"Эстетическое воспитание и развитие подростка как один из факторов социализации личности"

Разделы: Социальная педагогика


Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Передовые педагоги понимают его, как совокупность разнообразных средств и методов, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству, способность предъявлять к ним высокие требования, оценивать художественные произведения объективно. Каждый вид воспитания обладает своими неповторимыми особенностями. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такие проявления эстетического, как художественное видение, соразмерность, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтез разрозненных представлений и выявление их гармонии, стремление охватить предмет или явление в его целостной органической целесообразности, логичности и изяществе формы, имеют важное общественное значение и носят универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, формирование мировоззрения, нравственное развитие личности. Следовательно, эстетическое развитие школьника, будучи органически составной частью его всестороннего развития, связано с всесторонней многогранной деятельностью развивающейся личности по преобразованию общества и является своеобразным показателем ее творческой активности. Придавая эстетическую направленность всем сторонам воспитания, эстетическое воспитание выступает не обособленно, а в органической взаимосвязи с политическим, интеллектуальным, нравственным, физическим и трудовым воспитанием. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, следовательно, в самом предмете и содержании эстетического воспитания заложены основы и общего его развития.

Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст — период становления личности, особенно активного освоения многогранного мира. Это возраст романтических переживаний, возвышенных чувств и устремлений. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных установок личности, системы оценочных суждении, формируется определенный тип личности.

Искусство формирует эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, их общей культуре. Подростков в искусстве интересуют сильные, яркие личности, преодолевающие любые трудности и выходящие из них победителями; их привлекает борьба со злом, с силами природы, то есть красота человеческого духа. Многочисленные исследования подтверждают готовность учащихся к глубоким сопереживаниям, их склонность к творческому воображению и поэтическому домысливанию, к выработке правильных критериев оценки нравственно-эстетического поведения. Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении детей вплоть до саморазрушающих (преступления, проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм). Порой средства массовой коммуникации – печатные издания, телевидение, кино, делают модели асоциального поведения привлекательными для все более широкого круга детей. Естественно, асоциальное поведение проявляется преимущественно за стенами школы, в свободное или самостоятельно освобождаемое от учебных занятий время. Признание обществом этого факта обуславливает необходимость изменения отношения к свободному времени детей, создания цивилизованной системы его организации, в том числе и через эстетическое воспитание. Объем свободного времени детей сегодня определяется на основе остаточного принципа, в зависимости от насыщенности учебных программ. Менее всего при этом учитываются возрастные и индивидуальные потребности самих детей.

В контексте задач социализации, в том числе и через эстетическое воспитание, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования и насыщения именно того системного качества индивида, в котором выражен уровень его социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека. Социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, главное, на всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социальной зрелости растущего человека, который и определяет возможности перехода на каждую следующую ступень онтогенеза. Разумеется, данный процесс исключительно вариативен, обусловливаясь как индивидуальными особенностями детей, так и характером развития общества, системой воспитательных воздействий.

Задачи эстетического воспитания исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Прежде всего – это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач – формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Необходимо обратить внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способности личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями эстетического воспитания и развития личности. С.А. Герасимов поясняет это так: “Функцией эстетического воспитания и эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного.… В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти… от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубоко смысла”. Из этого следует, что эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте, фактором успешной социализации. Для большей эффективности эстетического воспитания в педагогике применяется комплексный подход, т.е. “эстетическое воспитание должно стать органической частью любого воспитания”.

Целостный эстетический подход к явлениям жизни и искусства - результат длительной, кропотливой индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и потребностями. Современная семья активно, хотя порой и достаточно бессистемно, приобщает молодежь к художественным и эстетическим ценностям. Ей одинаково близки эстетические элементы отношения, как к искусству, так и к быту, природе, общению, познанию, трудовой деятельности и т. д. Таким образом, в синтезе разнообразных элементов эстетического воздействия семья имеет несомненные преимущества. Семье присуще отношение к ребенку во всей полноте и целостности воспитания и в связи с этим комплексное влияние на него, на его развитие, в том числе и эстетическое. В отличие от школы, преимущественное значение семейного воспитания и заключается в больших возможностях учета способностей, интересов и потребностей ребенка. В процессе такого воспитания осуществляется синтез самых разнообразных впечатлений, воздействующих на сознание как непосредственно в семье, так и в школе, на улице, в кругу друзей. Эстетическое воспитание как фактор социализации может и должно осуществляться во взаимодействии школы, семьи и окружающего социума. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Сложившаяся в наиболее общих своих особенностях личность ребенка, с которой сталкивается педагог и дошкольном детском учреждении или с началом занятий в I классе, является, прежде всего, результатом воздействия воспитательной среды в семье. Особенно значимо эстетическое воздействие семьи в течение всего отрезка времени от рождения ребенка до юношеского возраста.

Основным в художественно-эстетической деятельности школьника является эстетическое восприятие искусства, которое мы понимаем как способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания. Именно этот аспект является главным для педагогов эстетического цикла средней общеобразовательной школы № 32 г. Норильска. На заседаниях городского методического объединения неоднократно обсуждался вопрос о структуре эстетического восприятия произведений искусства, которая представляется автору как художественно-эстетический опыт — наличие синестезийности (умения слышать, видеть произведения искусств), способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, наличие художественно-эстетических знаний и творческая активность.

Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основывается на эстетическом отношении человека к действительности, автор утверждает, что оптимальными показателями уровня эстетического восприятия искусства можно считать:

  • наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;
  • развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания;
  • развитость воображения, образного видения;
  • активность проявления ассоциативности и эмоциональной памяти;
  • умение воспроизводить художественный образ адекватно авторскому;
  • умение создавать собственный художественный образ.

