Приемы КСО при изучении темы "Механическое движение"в 7-м классе

Разделы: Физика


I. Приемы КСО при изучении темы “Механическое движение” в 7 классе

1.1 Примерное планирование учебного материала

 

№ урока

Тема урока

Методы КСО

1

Механическое движение

Вводная лекция, ок-1 ок-2 ок-3

2

Равномерное и неравномерное движение

ок-1,ВТ-7-3-1

3

Скорость. Решение задач

ок-2,ВТ-7-3-2,ВЗ-7-3-1

4

Расчет пути и времени движения

ок-3,ВТ-7-3-3,ВЗ-7-3-2

5

Решение задач “Путь, скорость, время”

ВЗ-7-3-3,ВЗ-7-3-4, ВД

6

Инерция

ок-4,ВТ-7-3-4

7

Повторение “Механическое движение”

Вопросник, тест, задачи.

8

Контрольная работа

Итоги главы 3

Учащиеся должны знать:

Понятия: Механическое движение, равномерное и неравномерное движение, скорость, средняя скорость, путь, траектория, инерция.

Формулы: скорости, средней скорости, пути и времени.

Учащиеся должны уметь:

Решать качественные и расчетные задачи с применением следующих формул:

S = v*t V = s/t t = s/v

Решать графические задачи и правильно пользоваться таблицами физических величин.

Листок учета знаний учащихся:

№ урока

1

2

3

4

5

6

7

8

Методы КСО

ВТ-1

ВТ-2

ВЗ-3

ВТ-3

ВЗ-2

ВЗ-3 ВД

ВТ-4 ВЗ-3

Вопросник тест

Контрольная работа

Ф.И.уч-ся                

ВТ – взаимопередача тем. ВЗ – взаимообмен заданиями. ВД – взаимодиктант.

1.2 Методические приемы КСО

Дидактические материалы подготовлены по теме “Механическое движение” для 7 класса. Этот блок состоит из 4 видов карточек. Кроме уроков, проводимых с карточками, должны быть уроки лабораторных, самостоятельных и контрольных работ. Поэтому необходимо в тематическом планировании заранее продумать дозировку времени по темам. Уроки удобно проводить попарно, что необходимо при составлении расписания.

В дидактических карточках применены условные обозначения, состоящие из 4 групп букв и цифр:

    1. методический прием;
    2. класс;
    3. номер блока, тем или задач;
    4. номер карточки.

Например: ВТ-7-3-2 ВТ – взаимопередача тем, 7 – класс, 3 – блок , 2 – карточка [2 с.3].

В предлагаемых дидактических материалах использованы следующие методы КСО: взамопередача тем (“ВТ”), взаимообмен заданиями (“ВЗ”), взаимодиктант (“ВД”).

Рассмотрим каждый из них отдельно.

1.3 Взаимопередача тем (“ВТ”)

Учитель разделяет учащихся класса на группы по 4 человека с учетом взаимоотношений учащихся и желательно с одинаковыми способностями. Впоследствии могут создаваться авангардные группы, которые быстрее усваивают и могут помогать и в консультациях, и в контроле знаний.

Уроки одного блока состоят в основном из двух частей:

1- вводной части и беседы (0,5-1 урок).
2- работа учащихся в парах сменного состава (2,5-3 урока).

В вводной части и беседе кратко разъясняется тема, состоящая из 4-8 параграфов, самые основные связывающие и трудные понятия; указывается, на что обратить особое внимание; проводятся демонстрационные опыты; разъясняется порядок работы; организуются группы; распространяются листы учета знаний по одному на каждую группу;

В каждой группе учитель назначает старшего, который заполняет лист учета знаний: при получении карточек ставит точки; при сдаче зачетов - оценки. Заполненный лист для выставления итоговой оценки сдается учителю. В журнал вносится только итоговая оценка.

