Преемственность в системе ученического самоуправления как фактор развития лидерских качеств ребенка

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Социально-педагогические условия образовательного учреждения.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 5 является одной из крупных школ города. Директор школы – М.Н.Шевелёва.
В школе обучаются 1475 учащихся, что составляет 60 классов комплектов. Учебно-воспитательный процесс осуществляется силами 83 педагогов и 58 классных руководителей. Внеурочная деятельность состоит из кругового цикла традиционных и календарных праздников, широкой сети дополнительного образования и системы самоуправления.
Система ученического самоуправления начала складываться в 2000–2001 учебном году с решением педагогического совета о внедрении в школе игровой технологии “Демократическая республика” автор А.С.Прутченков. В этом же году в школе состоялись первые выборы и была сформирована Школьная Дума. Работа школьного самоуправления осуществляется в рамках развития воспитательной системы.
Новизна данной программы в том, что мы реализуем самоуправление со второго по одиннадцатый класс:

  • 2–4-й класс: система ученического самоуправления реализуется через детскую общественную организацию “Фантазия”;
  • 5–7-й класс: детская общественная организация “Пилигрим” является второй ступенью ученического самоуправления;
  • 8–11-й класс: Школьная Демократическая Республика “Атлантида”.

Созданные структуры активно работают на территории школы и позволяют успешно решать задачу преемственности в развитии лидерских качеств учащихся.

Цель и задачи ученического самоуправления.

Цель: воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи:

  • предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
  • создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
  • организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых.

Структура школьного самоуправления:

Структура классного ученического самоуправления во 2–4-х классах:

2–4-е классы “Страна Фантазия” – это игра-путешествие.
На уровне класса – все дети по желанию выбирают службу, в которой они хотели бы работать. Службы созданы по мотивам сказки Носова “Незнайка в Солнечном городе”. Лидеры служб всех классов собираются 1 раз в неделю, проходят лидерскую учебу, готовят различные мероприятия. 1 раз в четверть итоговые линейки, праздники и мероприятия. Лидеры выбираются в классе, меняются в течение года. Ребёнок по желанию может в любой момент перейти из одной службы в другую. Основной принцип деятельности организации – путешествие и яркий эмоциональный праздник.

Службы “Фантазии”

Содержание деятельности служб

Формы и методы работы

"Знайки" Организуют помощь в учебе отстающим.
Ведут экран успеваемости класса.
Информируют класс о проведении предметных недель.
Готовят и проводят “Турниры смекалистых”.
Экран успеваемости, интеллектуальные игры, “Недели пятерок”, акции, мероприятия в предметные недели.
"Весельчаки" Организуют в классе досуговую деятельность, являются ведущими праздников и мероприятий. Ролевые игры, развлекательные программы, концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д.
"Тюбики" Выпускают газеты, открытки.

Работают над заметками, экспресс-новостями класса для школьной газеты “ПЯТАЧОК”.

Конкурсы рисунков, газет, поздравительных открыток.
"Торопыжки" Организовывают спортивные состязания, Дни здоровья, экскурсии на природу. Дни здоровья;
Веселые старты, эстафеты “Мама, папа, я – спортивная семья!”.

Структура классного ученического самоуправления в 5–7-х классах:

В 5–7-х классах самоуправление строится по принципу: каждый класс – Континент.

В основе деятельности – коллективно-творческий подход, разработанный Ивановым И.П. Системообразующий вид деятельности – коллективно-творческие дела различного уровня. В течение года на параллели 5–7 классов работает общий актив, в который входят лидеры служб, по 2 человека от класса. Они проходят занятия в “Школе актива”, сами являются организаторами различных КТД, имеют практику волонтерской работы. (ведут занятия по профилактике вредных привычек и пр.) Главный законодательный орган – “Совет Пилигрима” – 7 человек. В каждом классе 6 служб:

Службы “Пилигрима”

