"Я этой истиной избитой кого сумею поразить?"

Разделы: Литература


Автор: В.Тендряков

Произведение: “Ночь после выпуска”

Вид: мастерская с элементами исследования и использованием компьютерных технологий.

Тип: комбинированный

Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)

Научить гениальному нам не по силам…
Научить бы одному: не обижайте друг друга, люди. (В.Тендряков)

Цели урока:

  • Обучающие: обучение работе с эпическим текстом, умению применять компьютерные технологии.
  • Развивающие: развитие навыков и умений выделять главное, развитие творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия.
  • Воспитывающие: приобщать детей к радости творчества, сотворчества, сотрудничества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную, умеющую сострадать.

Оформление: на доске эпиграф, цветным мелом нарисованы листья, ветки деревьев, символизирующие парк, где происходит действие, виднеется силуэт обелиска.

Подготовка к уроку:

Учащиеся и родители: должны знать содержание произведения В.Тендрякова “Ночь после выпуска”, подготовить презентацию творческих работ (выразить свое эмоциональное состояние, свои чувства, восприятие героев в цвете, музыке, рисунках).

Учитель: предусмотреть наличие в классе словаря С.И. Ожегова, компьютеров, подготовить чтение наизусть монолога Ю.Студенцевой, подобрать музыку о школе 70-х годов.

1. Вступление.

Повесть “Ночь после выпуска” – о выпускниках школы. Сегодня мы попытаемся прожить вместе с героями повести В. Тендрякова трудную ночь выпуска. Может быть, это произведение поможет нам в жизни, предостережет от непоправимых ошибок.

У кого – то выпускной вечер, бальное платье, тревожные нотки расставания со школой, учителями и одноклассниками – еще впереди, у кого-то давно позади…

Но школа была и есть в жизни каждого человека.

Что же такое школа?

Звучит музыка 70-х годов, например, “Когда уйдем со школьного двора…”

Задание. Подберите, пожалуйста, ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые) или рифмы к слову школа.

Поделитесь своими мыслями, пожалуйста.

2. Выразительное чтение текста.

А) – Что есть школа для выпускников – героев повести В. Тендрякова?

Наизусть в исполнении ученицы звучит монолог Ю.Студенцевой (1 глава)

– Почему она любит школу не как белка свое дупло, а как волчонок свою нору?

– В чем обвиняют школу выпускники, одноклассники Ю.Студенцевой?

– Все ли согласны с ней?

– А вы, дорогие друзья, согласны с Ю. Студенцевой?

Б) Попробуйте написать свое ответное слово. Такой момент у вас, ребята, не за горами, а родители, наоборот, все это уже пережили, и остается только вспомнить.

На фоне музыки пишут письмо “Прощай, школа”.

– Кто желает произнести свое ответное слово?

3. Беседа.

А) – Отношение к школе, действительно, не может быть однозначным. Наверное, многое зависит от человека, от самого выпускника, в частности, от его характера.

Ребята, а как вы понимаете, что такое характер?

– В словаре Ожегова дается следующее определение (смотри приложение №1)

Не зря говорят, посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу.

– Наши герои (шестеро бывших школьников, учащихся) – вне школы, они вступают в жизнь, они выбирают свою дорогу.

– Почему они выбрали именно это место для встречи? (глава 4 –“Сейчас они пришли к обелиску потому, что здесь, возле него, красиво даже ночью… И пусто в этот поздний час, никто не мешает…)

– Десять лет бок о бок, на виду, а оказалось, что многое осталось в тайниках души. Они, в сущности, не знают друг друга. То, о чем сейчас говорят ребята, для многих откровение.

Давайте поближе познакомимся с главными героями, их характерами. Что вы думаете о каждом из ребят?

Б) Дается характеристика героям, подготовленная определенной группой учащихся (возможны как словесные описания, так и портретные зарисовки).

В) – Почему Генка предлагает начать с себя? (“В школе его все любили, перед друзьями он свят и чист, пусть Натка услышит, что о нем думают”.)

– И посыпались обвинения в адрес Генки! Кстати, почему именно обвинения? Каким образом Генка сам спровоцировал ребят на подобное? (Глава 8 – “И Генка перед ними – с улыбочкой, отставив ногу в сторону. Если бы он сел вместе со всеми, находился в общей куче – быть может, все получилось бы совсем иначе. Он сам поставил себя против всех – им осуждать, ему оправдываться.)

– Какие же они, обвинения? Есть ли вина Генки действительно? (глава 8 – Вера Жерих: “Счастливчик от роду. Черствый, как все счастливые люди.” Ю.Студенцева: “Ты так себе нравиться любишь, что о других забываешь. Не черствость тут, а похуже – себялюбие.”; глава 12 – Натка: “Трусоват был Ваня бедный… Зато чистенький – чистенький, без щепоточки соли. Жалкий ты, Генка”)

– Что движет, на ваш взгляд, ребятами, когда они буквально сыплют в адрес Генки?

– А справедлив ли Генка в оценке ребят?

– К чему может привести зависть? Затаенная обида?

Кем могли стать вчерашние одноклассники? (Соучастниками)

4. Инсценировка эпизода (глава 20).

Кто такие соучастники? Заглянем в словарь. (Смотри приложение №1)

– Как вы можете оценить с точки зрения уголовного права действия ребят? (неоконченное преступление) А как оценивает писатель? (“Где-то глубоко, не говоря об этом вслух, понимают, что они хуже него,– и за это готовы убить, стать пособниками убийцы своим молчанием! Становятся толпой, как все.” “Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплескивала наверх гитлеров?”)

