, все действия являются промежуточными для достижения общей цели: формирование речевого навыка. Обучая учащихся, не стараюсь придерживаться какой-то единой «суммы» приемов и методов, что тормозило бы творчество, а придумать что-нибудь свое, эффективное, лишь бы оно работало и дало свои плоды. В данной статье я приведу разработку урока в группе ПК (продавец-кассир), урок профессиональной направленности, заключительный урок по данной теме. При разработке урока, выборе заданий и приемов, элементов разных методик учитывались соответствующая языковая подготовка учащихся и их личностно-психологические особенности.

Изучение новых обучающих технологий и методик – дело чести каждого преподавателя. Известно, что в изучении языка чудес не бывает. Любая методика должна подкрепляться, в первую очередь, регулярными занятиями, желанием выучить язык и верой в успех. Преподаватель может увлечь за собой, помочь поверить. Какую методику или элементы методик при этом будет применять, дело каждого преподавателя, если он «творит» и зажигает своим творчеством других.

Тема урока: «Мой жизненный выбор».

Цели урока:

  • побудить учащихся к речевым высказываниям по образцу, сделав свой собственный выбор;
  • тренировать учащихся в умении вести общение на языке в группах, в парах;

Задачи урока:

  • тренировать учащихся в употреблении знакомых лексических единиц и грамматических структур в монологической речи;
  • обучать навыкам чтения с целью поиска специфической информации;
  • воспитывать у обучаемых интерес и уважение к выбранной профессии, убедить в перспективах изучения языка.

Оборудование урока:

  • витринные полки с бутафорией (продуктовые коробки, банки), так как место проведения урока оборудованный кабинет для обучения профессии продавца-кассира;
  • раздаточные листы с заданиями;
  • магнитофон.

Оборудование доски: число, дата проведения урока, тема урока, ниже картинки о профессии, пословицы, красочно оформленное объявление на доске, бумажные разноцветные осенние листья с ключевыми словами на магнитиках.

Ход урока.

I. Приветствие, вступительное слово учителя.

Good morning, everуbody. Glad to see you. Hope you are well. There are a lot of professions in the world. And our lesson is devoted to one of the most necessary and useful profession. It’s your favorite profession. Your choice is made. And we’ll have our discussion about your life choice. Everybody wants to be successful in life. But you should work much to be successful. Many proverbs teach us how to work. What are they?

II. Пословицы о труде.

(Учащиеся читают пословицы)

1. Not hе who has a fair face is good, but he who is fit for work.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а кто надело гож.

2. There is no fruit without labour.
Без труда нет плода.

3. Do not take up the matter which does not belong to you, but do not be lazy doing your own work.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

4. No life can be dreary if work is delight.
Жизнь не может быть скучной, если работы в удовольствие.

5. It is not the place that graces a man, but a man the place.
Не место красит человека,а человек место. Учитель: About professions?

6. There will be trouble if the cobbler starts making pies.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник.

7. One is not a carpenter without an axe, neither is one a tailor without a needle.
Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

8. The customer is always right.
Покупатель всегда прав.

III. Юмористическая инсценировка «В магазине» ( приложение 2).

IV. Речевая зарядка.

Работа в группах по 4 человека. Работают в режиме Р1Р2Р3Р4.

Задание – перевод прямых вопросов в косвенные.

По окончании – контроль выполнения у одной из групп.

Вопросы:

  • Would you геаlly like to be a sales assistant?
  • Are there many useful and interesting professions?
  • Do you like your profession?
  • Is there a professional tradition in your family?
  • Have you made your choice yourself?
  • Do people need the services of a sales assistant?
  • Is it important to choose the profession according to one’s character and taste?
  • Do you enjoy going shopping?
  • Are you glad to study at a technical school?
  • Have you made a right choice of a profession?
  • What kind of professions do you know?
  • Is our profession useful and necessary one?
  • What sphere of life is it connected with?
  • Are you fond of associating with people?
  • Is this profession corresponding to your personal taste?
  • Were you fond of playing a toy shop in your childhood?

Вопрос начинается со слов:

  • I wonder
  • I want to know
  • I’d like to know if ( what )
  • Can | Could you tell me

V. Тренинговые упражнения.

1. “Sun’s rays”. (Лучики солнца) Рисунок 1.

Учащиеся работают в группах по 4 человека. Перед каждой группой рисунок солнца. У каждого луча номер и ключевое слово.

Задание – вспомнить предложение, проговорить вслух, начав с лучика под номером 1.

Работают в режиме Р1Р2Р3Р4, называя предложения по очереди. Проговорив все предложения, можно начать все с начала, но с луча 2 учеником 1, затем с луча 3 и.т.д., пока предложения не будут хорошо запомнены.

Remember the sentence and say it in English using a key word (sun’s ray).

Текст “ Лучики солнца”.

