Открытый урок по ИЗО. Тема: "Архитектура. Весна в городе"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  • выполнение в технике “аппликация” архитектурные сооружения по трем стилям, составив композицию “Весна в городе”;
  • закрепление знаний, умений и навыков по теме архитектура;
  • формирование умений обобщать изученные факты и понятия об архитектуре;
  • развитие творческих способностей и фантазии;
  • воспитание сотрудничества;
  • осуществление нравственного воспитания.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения и оборудование урока: на доске записана тема урока, изображение сооружений по трем стилям архитектуры: готика, древнерусское зодчество, архитектура Востока, надпись архитектура – для кластера, 3 пейзажа на А1 по стилям, аудиокассета музыка Вивальди “Времена года”, эскизы, заготовки из цветной бумаги конструктивных элементов, клей, ножницы, учебник.

Структура урока

  1. Оргмомент.
  2. Установка цели на весь урок.
  3. Повторение через стратегию критического мышления – кластер-ассоциация.
  4. Работа с учебником – типы и стили архитектуры.
  5. Обобщение по стилям.
  6. Целеполагание к практической работе.
  7. Самостоятельная работа учащихся парами по 3 стилям.
  8. Выставка работ, защита.
  9. Подведение итогов по выполненной работе. Оценка.
  10. Сообщения учащихся.
  11. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку, эмоциональный настрой.

2. Установка цели на весь урок

Ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из видов изобразительного искусства – АРХИТЕКТУРЕ. Мы постараемся вспомнить, основные понятия и выполним практическую работу “весна в городе”.

3. Повторение через стратегию критического мышления – кластер-ассоциация

Перед вами слово АРХИТЕКТУРА, подберите слова, которые у вас ассоциируются с этим понятием (стратегия критического мышления – кластер), общие понятия, конструктивные элементы, стили.

АРХИТЕКТУРА. Дайте, пожалуйста, определение слову архитектура.

Архитектурой называется искусство проектировать и строить жилые и общественные здания, оформляющие пространственную среду.

На какие типы делится архитектура?

4. Работа с учебником – типы и стили архитектуры

Найти ответ.

Жилищная, общественно-гражданская, промышленная, транспортная, инженерно-строительная.

Остановимся на общественно-гражданской – культовые, общественные, зрелищные и другие здания. Какие именно сооружения мы относим к культовым – церкви, соборы, храмы, мечети, минареты. Они были не только местом для совершения молитвы, но и были общественным центром, в них принимали иностранных гостей, здесь хранилась библиотека, казна…

С развитием общества менялись стили в архитектуре. Обратимся к учебнику и посмотрим, какие есть стили. Романский, готический, барокко, классицизм, модерн, ампир, древнерусское зодчество, архитектура Востока.

5. Обобщение по стилям

Обратимся к трем из них: готика, древнерусское зодчество, архитектура Средней Азии и Казахстана.

Из предложенных вами ассоциаций выделите те, что относятся к каждому в отдельности. Индивидуальные ответы. Учитель подчеркивает цветом.

Ребята, назовите известные вам мировые шедевры архитектуры. (Учащиеся называют).

6. Целеполагание к практической работе

Спасибо большое. Вы назвали чудесные памятники архитектуры в прекрасных городах мира. И вы сегодня постараетесь создать три города. А так как все мы ждем с нетерпением прихода весны, то композиции будут называться “Весна в городе”. Хочется прочесть строки Сергея Есенина.

В цветах любви Весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.

А так как архитектуру сравнивают с застывшей музыкой, постарайтесь, чтобы ваши работы были гимном весне в архитектуре.

Вы работаете по эскизам в парах. С заготовками из цветной бумаги по стилям, выполненными на прошлом уроке. Аккуратно работайте с ножницами и клеем, соблюдайте технику безопасности. После завершения работы, сооружения прикрепите к своему пейзажу. В помощь во время вашей работы будет звучать чудесная музыка – произведение Вивальди “Времена года”.

7. Самостоятельная работа учащихся парами по 3 стилям

Помощь, корректировка работ учащихся.

Работы прикреплены к пейзажам на доске. Представители каждого из созданного города рассказывают о нем – защита коллективной работы.

8. Выставка работ, защита

Ребята! Вот в этом альбоме по древнерусскому зодчеству я нашла интересный факт. Во времена татаро-монгольского нашествия на Русь пали все воины-защитники Китеж-града, но город не покорился, он просто исчез. И сейчас его могут видеть только люди чистые сердцем и душой в отражении озера и слышат звон колоколов. А посмотрите, какие три прекрасных города видим мы сейчас.

9. Подведение итогов по выполненной работе. Оценка

Похвалить, проанализировав работы, оценить.

10. Сообщения учащихся

Какие интересные факты вы нашли дополнительно по архитектурным сооружениям? (Учащиеся выступают с сообщениями).

11. Рефлексия

Вопросы учащимся.

  1. Получили ли вы удовлетворение сегодня на уроке? В чем это выражалось?
  2. Что интересного и нового вы услышали об архитектурных сооружениях?
  3. Какие цвета вы использовали в своей работе по архитектурным сооружениям и почему?
  4. Кем вы себя почувствовали, работая на уроке?
  5. Понравился ли этот урок?

Урок окончен всем большое спасибо. До свидания.

См. Приложение - разные стили в архитектуре.