Урок-образ "Каменный цветок"

Разделы: МХК и ИЗО


Особое место в преподавании курса мировой художественной культуры сегодня занимает изучение региональной культуры. В основе курса “Художественная культура Урала” заложена мысль о том, что региональная культура является составной частью общенациональной. Урал не является обособленным от России местом, он включён в общекультурное пространство. История заселения края, его развития напрямую связана с историей развития страны. Художественная культура Урала предоставляет богатый материал для понимания того, что у каждого края своя судьба, находящая своё выражение в явлениях искусства. В обыденном сознании давно закрепилась идея об уральской земле как крае мастеров. Природное богатство края и способы его освоения предопределили внимание к прикладным видам искусства. Не зря говорят, что Урал заселяли люди “крепкие телом и дерзкие духом”. Это привело к развитию промыслов, к самостоятельному действию. А ведь именно так и рождается подлинное искусство. Изделия каслинского литья, златоустовской гравюры на стали, нижнетагильская роспись по металлу, камнерезное искусство давно и прочно вошли в “золотой фонд” отечественной культуры.

Основной целью курса “Художественная культура Урала” является ознакомление учащихся с достижениями художественной культуры региона, исходя из общего уровня подготовки учащихся. Умение описывать, интерпретировать и систематизировать художественные явления, оценивать произведение с точки зрения его эстетической значимости как для конкретной личности, так и для культуры в целом. Создать возможности к самореализации как можно большему числу учеников.

Концепция урока: понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися.

Задачи урока:

  1. расширить знания и представление учащихся об искусстве Урала;
  2. развивать эмоциональное, образное восприятие произведений искусств;
  3. в процессе практической работы у учащихся развивать свойства личности:
    способность к конструированию с умением выявлять строение анализируемой формы, самостоятельно сконструировать модель, передавать взаимоотношение объёма в пространстве;
    умение добиться соответствия замысла с его воплощением, завершенности работы;
    умение анализировать и синтезировать абстрактные и конкретные признаки.

Образные задачи: рукотворность, неповторимость, скульптурность форм. Выявить впечатление изящества, цельность формы.

Материалы: кусок хозяйственного мыла, резец, клеёнка.

Ход урока

1. Погружение в тему

Вспомните, что такое декоративно-прикладное искусство. Какие промыслы, бытовавшие на территории нашей страны, вам известны? Какие промыслы, бытовавшие на Урале в XVIII-XIX вв. вам известны? Перечислите их. В каких сказах П. Бажова рассказывается о поделочных камнях и изделий из них? Какие поделочные камни вы знаете? Какие произведения искусств из уральских самоцветов вы знаете? Где они находятся? Как вы думаете, легко ли обрабатывать камень? Какие трудности при этом могут быть?

Представьте себе, что мы с вами в мастерской Прокопьича . Барин дал приказ: “Изготовить вазу по чертежу точному, а если другое выдумаешь – твоё дело. Мешать не стану. Так вот, думаю, из какого камня? Малахит, яшма, родонит? Решай сам”.

Наша с вами задача изготовить вазу из куска мыла. Какая она будет, зависит от вас.

2. Практическая работа

Рассмотрим чертёж вазы. В основном сама ваза состоит из пяти частей: венец, плечи, тулово, шейка, основание.

Намечаем на куске мыла разметку. По всему объёму проводим линии. Теперь путём отсечения лишнего делаем форму. Постепенно переходим от больших выпуклых форм к второстепенным, мелким. На завершающей стадии переходим к проработке деталей. Чтобы фактура вазы смотрелась лучше её необходимо отполировать. При этом напоминаем технику безопасности. Работать резцом только от себя.

3. Подведение итогов

При подведении итогов можно обыграть момент оценки вазы. “Выполняя” роль приказчика, можно “купить” вазы. Кто не успел закончить работу, тому даётся возможность доделать её дома.

4. По окончании работы ребята убирают своё рабочее место

Вместо заключения

Предложенный урок носит рекомендательный характер. Надеюсь, что данная разработка послужит учителю отправным пунктом в его творческой работе. Желаю успеха.

Справочный материал

Ваза из порфира. XIX в.
Государственный Эрмитаж
Ваза из порфира. XIX в.
Государственный Эрмитаж

Вазы из Екатеринбурга. На Екатеринбургской гранильной фабрике в первой половине XIX в. изготовлялись разнообразные изделия. Бесспорно, особое место среди прочих изделий фабрики занимают вазы и чаши из уральских камней.

О мастерстве художников-камнерезов свидетельствует письмо президента Академии художеств Строганова в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Уже в 1801 г. он отмечает, что присланные из Екатеринбурга вещи “вышлифованы ... ровно и в подборе камней с совершенным старанием и отменною рачительностью”.