Почему автор выбрал место для ребят у реки над обрывом? Чье присутствие здесь постоянно ощущается? Зачем писатель вводит этот элемент (обелиск)? (Обелиск – это память о пережитом, о войне, это история страны; не зря ли ради будущего сложили свои головы люди предыдущего поколения? Глава 22 – “Убитые уже не могут ни любить, ни ненавидеть. Но живые хранят имена их. Для того, наверное, чтоб самим ненавидеть убийство и убийц”)

– Кто первым протрезвел в этой жуткой ситуации, когда отказал разум? (Юлька оценивает происходящее: “Стали маленькими, пусть пятиминутными, помощниками убийцы”. Юлька не “как все”, поэтому она первая смогла оценить, что в результате “правды до донышка” произошло: обидели человека. Она готова одна идти искать Генку).

У выпускников первые часы выхода из привычной “норы”. Уже “взрослые”? И сразу – трагедия.

Готовы ли дети принять все до “донышка”? Надо ли в такой форме?

Какой вариант более приемлем для решения проблем о том, каков ты среди людей?

Что здесь важнее всего? Чего так не хватало героям повести? (Умения чувствовать других. Глава 22 – “Никто из нас ничего не чувствовал…Каждый думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинства другого. Это грустно… вот и доигрались”. Главное – не ценим достоинства другого!)

5. Чтение по ролям (в исполнении родителей – глава 21).

– А в это время в учительской судят другого человека – Зою Владимировну. В чем ее обвиняют?

– Что общего в том, что делают дети на берегу и учителя в школе?

– Являют ли собою учителя образец деликатности, думают ли о достоинстве коллег?

– Знают ли учителя своих воспитанников7 Дают хорошие знания, а формируют ли человечность? А сами человечны? (Учителя, к сожалению, тоже не всегда на высоте в общении между собой. Видимо, становление человека – длительный процесс и всегда нуждающийся в совершенствовании: “Часто люди формируются без человеческих устремлений. А раз нет человеческого, то животное прет наружу вплоть до звериности” Это должно быть памяткой для всех: для детей и взрослых.)

– Чему важно, с точки зрения учителей, научить своих воспитанников? (Глава 19 – “Научить гениальному нам не по силам. Научить бы самому простому…– вроде уважай достоинство ближнего, возмущайся насилием…Собственно, научить бы одному: не обижайте друг друга, люди.”)

6. Представление домашнего задания (опережающее задание)

– Хотелось бы узнать, что вы испытывали, чувствовали, когда читали повесть В.Тендрякова “Ночь после выпуска”. Отдельные участники нашей встречи выразили свое эмоциональное состояние (недоумение – почему так случилось?, тревогу – чем все закончится?, радость – разум возобладал у выпускников), свои чувства, свое восприятие в музыке, в рисунках. Предоставим им слово (смотри приложение №2).

7. Итог урока. Домашнее задание.

– Мы закрыли последнюю страницу повести. Как сложится судьба ребят? Извлекли ли они уроки из происшедшего?

Точки в этом произведении автор не ставит. Попробуем поставить ее мы, придумав свой конец произведения.

– Закончить разговор по проблемам, поднятым в произведении, хочется строками стихотворения А.Дементьева:

Я этой истиной избитой
Кого сумею поразить?

Слова, рожденные обидой,
Не торопись произносить.
Не торопись обидеть друга
Несправедливостью своей.
Загнать его внезапно в угол,
Хоть он нисколько не слабей.

Он просто чуточку добрее.
И чем остынешь ты скорее,
Тем горше будет твой отход.
И стыд тогда в тебе проснется,
С ним расставаться не спеши.
А друг лишь грустно усмехнется.

Как слезы,
Кровь смахнет с души.

Послесловие: Данный урок вышел далеко за его границы и перерос в классный час, так как классный руководитель рассказал об итогах анкетирования жизненных ценностей учащихся, самооценки, которые были интересны как взрослым, так и детям и уместны после обсуждения поднятых в повести проблем, способствовали решению характерных для этого возраста проблем нравственного характера с помощью близких им людей – родителей.

Анкета: 1. Ранжируйте ценности.

Школа, семья, закон, любимый уголок природы, мой дом, природа, Россия, активность жизненной позиции, спорт, музыка, учеба, учителя, здоровье, свобода, религия, труд, друзья, родной край, одноклассники, деньги, экология, любовь, собственное “я”, поступление в вуз, организованный отдых, книги.

2. Дайте самооценку.

Аккуратность, активность, беспечность, благородство, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, дисциплинированность, доброта, доброжелательность, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, инициатива, искренность, изысканность, капризность коллективизм, легковерие, любознательность, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, общительность, оптимизм, осторожность, ответственность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, порядочность, правдивость, прилежание, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, самостоятельность, сдержанность, сострадательность, способности, стыдливость, творчество, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, ум, упорство, уступчивость, холодность, целеустремленность, честность, энтузиаизм.

3. Напишите ответ на вопрос что такое истинная дружба?

В рефлексии ребята отметили, что им понравились совместная работа, участие в инсценировке, презентация своих работ. Родителям такая встреча помогла поближе узнать своего ребенка, а также его одноклассников, что тоже немаловажно.

Литература

1. В. Тендряков “Ночь после выпуска”

2. Н. .Мальцева “Уроки жизни”. Литература №3, 2000