Содержание деятельности служб

Формы и методы работы

Образования Помощь классным руководителям в проверке дневников.
Помощь в учебе отстающим.
Экран успеваемости класса.
Подготовка классных часов по учебным вопросам.
Информирование класса о проведении предметных недель.
Диспут, беседа, экран успеваемости, интеллектуальные игры, “недели пятерок”, круглые столы, акции, мероприятия в предметные недели.
Досуговая Готовят, сочиняют, организовывают познавательные и развлекательные мероприятия и праздники в классе. Ролевые игры, развлекательные программы, ток-шоу, театры-экспромты, КВН, концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д.
Печати и информации Выпускают газету или “боевой листок” класса.
Создают рисованные тематические газеты.
Работают над заметками, экспресс-новостями класса для школьной газеты “ПЯТАЧОК” и городской детской газеты “Кутерьма”.
Социологические опросы, анкетирование, интервью.
Дизайна Поддерживают порядок и уют в учебном классе.
Организуют дежурство по кабинету согласно графика.
Ухаживают за цветами.
Следят за сохранностью мебели.
Оформляют залы, кабинеты для проведения праздников, встреч и пр.
Акции “Чистый учебник”, “Зеленый кабинет”, конкурсы на самый уютный кабинет, лучшее оформление к празднику, акция “Подарок школе” ко Дню рождения.
Социальная Оказывают реальную помощь и поддержку нуждающимся одноклассникам.
Участвуют в операциях, акциях.
Операция “Забота”, акции “Мой теплый дом”, “За здоровый образ жизни”, контроль организации обеда в школьной столовой.
Спортивная Организовывают спортивные состязания, эстафеты, выход на природу.
Обеспечивают участие классов в школьных и городских соревнованиях.
Соревнования по футболу, баскетболу, волейболу.
Дни здоровья, Городские спартакиады
школьников.
Веселые старты, эстафеты.
“Мама, папа, я – спортивная семья!”, итоговое торжественное собрание “Путь к Олимпу!”

Деятельность организации хорошо освещена в городской детской газете “Кутерьма” и школьной газете “Пятачок”.

Структура Демократической республики “Атлантида”:

В 8–11-х классах самоуправление строится по технологии “Демократическая республика”.

  • 1 четверть – выборы в Школьную Думу. Организуется избирком, который проводит выборы среди учеников 8–10 классов, избиратели – ученики 5–11-х классов, учителя и родители, а также бывшие выпускники нашей школы.
  • 2 четверть – новая Дума обучается по программе “Школа депутата”.
  • 3 четверть – занимается законотворчеством и реализацией социальных проектов, подготовкой к городскому фестивалю “Новая цивилизация”.
  • 4 четверть – подводит итоги своей работы, проводит отчетную конференцию.

Школьная Дума

Содержание деятельности

Председатель Думы координирует работу Думы, проводит, готовит заседания, представляет интересы на педагогических советах, на уровне города входит в состав Международной Ассамблеи клуба “Новая цивилизация”.
Секретарь ведет протоколы заседаний, оформляет всю необходимую документацию.
Законодательная комиссия экспертирует законы, положения, дополнения, разрабатываемые Думой.
Комиссия образования разрабатывает положения о предметных неделях, интеллектуальных играх, олимпиадах, различных образовательных и профориентационных мероприятий.
Комиссия культуры разрабатывает положения о мероприятиях, конкурсах, праздниках, различных досуговые программах, памятки для участников, классных руководителей и пр.
Комиссия спорта разрабатывает положения об организации спортивной деятельности параллелей, школы. Учредитель различных спортивных соревнований.
Комиссия по общественным связям поддерживает внешкольные связи со СМИ, другими Демократическими Республиками, клубом “Новая цивилизация”, информируют школьный коллектив обо всех мероприятиях, осуществляют и поддерживают обратную связь с классными коллективами.
Комиссия по социальной политике разрабатывает положение о социальной политике, о конкурсах, акциях, проводит образовательные программы по социальному проектированию и осуществляет проектную деятельность.

Органы самоуправления имеют возможность присутствовать на педагогических советах. Данная деятельность регулируется Уставом школы, Договорами о деятельности детских общественных организаций “Фантазия” и “Пилигрим”, Конституцией демократической республики Атлантида.

Ученическое самоуправление активно взаимодействует с педагогическим. Представителей школьной Думы приглашают на заседания педагогического совета по необходимости. (2–3 раза в год). Все заседания Думы открыты, на них может присутствовать любой участник образовательного процесса. Один раз в четверть проходит заседание Совета школы, в который, согласно Уставу, входят по семь учеников, родителей и педагогов, включая представителей администрации. Совет решает важные и текущие вопросы жизнедеятельности, например: режима работы, координирует работу всех органов школьного самоуправления, совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах.

