Самоконтроль и самооценка – основа безотметочного обучения

Разделы: Начальная школа


“Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного конроля”. Задачей учителя в начальной школе становится формирование действия самоконтроля и самооценки в процессе безотметочного обучения. Основой самоконтроля и самооценки является знание учащихся о собственных возможностях и ограничениях: способности видеть себя со стороны, способность анализировать собственные действия.

Для самооценки требуются определенные критерии в баллах. Эти баллы ученик ставит совместно с учителем или учеником, контролируя ход выполнения учебных действий. Во время проверки обнаруживаются ошибки и корректируются. Таким образом, ученик совершает пооперационный контроль по алгоритму.

Какие же формы и приемы можно использовать для самоконтроля и самооценки?

  1. Контроль и оценка по алгоритму способа действия. Оформляется в виде таблицы.
  2. Контроль и оценка по тесту и заданиям:
  • задания по способам действий;
  • задания с ловушками;
  • составление плана для самопроверки;
  • составление заданий по способам действий.

Специальные тесты-задания составляет сам учитель.

Далее хочу привести некоторые алгоритмы для самооценки, разработанные совместно с учащимися.

Тема: Сложение многозначных чисел.

Алгоритм (план):

Модель Действия Договорная оценка Самооценка Оценка учителя
1. ....
+....
Запись многозначных чисел столбиком 1 б    
2. <— <—
....
Пополнение разрядов 1 б    
3.   Определение знаков в ответе 1 б    
4. <— Сложение чисел 1 б    
5. П. Проверка 1 б    
  Всего:   5 б    

Тема: Деление многозначных чисел.

Модель Действия Договорной балл Самооценка Оценка учителя
1. ....| ..

|
Нахождение неполного делителя 1 б    
2. ....| ....
|.?.
Определение знаков в ответе 1 б    
3. Прикидка   1 б    
4. Ост.< Д. Правильно ли найден остаток 1 б    
5. П. Проверка 1 б    
  Всего:   5 б    

Тема: Решение составных задач.

Модель Контроль операции Договорной балл Самооценка Оценка учителя
1. У. Условие задачи. Сколько частей, целое известно или неизвестно? 1 б    
2. ? Вопрос задачи 1 б    
3. Сх. Составление схемы 1 б    
4. (х : + -) Определение действий вычисления 6 б    
5. Р. Решение задачи/.

Вычисления

4 б    
6. П. Проверка 1 б    
7. О. Запись ответа 1 б    
  Всего:   15 б    

Критерии баллов контрольной работы по математике.

Вид работы Договорная оценка Самооценка Оценка учителя
1. Решение составной задачи 10-15 б    
2. Сложение многозначных чисел 5 б    
3. Вычитание многозначных чисел 5 б    
4. Умножение многозначных чисел 12 б    
5. Деление многозначных чисел 12 б    
6. Уравнение      
  Всего баллов:

Высокий уровень: выше 48 б.

Выше среднего: 40-47 б.

Средний уровень: 25-39 б.

Низкий уровень: ниже 24 б.