Очевидно, что эстетическая ценность произведений искусств постигается на разных этапах по-разному. Так, для учащихся младшего школьного возраста характерны увлеченность сюжетной линией произведений искусства, способность к глубокому сопереживанию, собственно же эстетическая их ценность почти не воспринимается. Этот этап “доэстетического” восприятия необходим, он чрезвычайно важен для развития эстетического восприятия. Это тот количественный ориентир, по которому идет качественное преобразование учащегося в эстетический субъект, способный понимать и переживать мысли, чувства, настроения писателя, художника. Работа с учащимися младших классов позволила прийти к убеждению, что задача школы — не разрушая первичных, наивных представлений ребенка о произведении искусства, опираясь на его эмоционально-нравственные переживания, раскрывать структурные компоненты художественного образа и подводить к эстетическому его восприятию, истинному постижению и истинному наслаждению.

В организации эстетического воспитания на уроках музыки в средних классах мы постоянно убеждались в справедливости наблюдений и выводов Л.С. Выготского о том, что поэтапные, постепенные накопления эстетических знаний, сопровождаемые эмоционально-оценочными реакциями, подводят учащихся к качественно новой ступени эмоционально-эстетического восприятия. На основе анализа экспериментальных данных и собственного опыта мы убедились, что подростковый (особенно старший подростковый) возраст имеет необходимые предпосылки для полноценного художественного восприятия, то есть для художественно-сотворческой деятельности. Эти предпосылки связаны с достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные разнообразные явления действительности, воспринимать целостность, гармонию мира в художественном его отражении и понимать условность языка искусства. Именно в подростковом возрасте формируется интерес к искусству, хотя часто и ослабевает потребность в творческой деятельности. В современной действительности поток художественно-эстетической информации огромен. И школьник, не достигший эстетической зрелости, часто затрудняется в оценке художественно-эстетических предметов. Художественная малограмотность, как отмечают социологи, свойственна людям разных возрастных групп и не обязательно связана с уровнем образования. Она вызвана субъективной не избирательностью по отношению к искусству, “всеядностью”, несформированностью художественно-эстетических критериев, с чем, собственно, и должна работать школа в тесном взаимодействии с семьей. По уровню эстетической восприимчивости учащихся мы уже можем судить об определенном уровне их эстетического развития, учитывая при этом уровень общего развития. Педагогический опыт доказывает, что в рамках одного возрастного периода существуют различные уровни развития эстетического восприятия, чувства, суждения (при наличии одинаковых педагогических воздействий), что связано с индивидуальными различиями школьников (типом мышления, уровнем интеллектуального развития, эмоциональной активностью и т. д.), а также другими объективными и субъективными причинами. В этом и состоит огромное преимущество личностно ориентированного подхода к эстетическому воспитанию и развитию учащихся, который широко применяется педагогами общеобразовательной школы № 32 г. Кайеркана. Формирование художественно-эстетического восприятия у подростков связано с созданием определенной эмоциональной “микросреды”, “микроклимата”, эмоциональной ситуации, в которой происходит встреча с произведениями искусства. Мы применяли в своей практике различные формы и методы работы с детьми и подростками в области эстетического воспитания:

  • эмоционально-образный рассказ учителя о жизни художника, писателя, композитора, о возникновении художественного замысла произведения;
  • обращение к эмоциональной памяти учащихся;
  • яркое эмоциональное “изложение” учащимися произведения искусства;
  • встреча с представителями творческой интеллигенции;
  • использование произведений “смежных искусств” с целью активизации субъективных образов-представлений.

Соответствующие условия, эмоциональные ситуации были обязательным организующим компонентом эстетического восприятия любого вида искусства, на их основе становилась понятной идейно-нравственная эстетическая канва произведения, происходило восприятие его нравственно-эстетической ценности через освоение художественно-образных средств. Собственно, это и был процесс творческой и сотворческой деятельности — высший этап эстетического восприятия.

Включение учащихся МОУ “СОШ№32” в различные виды эстетической деятельности пробуждает у них творческую активность, а непосредственное вовлечение их в творческие виды деятельности способствует целенаправленному развитию эстетического творчества.

Комплекс искусств, преподаваемых в общеобразовательной школе, как система педагогических воздействий, включающая подростков в различные виды художественно-эстетической деятельности, оказывает существенное влияние на изменение мотивов их деятельности, знакомит с предметом творческой деятельности, значительно обогащает эстетические впечатления, активизирует эмоциональный настрой, пробуждает эстетические потребности учащихся. Развитие творческой активности подростков происходит в процессе самостоятельной творческой деятельности, которая сочетает и себе мотивационный, содержательно операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты.

Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Чтобы руководить процессом воспитания и образования подростков средствами комплекса художественных ценностей, необходимо знать теоретические основы взаимодействия искусств в эстетическом и общем развитии личности, общие принципы взаимосвязи искусств в учебно-воспитательном процессе, возможные формы и типы их интеграции. Педагогическая практика накопила разносторонний опыт активизации познавательной деятельности, расширения эмоционально-эстетических переживаний и впечатлений учащихся, но все еще недостаточное внимание уделяется вопросу эффективного взаимодействия семьи и школы в эстетическом развитии подрастающего поколения.

Эстетическое развитие детей и подростков школьного возраста становится успешным, когда применяются эффективные способы формирования эстетического восприятия окружающего мира, разработаны действенные формы и методы развития у детей и подростков творческой активности, внедрены новые формы и методы взаимодействия семьи и школы. Продуктивное сотрудничество семьи и школы способно обеспечить консолидацию усилий взрослого окружения в целях эстетического развития детей и подростков в условиях Норильского региона.