Эффективность системы ученического самоуправления:

Данная система успешно работает на протяжении 3 лет. Большинство классных руководителей поддерживает данную технологию, потому что она позволила нам выстроить эффективную воспитательную систему. Её эффективность мы измеряем такими категориями как “Наши достижения” и “Диагностика”. Наши достижения на уровне города значительно возросли, школа стабильно занимает первые места по всем ключевым позициям:

  • в спорте – 3 года 1 место в круглогодичной спартакиаде школьником,
  • в социальной сфере – 1 место в городском конкурсе “Наш стиль жизни” (профилактика вредных привычек, наркомании, ВИЧ и СПИДа),
  • в творчестве – многочисленные и многократные лауреаты городского фестиваля-конкурса “Мир похож на цветной луг”, специальный приз жюри межрегионального конкурса “Звёздный дождь”.

Диагностика занятости учащихся во внеурочное время – 83%. Анализ активности учащихся и участия во внеклассных мероприятиях также оптимистичен. Последние два года замечаем хорошую тенденцию – заниматься спортом и творчеством у нас престижно! Благодаря высокому профессиональному уровню педагогов, руководителей кружков и клубов и, несомненно, директору школы, который относится с пониманием к формированию хорошей материальной базы.

Организационно-педагогическое и материально-техническое обеспечение функционирования модели:

В помощь педагогам по организации преемственности ученического самоуправления в кабинете воспитания имеется достаточно методической литературы. В течение года заместители директора по воспитательной работе проводят образовательные семинары, в которых используются мультимедийные материалы учебно-методического семинара МООДиМ “Новая цивилизация”. К каждому делу разрабатывается Памятка в помощь классному руководителю.

Для активистов ученического самоуправления работают разновозрастные школы актива:

2–4-е классы – 1 раз в месяц проводятся ролевые игры на развитие лидерских качеств. Их проводят лидеры, воспитанники “Пилигрима”.

5–7-е классы – 2 раза в год “Школа актива” проходит на каникулах в два полных дня. Программа школы насыщена, разнообразна, используются различные формы.

8–11-е классы – 1 четверть “Школа кандидата” программа рассчитана на всю четверть, 5 образовательных программ:

1. Тренинг “Знакомство” (набор игр на знакомство, раскрытие лидерских качеств) участники – кандидаты 18–25 человек.

2. Программа “Я – кандидат” (мультимедийные презентации с подробной информацией о ведении избирательной кампании, о ведении агитационной деятельности, ролевая игра). Участники – кандидаты 18–25 человек.

3. Образовательная программа для кандидатов и доверенных лиц “Технология пресс-конференции”. (40–70 человек.)

4. Игра “Эффективные дебаты” (кандидаты 18–25 человек)

5. Игра “Все на митинг” в ней кандидаты импровизируют на заданные темы.

Для вновь избранных депутатов всю вторую четверть проходит “Школа депутата”.

5 образовательных программ:

1. Презентация работы органов ученического самоуправления (бывший состав Думы знакомит новичков с основной деятельностью Думы, рассказывает о проделанной работе, традициях и т.д.).

2. “Регламент и протокол” программу ведет Копанев А.В. – советник по политическим вопросам, руководитель клуба “Юный политик”. В данной программе изучается регламент работы городской Думы, на его основе принимается свой.

3. “Функционал” – изучается функционал, происходит самоопределение и деление на комиссии, выборы председателя Думы и секретаря.

4. программа “Планирование работы” изучение вариантов планирования, знакомство с планом воспитательной работы школы и составление собственного плана работы.

5. “Аналитическая деятельность” – как анализировать работу Думы, класса, школы, собственную управленческую деятельность.

Все общешкольные дела, придуманные и организованные лидерами самоуправления – это яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие из которых стали традиционными, ожидаемыми и любимыми. Это такие как конкурс юных дарований “Школьная звезда”, участниками которого обычно становятся около 300 участников 1–11 классов; День Рождения школы, Ролевая образовательная игра “День самоуправления”, которую проводят лидеры 4–11 классов. Все общешкольные мероприятия спланированы так, чтобы в них принимали участие все учащиеся, учитывая степень ответственности согласно их возрастным особенностям.

Отношение к предложенной системе участников образовательного процесса:

Отношение определяется с помощью различных методов и диагностик:

  • отношение учащихся разных классов: метод наблюдения, интервью, анкетирование;
  • отношение педагогов различного профиля: анкета “Удовлетворенность организацией школьного и ученического самоуправления”;
  • отношение родителей различных категорий: анкета “Удовлетворенность работой образовательного учреждения”;
  • отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных структур: соц.опрос, интервью.