  1. My future profession is a sales assistant.
  2. It’s a useful and interesting job.
  3. This profession is connected with the sphere of services.
  4. People need the services of a sales assistant.
  5. This profession is corresponding to my personal taste and temper.
  6. I’m fond of associating with people and selling what people need.
  7. I suppose it’s necessary to choose the profession according to one’s character and taste.
  8. I was fond of playing a toy shop when I was little.
  9. I enjoyed playing it very much.
  10. I was a sales assistant and my friends were customers.
  11. My dream to become a sales assistant will cоme true.
  12. I’ve made my choice myself.
  13. There’s (no) a professional tradition in my family. My mother/father/ aunt was a sales assistant.
  14. I like going to the shop and buying what I need there.
  15. A sales assistant is my favorite profession although there are a lot of interesting professions in the world. The professions can be /are a driver, a teacher, a doctor, a tailor, a pilot, a lawyer, a dress-maker, a cook, a fitter, an architect and many others.
  16. But my profession is the best one.

2. Тренинговое упражнение № 2.

Задание «Закончите предложение» или «Вставьте пропуски» («Finish sentences», «Fill gaps»).

Учащиеся работают в парах, обмениваются карточками до теx пор, пока не проговорят все 8 карточек. Лексика та же, но изменены формы работы, приемы и грамматические структуры.

Карточка № 1. A profession of a sales assistant.

  1. It’s great . . . . . . . . . .
  2. It will be nice . . . . . . . . . .
  3. To get . . . . . . . . . . is great.
  4. I’d like to . . . . . . . . . .
  5. It’s necessary for me to . . . . . . . . . . because it’s . . . . . . . . . .

Карточка № 2. Connected with the sphere of services.

  1. There are . . . . . . . . . .
  2. My mother / aunt has(had) a job . . . . . . . . . .
  3. Our society needs . . . . . . . . . .
  4. We learn a lot of subjects .at . . . . . . . . .
  5. There is nothing to be ashamed of having . . . . . . . . . .

Карточка № 3. Services of a sales assistant /4. service.

  1. It’s impossible for people to exist without . . . . . . . . . .
  2. We buy and then pay for everything at shop resorting to . . . . . . . . . .
  3. The . . . . . .are very useful and . . . . . . . .
  4. A job of a sales assistant is always of your . . . . . . . . . .

Карточка № 4. Corresponding to your personal taste.

  1. It’s always better to . . . . . . . . . .
  2. It’s nice to . . . . . . . . . .
  3. I’d like to have only . . . . . . . . . .
  4. To have a profession . . . . . . . . . . is always more pleasant.
  5. We get pleasure from work . . . . . . . . . .

Карточка № 5. (To) associate with people /2. Association.

  1. You can’t work as . . . . . . . . . . if you don’t like . . . . . . . . . .
  2. Our job is impossible without . . . . . . . . . .
  3. Choose a profession of . . . . . . . . . . if you like . . . . . . . . . .
  4. Can you . . . . . . . . . .? If you can, choose . . . . . . . . . .
  5. The capacity to . . . . . . . . . . is very important in our profession.

Карточка № 6. Your dreams will come true.

  1. Be purposeful and all . . . . . . . . . .
  2. I want my dreams to . . . . . . . . . .
  3. I believe my . . . . . . . . . . in our technical school.
  4. To become . . . . . . . . . . is my dream which . . . . . . .s . . .
  5. I’ll do my best my . . . . . . . . . . to . . . . . . . . .
  6. I’ll become a sales assistant.

Карточка № 7. To make (a right) choice (myself).

  1. It’s always better . . . . . . . . . .
  2. My parents helped me . . . . . . . . . .
  3. Nobody helped me . . . . . . . . . .
  4. I’m glad that I’ve made . . . . . . . . . .
  5. It’s important . . . . . . . . . …………………….yourself.
  6. Choosing a future profession try . . . . . . . . . . yourself.

Карточка № 8. Go shopping/ shopping

  1. I enjoy . . . . . . . . . .
  2. I prefer to . . . . . . . . . . myself / with my relatives / friends.
  3. It’s enjoyable to . . . . . . . . . .
  4. Sometimes . . . . . . . . . . is like a disease. You shop all day and don’t buy anything.
  5. My hobby is . . . . . . . . . .

Учащиеся обмениваются карточками, пока не проговорили все. Учитель контролирует работу групп.

VI. Развитие монологической речи.

1. Задание 1. Учащимся предлагается в группе из 4-х человек составить свой новый собственный рассказ (для удобства все карточки отпечатаны на одном листе). Кроме того, они могут добавлять свои или дополнительные предложения из карточек, чтобы рассказ получился логически последовательным.

Один из вариантов рассказа:

  1. It’s necessary to have a profession of a sales assistant because it’s perspective. You can find a job everywhere: at the marker or at any shop.
  2. It’s an interesting and useful profession.
  3. Our society needs professions connected with the sphere of services.
  4. It’s impossible for people to exist without services of a sales assistant.
  5. It’s nice to have a profession corresponding to your personal taste. I like this profession.
  6. You can’t work as a sales assistant if you don’t like to associate with people.
  7. I’m fond of associating with people.
  8. I was fond of playing a toy shop when I was little.
  9. Be purposeful and all your dreams will come true.
  10. My dream to become a sales assistant will come true.
  11. Nobody helped me to make my choice.
  12. I’ve made my choice myself.
  13. It’s enjoyable to go shopping. It’s my hobby.
  14. There are a lot of professions but it’s the best one.

