Экономическое воспитание на уроках технологии

Разделы: Технология


Экономическое воспитание в школе - это процесс и результат усвоения учащимися элементарных экономических знаний и умений, формирование современного экономического мышления, приобретение учащимися целостного понятия о производстве, распределении обмене и потреблении материальных и духовных благ.
Основной целью экономической подготовки в школе является формирование социально активной, творческой личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Эта цель достигается путем решения следующих задач:
· формирование потребности в экономических знаниях и деятельности;
· знанием основных экономических понятий законов и процессов;
· развитие экономически значимых качеств личности (предприимчивость, расчетливость, самостоятельность, ответственность и др.);
· формирование навыков, необходимых для предпринимательской деятельности, психологической готовности к возможным трудностям, которые подстерегают человека в жизни в условиях рыночной экономики (банкротство, потеря прибыли при неудачливой реализации товара и т.п.).
В основе экономической подготовки в школе лежит практическая деятельность учащихся. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с минимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Все больше внимание привлекает метод проектов - формирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Проект предусматривает и нацеливает учащихся на рациональное и экономное использование материалов, определение себестоимости производимой продукции и расчет рентабельности, поиск резервов повышения эффективности труда.
Экономическая деятельность может носить как познавательный, так и созидательный характер, что достигается главным образом в процессе трудового обучения. Внимание обращается прежде всего на следующее:
· организация рабочего места - наличие и рациональное расположение необходимого оборудования, инструментов, приспособлений, материалов;
· обеспеченность технологической документацией - чертежами, карточками - заданиями (все это делается руками и на средства учителя);
· организация трудового процесса - планирование трудовой, в том числе экономической деятельности;
· выполнение работы в определенных рамках времени, контроль качества выполнения.
В итоге экономическая деятельность позволяет учащимся овладеть навыками получения максимально возможного количества продукции требуемого качества при наименьших затратах труда, материальных и финансовых средств.
Экономические критерии проекта:
1. потребность в изделии,
2. экономическое обоснование,
3. рекомендации к использованию и реклама изделия.
Экономическое воспитание прослеживается на протяжении всего предмета "Технология". В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов - экономной разметке и раскрою, выбору технологических, конструкций, экономного режима оборудования.
Готовясь к занятиям, тщательно анализирую материал, чтобы научить учащихся экономному расходованию продуктов и материалов, бережному отношению к оборудованию и инструментам.

Кулинарные работы:

Первичная обработка.

    Приготовление любого блюда начинается с первичной обработки продуктов. Эта операция нередко ведет к значительным потерям сырья. В V классе, например, при приготовлении блюд из овощей в первичную обработку входят: переработка, мойка, очистка, промывание и нарезка овощей. Показываю детям приемы переработки овощей с той целью, чтобы меньше было отходов. При очистке овощей также надо заострять внимание учащихся на уменьшение отходов - работа с желобковым ножом позволяет срезать тонкий слой кожицы у корнеплодов.
    При работе в VI классе с крупами, нужно обращать внимание на то, как ученицы перебирают крупу, как моют, чтобы с переборкой и мытьем не выбрасывались хорошие крупинки.
    Выполняя первичную обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры).
    В VII классе при первичной обработке мяса, зачищая его, необходимо научить аккуратно срезать пленки и аккуратно нарезать порционные куски мяса ( например, работая с куриным мясом).

Использование отходов.

Даже после аккуратной первичной обработки остаются отходы, часть которых можно использовать в пищу, например, из картофельной кожуры можно получить крахмал, отходы от красной свеклы можно использовать для подкраски борщей. Прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста ( оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов.
Особое внимание надо обращать на экономное использование хлеба: рассчитывать, какое количество его потребуется для обеда, завтрака или ужина и не покупать лишнего, а если купили, то экономно разрезали столько, сколько необходимо для приема пищи. Если все же хлеб остался, и чтоб не пропал, можно приготовить самое простое - это сухари, а вот приготовить горячие бутерброды - это уже посложнее. Сначала готовим бутербродную массу - две столовой ложки манной крупы завариваем кипятком, солим, добавляем сырое яйцо, мелко нарезанную луковицу. Разогреваем на сковороде растительное масло, режем хлеб, накладываем массу на кусок хлеба тонким слоем и кладем на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, переверните и обжарьте с другой стороны.
Готово!
Мы должны воспитывать из девочки экономную хозяйку. Так предлагаю из самых простых продуктов приготовить

экономный торт: "горчичный"

I посуда II посуда

1 яйцо
1 стакан сахара
1 стакан муки
1 стакан кефира
3 столовая ложка подсолнечного масла 

1 чайная ложка горчицы
1 чайная ложка соды
3 чайная ложка воды

I+II = выпекать до готовности.

Печенье "диетическое"

· 1 стакан помидор крученых на мясорубке.
· 1 стакан сахара.
· 0,5 стакан подсолнечного масла.
· 1 чайная ложка соды.
· 4 стакана муки.
Замесить тесто, раскатать тесто на сахаре, вырезать формочкой печенье и выпекать до готовности.

Горячие бутерброды.

    2 столовые ложки манной крупы заварить кипятком, добавить 1 яйцо и мелко порезанную луковицу, посолить по вкусу. Разогреть на сковороде подсолнечное масло, нарезать хлеб. Накладываем массу на кусочек хлеба тонким слоем и кладём на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, перевернуть и обжарить с другой стороны.

Хранение продуктов и блюд.

Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрены правила и сроки хранения изучаемых продуктов и блюда из них. Следует подчеркнуть, что неправильное хранение продукта мотет привести к его порче, а значит и к отравлению. Надо рассказать учащимся, что борьба за экономию продуктов начинается еще в поле, огороде, на ферме, где люди стараются вырастить хороший урожай и убрать его без потерь, откармливают скот, птицу и стараются в сохранности довести до потребителя заготовленные продукты питания.
В санитарно-гигиенические требования входят также правила обработки продуктов, при соблюдении которых уменьшаются потери питательных веществ и витаминов.

Подсчет нормы продуктов и их стоимости.

Для выполнения практических работ, девочки приносят продукты из дома. Нужно научить подсчитывать, какое количество продуктов необходимо для приготовления данного блюда на класс ( их норма дана в рецептуре на одну порцию), рассчитывать себестоимость блюда. Научить учащихся заменять одни продукты другими, например, зеленый горошек - отварной фасолью, и т.д.
На уроках надо следить и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка - все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) - все это средства. Нужно учить экономно жить.

Обработка ткани. Раскрой.

Основная операция при изготовлении швейных изделий, где можно и нужно экономить материал - это раскрой. Об этом надо не только напоминать на занятиях, но и научить приемам экономного раскроя ткани. Надо объяснить, что складывать ткань для настилания перед раскроем необязательно точно пополам. Нужно рассчитать ткань: выкройка + швы.
Учащиеся знают, что начинать раскладку деталей выкройки надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие детали и будет меньше выпадов ткани.
Надо приучить девочек аккуратно складывать остатки ткани - некоторые из остатков пойдут на обработку и отделку изделия. А из лоскутков можно изготовить различную нужную вещичку, например, подставку под горячее, прихватку, мягкую игрушку и много других полезных вещей.
Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов.
Семья - это общество в миниатюре, она развивается по тем же законам, что и общество, а поэтому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.