Камень для ваз и чаш выбирался красивых, сочных расцветок: голубоватый темно-волнистый, серо-зеленый калканской или красно-зеленый кошкульдинской яшмы, темно-зеленого порфира, розового или вишневого родонита-орлеца, бархатно-зеленого малахита... Нет возможности перечислить все цвета каменной палитры уральского камнереза.

В Государственном Эрмитаже хранятся вазы, созданные мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. Вот ваза, выполненная из яшмы удивительно красивого и насыщенного густого цвета. В камне только едва заметны тонкие черные усики и мягко, наподобие черной акварели, расплывшиеся пятна. Ручки, акант, виноградная ветвь – все вырезано из самого камня. Мастерство резьбы поразительно. Мы видим не только орнаментальные мотивы, но и изумительную резьбу виноградной лозы со сложным переплетением веток, усиков, листьев, тяжело свисающих гроздьев. Резьба выполнена с большим реализмом. Характерно, что в то время как тело вазы блестяще отполировано, акантовые листья, виноградная лоза – матовы. Полировка продумана настолько, что даже небольшие отвороты листьев блестящи; сверкает и их стержень. Солнечные блики, играющие на листьях, подчеркивают рисунок, форму верхних краев аканта, а на выпуклых ножках зажигается гирлянда маленьких золотых огоньков, дающих дополнительный живописный эффект. Особенно знаменита ваза высотой в 178 см, диаметром 167 см, шириной 100 см. Она сплошь покрыта рельефными украшениями. Создается впечатление, что на нее наброшено прозрачное ажурное кружево.

Тело чаши, покрытое рельефными листьями аканта и винограда, как цветок, вырастает из выступающих выпуклых ножек. Борт чаши украшен простым жемчужником: простота и четкость этих форм еще больше подчеркивают великолепную декорировку центра и ножки, увитой виноградной лозой. Лоза спиралью поднимается по изящной ножке, увлекая глаз к самой чаше, как бы подготовляя зрелище того богатства форм, которое там сосредоточено.

Украшение ножки виноградной лозой очень продумано. Чаша массивна. При короткой ножке ваза производила бы впечатление тяжеловесности, высокая же ножка легко, даже стремительно, поднимает овальную чашу, и вся ваза в целом приобретает легкую грациозность. Высокая ножка, следовательно, необходима. Но если бы ее поверхность, довольно значительная, осталась гладкой, она могла бы придти в противоречие с пышной декорацией чаши. Отсюда вытекала необходимость орнамента ножки.

Резьба вазы совершенно изумительна по мастерству и характеру, по богатому различию рельефа. Отдельные точеные формы, например, листья аканта на пояске тела вазы, выдаются за борт и приобретают скульптурный объем. Резьба доходит до очень тонкого рисунка, например, спираль усиков. Усики иногда переплетают виноградную ветвь, также покрытую резьбой.

Ножка вазы имеет валик, покрытый плетенкой низкого рельефа; он является как бы границей, отделяющей ножку и всю вазу от простого ступенчатого пьедестала. Блики полированной плетенки сливаются в общую массу переливов света на вазе.

В коллекции историко-краеведческого музея в Екатеринбурге хранятся две парные вазы из малахита. Они невелики по размеру, “приземисты, короткие ножки плавно переходят в ступенчатые квадратные пьедесталы. Чаши ваз круглые, неглубокие, с приподнятыми бортами, с литыми бронзовыми ручками. Вазы интересны подбором малахита, чередованием темных и светлых пятен. Особенно хорош узор чаш. Завитки и прожилки на камне как бы стекаются к центру, образуя неожиданный рисунок – не то какой-то бант, не то маскарадную маску”.

Для Всемирной торгово-промышленной выставки в Париже специально были изготовлены уникальные экспонаты, среди которых выделялись декоративные вазы, наглядно иллюстрирующие слова уральских мастеров “каждый камень своего подхода требует”.

Список литературы

  1. Аринштейн М. Б., Мельников Е.П. Цветные камни Урала. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд.-во, 1975.
  2. Бажов П.П. Уральские сказы. М: Сов. Россия, 1987
  3. Копылова В. И. Ювелирное искусство Урала. Свердловск: Средне-Урал. Кн. изд-во,1981
  4. Мурзина И. Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург,1999
  5. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Сред.-Урал. Кн. изд-во, 1953
  6. Парнюк Т. В. Своеобразие уральского камнерезного искусства в творчестве Н. Д. Татурова. Свердловск: Изд-во Уральский университет, 1985
  7. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в 19 – 20 вв. Ек-рг “Сократ”, 2002