Рассказ может получиться и другой. И количество предложений может быть значительно больше.

По окончании задания учитель проверяет группы.

2. Задание «Autumn’s collection». Осенняя коллекция.

Каждой группе предлагается коллекция осенних листьев и задание отобрать осенние листья с одним ключевым словом для своего письменного рассказа(предыдущий этап). Затем группа располагает листья по кругу и проговаривают предложения по очереди. Затем опрос одного человека (или всей группы) у доски. Для удобства отбора нужных листьев их можно вложить в папку. Собрав нужную коллекцию, а затем проговорив предложения, группа ( по выбору учителя ) располагает листья по кругу на магнитах на магнитной доске. Прослушивание рассказа.

VII. Речевая практика.

Учащиеся работают в группах, самостоятельно письменно выполняют задания, учитель в роли консультанта. После выполнения задания, прослушивание 1или 2 групп.

Ситуация 1.

Вас собираются отчислить из училища за пропуски. Убедите директора не делать этого.

Используйте слова:

miss classes – пропускать занятия
attend classes – посещать занятия
turn over a new leaf – начать новую жизнь

You are going to be sent down. Try to persuade your headmistress not to do it.

Начните словами: You shouldn’t do it.

Образец: You shouldn’t do it. I missed my classes because my mother was ill. I had to take care of it. I enjoy studying at our technical school. I’d like to be a sales assistant very much. This profession is corresponding to my taste and temper. I’m fond of associating with people. Very soon my dream will come true. I’ve made a right choice. It’s my favorite profession. This is the best profession. There’s a family tradition in my family. I’ll turn over a new leaf. I’ll always attend my classes.

Ситуация 2.

Прочтите объявление. Убедите Диану Рай выбрать вас для работы у них в магазине.

Read an advertisement. Persuade Diana Rye to choose you for this job.

Используйте слова:

to be well – read – быть начитанным
broaden mind – расширять кругозор
speak English fluently – говорить по-английски беглоby vocation – по призванию

Объявление, красочно оформленное на доске

Foyle,

one of London’s largest bookshops is looking for a sales assistant.

Can you speak foreign languages?
Can you use a computer?
Can you type?
Do you read much?
Can you drive?
Can you handle people well?
Do you like traveling?
Are you ready to move to London?

Then you could be the person we are looking for.

Write to: Ms Diana Rye (Manager), 14 Clerkenwell Green, London EC 1.

Начните словами: I’m the person you’re looking for.

Закончите словами: I’m ready to move to London.

Образец:

I’m the person you’re looking for. I’m fond of associating with people. The capacity to associate with people is very important. I read much. I’m well – read. I’m fond of traveling. It’s interesting to travel. It broadens mind. I can speak English fluently. I’m a sales assistant by vocation. This profession is corresponding to my taste and temper. I’m sure I’ve made a right choice in my life. It’s my dream. I can drive, type and use a computer well. I’m ready to move to London. You should choose me for this kind of job.

VIII. Чтение с целью поиска специфической информации.

1. Учащиеся просматривают 3 небольших текста и заполняют сведения в карточке на того человека, кого, по их мнению, выберет Диана. Работают в группах.

Карточка

Surname / First name / Occupation / Skills / Languages /
Diana Rye will choose . . . . . . . . . . (first name)
Her / His surname is . . . . . . . . . .
Her / His occupation is . . . . . . . . . .
Her / His skills are . . . . . . . . . .
She / He knows languages as . . . . . . . . . .

Тексты. Приложение № 3.

2. Would you like to visit London? Do you have any ambitions?

Fill in the chart below as quickly as you can.

Учащиеся заполняют таблицу. Индивидуальная работа.

Name

Age

Plans

Ambitions

Sveta 15 To go to a Patricia Kaas’s concert To speak English well.

These are prompters. They will help you.

  • to enter the Institute
  • to have a house of your own
  • to live abroad
  • to work abroad
  • to write a novel
  • to earn a lot of money
  • to go to Great Britain / The USA / Italy / France / Egypt
  • to learn English / a foreign language
  • to travel around the world
  • to become famous
  • to buy a / fast / car
  • to start my own business
  • to become rich (and famous)
  • to be a professional person
  • to get married and have children
  • to live in the country
  • to change your job
  • to have a house / a flat of your own
  • to have a house on the coast / on the shore

Беседа с учащимися.

IX. Подведение итогов.

Все ответы учащихся записываются на магнитофон. На следующем уроке запись прослушивается, и учащиеся сами должны исправить допущенные ошибки. Когда учащиеся устают, провожу музыкальную паузу. Прослушивание песни Eric Clapton ‘Wonderful tonight’.

Заключительное слово учителя:

We had our last lesson devoted to your favorite profession.

The most active persons were . . . . . . . . . .

The best answers were . . . . . . . . . .

I hope you’ve enjoyed our lesson and enjoyed a song ‘Wonderful tonight’. I wish you luck in leaning languages. The next lesson will be devoted to personal qualities of a sales assistant.