При проверке знаний (приеме зачетов) в начальный период необходимо больше внимания обратить на правильность составления плана и умения конспектировать, выделять главное (1с.60).

Право проверять знания одноклассников получают сдавшие зачет по данной карточке на “4” и “5”. Критерии выставления отметок учащимся необходимо заранее приготовить.

В начале работы чувствуется некоторое завышение отметок, которое, с другой стороны, стимулирует повышение работоспособности учащихся. Оценки можно довести до объективной реальности повышением критериев оценок [4 с.15].

ВТ-7-3-1

1. Изучи темы 13 и 14. Составь план и краткий конспект рассказа.

2. Вопросы и задания:

1) Какое из перечисленных движений равномерное:
а) движение маятника в часах,
б) движение Земли вокруг своей оси,
в) движение поезда.
2) Чем отличается путь от траектории?
3) Дома: измерьте среднюю длину своего шага и пользуясь этой мерой, определите какой путь вы проходите по коридору школы. Заметьте время своего движения.

3. Задача: Выразите в метрах: 2,4км 60км 12дм 0,4дм 2см 2,26см 12мм.

ВТ-7-3-2

1. Изучи тему 15. Составь план и конспект рассказа.

2. Вопросы и задания:

1) Чем различаются движение автомобиля от движения самолета?
2) Как по пути и скорости определить время равномерного движения?
3) Какие единицы скорости вы знаете?

3. Задача: Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости: 36 км/ч 108 км/ч 158,4 км/ч.

ВТ-7-3-3

1. Изучи тему 16. Составь план и конспект рассказа.

2. Вопросы и задания:

1) Как определить путь, пройденный телом при равномерном движении, если известны скорость и время движения?
2) Как по пути и скорости определить время равномерного движения?
3) Ответьте на такие вопросы в случае неравномерного движения.

3. Задача: Выразите в метрах в секунду (м/с): 12 км/с 3,4 км/с 5см/с 25 см/с.

Выразите в километр час (км/ч): 15 м/с 0,4 м/с.

ВТ-7-3-4

1. Изучи тему 17. Составь план и конспект рассказа.

2. Вопросы и задания:

1) Приведите примеры, показывающие, что скорость движения тела меняется под действием другого тела.
2) Что называют инерцией?
3) В какую сторону отклоняются пассажиры относительно автобуса при повороте его вправо? Влево?

3. Задача: Трактор движется со скоростью 2,5 м/с. Выразите эту скорость в см/с и в км/ч.

1.4 Взаимообмен заданиями (“ВЗ”)

Проводится для закрепления навыков решения задач после окончания нескольких тем. Здесь применяются листы учета решений задач, аналогичные как при “ВТ”.

Карточка состоит:

а) из двух однотипных задач;
б) образца одного примера решенной задачи и задачи такого же типа.

Работа учителя на уроках в большей части сводится к контролю знаний. Разъяснение бывает кратким, но должен быть доходчивым, хорошо продуманным. Обычно учащиеся внимательно слушают, т.к. прекрасно понимают, что абсолютно все по всем темам должно отчитываться [3 с.8].

ВЗ- 7-3-1

Расчет средней скорости.

1. Изучи пример решения задачи:

Автобус проехал первые 4 км со средней скоростью 20 км/ч, а следующие 12 км со средней скоростью 40 км/ч. Чему равна средняя скорость автобуса на всем участке пути?

Дано: Решение:

S1 = 4 км 1.S весь = S1 + S2 = 4+12 = 16 (км).
S2 = 12 км 2. tвсе = t1 + t2 t1 = S1 / V = 4 / 20 = 0,2 (ч)
V1 = 20 км/ч t2 = S2 / V2 = 12 / 40 = 0,3 (ч)
V2 = 40 км/ч tвсе = t1 + t2 = 0,2 + 0,3 = 0,5 (ч)
Найти: 3. V ср = S весь \ tвсе
Vср - ? V ср = 16 / 0,5 = 32 (км/ч) Ответ: 32 км/ч.

2. Реши самостоятельно:

Автомобиль первую часть пути 30 км прошел со средней скоростью 54 км/ч. Остальную часть пути 40 км прошел за 1ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль?

ВЗ-7-3-2

Расчет пути.

1. Изучи пример решения задачи:

Самолет летит со средней скоростью 750 км/ч. Какой путь он пролетает за 6 часов?

Дано: Решение:

V = 750 км\ч S = V * t
t = 6 ч S = 750*6=4500 (км)
Найти: S -? Ответ: 4500 км.

2. Реши самостоятельно: Упр 9 (1) и упр 9 (2).

ВЗ-7-3-3

Расчет времени.

1. Изучи пример решения задач:

За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с.

Дано: Решение:

V = 0,5 м/с 15 км = 15000 м
S = 15 км t = S / V
Найти: t -? t = 15000 / 0,5 = 30000 (с) Ответ: 30000с

2. Реши самостоятельно: Упр 9 стр 173 и упр 14 стр 174 учебника.

ВЗ- 7-3-4

Графические задачи.

1. Изучи пример решения задач:

На рисунке изображен график пути равномерного движения. На графике оs – ось пройденных путей; оt – ось времени. Определите по графику путь, пройденный за 10 ч и скорость движения (рис 32 стр35 учебника).

Дано: Решение:

t = 10 ч 1) по графику при t = 10 ч S = 500 км
Найти: V = S / t = 500 / 10 = 5 0(км/ч).
S -? V - ? ответ: 50 км/ч.
2. Реши самостоятельно: Упр 9 (5) и упр 9 (6).

II Контроль знаний учащихся с использованием методами КСО

2.1 Взаимодиктант (“ВД”)

Проводится для запоминания формул по физике (обычно перед уроками по “ВЗ” или контрольной работой).

Заранее дается набор формул для изучения в виде таблицы. Проводится в виде состязания в парах сменного состава.

  1. Один диктует по своему усмотрению названия 3-х формул, другой по памяти пишет формулы и обозначения букв (или называет обозначения букв), все это проводится за определенное время;
  2. Меняются ролями и все проводится за такое же время (обычно 5 мин.)
  3. Подсчитываются ошибки и выставляются оценки-очки за каждую формулу по критериям, разработанными учителем;
  4. У кого наберется больше очков, тот выигрывает и получает 2 балла. Проигравшие, или, в случае равенства, получают по 1 баллу;
  5. Затем происходит замена пар по швейцарской системе и все повторяется, далее еще один раз происходит смена пар;
  6. В итоге каждый должен участвовать в 3-х поединках, минимальный - 3 балла, максимальный - 6 баллов. За три балла отметка “3”,за шесть - “5” [1с.39].

Формулы для взаимодиктантов

Название

Формулы

Обозначение

Единица измерения

Путь

S

Путь

км., м.

Скорость

V

Скорость

км/ч м/с

Время

T

Время

ч. с.

2.2 Работа по вопросникам

Вопросники используются для повторения пройденной темы, раздела или курса. Вопросник составляет сам учитель, а также для этого могут привлекаться и ученики.

Учитель предлагает всем внимательно прочитать правила, определения по учебнику. Все ученики читают про себя и составляют предложения-формулировки вопросов. Отбираются лучшие формулировки и записываются. Так постепенно составляется вопросник [3 с.24].

Вопросник “Механическое движение”

  1. Что называют механическим движением? [3 с.18].
  2. Что такое траектория движения?
  3. Что называют путем, пройденным телом?
  4. Какие вы знаете единицы пути?
  5. Какое движение называют равномерным, неравномерным?
  6. Что означает запись: скорость пешехода 1,5 м/с ?
  7. Как определяют скорость движения? Единицы скорости.
  8. Как определяют скорость неравномерного движения?
  9. Что называют инерцией? тормозным путем автомобиля?
  10. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится?