Разработка открытого урока на тему: "Журавлиная песнь Рудольфа Нуреева"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • рассказать учащимся о жизни Рудольфа Нуреева, дать сведения о его творческой биографии;
  • продолжить развивать кругозор учащихся, путем их самостоятельной работы на уроке;
  • сделать все возможное для воспитания среди учащихся уважительного отношения к деятелям культуры и искусства, заинтересовать их миром балета.

Оформление:

  • логико-смысловая модель;
  • стенд о Р.Нурееве;
  • на доске написаны эпиграфы;
  • книжная выставка.

Класс: 8

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка пройденного материала
  3. Новая тема
  4. Рефлексия.
  5. Выставление оценок за урок

 “Я хочу, чтоб мои танцы подействовали на человека, как картины великих художников. Пусть мною восхищаются, ненавидят, только не остаются равнодушными”. (Р.Нуреев)

“Народ! Гордись своим кумиром,
сломай обиды тонкий лед!
Ведь он пронес над целым миром
Душой исполненный полет!”
(К.Словохотов)

Учитель: Здравствуйте! Как вы поняли из оформления, сегодня мы поговорим об одном из самых известных актеров балета, выходца из нашего края – Рудольфе Нурееве.

- Но прежде, чем перейти к самой теме нам необходимо вспомнить, что такое балет, некоторые понятия, которые нам понадобятся при изучении новой темы. Я называю термин, а вы даете его определение. На доске закрыто слово, каждый раз, когда вы ответите правильно будет открыта одна буква этого слова.

Зашифровано: Название явления, которое захватило Запад в 60-х годах XX века и связано с именем Р.Нуреева.

Термины:

- балет

- пуанты

- па-де-де

- па-де-труа

- па-де-катр

- адажио

- вариация

- либретто

- балетмейстер

Учитель: Итак, кто же такой Рудольф Нуреев, чем он прославился?

Все было необычно в его жизни. Уже само появление на свет. Он родился 17 марта 1938 года в поезде, который шел вдоль берегов Байкала, недалеко от Иркутска. Мать Рудольфа с его сестрами ехала к месту службы его отца.

Перед войной все жили в Москве, отец ушел на фронт, а семья эвакуировалась в Башкирию, в 1942 году переехали в Уфу.

- О самом ярком воспоминании детства нам расскажет Ученик 1.

Ученик 1

“Самое яркое воспоминание детства – голод, единственным лакомством была картошка. Мать - в постоянных поисках пищи. Однажды, вспоминает Р.Нуреев в “Автобиографии”, изданной в Лондоне в 1967 году, она с этой целью ушла к родственникам, которые жили в 30 км от Уфы. Была середина зимы, она вышла на рассвете и к ночи достигла леса перед той деревней. Совсем обессиленная она замечает, что ее окружают горящие огни глаз. Сначала она не обратила на них внимание. Однако желто-синие огни подходят все ближе и ближе. Парные угольки движутся чуть выше земли. Только тогда мать догадалась, что это волки. Звери окружали ее. Мать, закутавшаяся в одеяло, чтобы не замерзнуть, сдергивает его с себя и поджигает. Волки, испугавшись, сбежали в лес. “В некотором роде, - пишет Р.Нуреев, - эта история характерна для нашей семьи. В конце концов, может быть даже смерть, и знаешь это, однако продолжаешь идти, находишь новые решения там, где другие положились бы на провидение. Я не могу не гордиться этой чертой в нашей семье”. Так он всегда и шел вперед, к цели”.

Учитель: Совершенно верно, а цель его жизни определилась очень рано. В 6 лет он впервые встретился с балетом в Башкирском театре. Шел спектакль “Журавлиная песня” - именно в тот вечер он почувствовал, наблюдая за артистами, что рожден для танца.

С 1948 года для Р.Нуреева или как его называли – Рудика, начинается череда уроков балета у разных преподавателей.

Дом учителя – Анна Ивановна Удальцова.

Дом пионеров – Елена Константиновна Войтович.

С 1953 – 1955 – при БГТОБ – Зайтуна Нуриевна Бахтиярова.

О времени учебы в балетной студии у нас есть выступление:

Ученик 2

“Учиться было не легко. С 8 до 12 в студии, оттуда в школу, во вторую смену. Времени делать уроки не хватало, оценки снизились. Вместе с другом Альбертом Арслановым рисовали для стенгазеты. Коллекционировали репродукции картин. Тайно собирали деньги, чтобы поехать в Москву, посмотреть оригиналы любимых произведений. В 1954 году съездили туда на автобусе. Дождавшись открытия Третьяковской галереи, бродили по залам до самого закрытия, забыв про еду.

Студия готовила в основном артистов кордебалета, но Рудольфу доверялись небольшие партии. В общем, он был оформлен как артист балета и получал небольшую зарплату. Десятый класс оканчивал в школе рабочей молодежи”.

Учитель: Его учитель З.Н.Бахтиярова ходила в Министерство культуры, чтобы Рудика отправили на учебу от республики (т.е чтобы Башкирия платила за обучение) и она этого добилась. Рудольф уезжает учиться в Ленинградское хореографическое училище.

Нуреева сразу приняли в старший класс. Здесь его педагогом становится Александр Иванович Пушкин.

Как жилось Р.Нурееву в это время нам расскажет … Ученик 3

Ученик 3

“Рудольфу за 2-3 года нужно было постичь многое. Он понимал это и учился. Его основной дар был в том, что он умел учиться. Причем учиться не стихийно, а размышляя, вникая, впитывая буквально все. Были сложности из-за его характера – неровного, вспыльчивого, с быстрой сменой настроения. Но колоссальное до самозабвения, до фанатизма нуреевское трудолюбие и великое терпение Александра Ивановича каждый раз побеждали.

Простой мальчишка из Башкирии приехал в город, наполненный искусством и был ненасытен. Он ничего не пропускал, впитывал саму атмосферу города, культуру, музыку. Филармония была его любимым местом, там его встречали как своего и пропускали на любые концерты”.

Учитель: После окончания училища его принимают в труппу Мариинского театра. Он сразу становится солистом (не танцует маленькие партии как принято).

На одном спектакле побывали его родители. По радио объявили, что они присутствуют в зале, и им устроили настоящую овацию.

Но, к большому сожалению не все шло гладко. У Рудольфа была слишком яркая индивидуальность, и она не вписывалась в привычные рамки. Все обострилось в 1961 году в Париже. Р.Нуреев решил не возвращаться на Родину и остался на Западе.

Вскоре Р.Нуреев начал работать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна “рудомании”. На протяжении более 15 лет его постоянным партнером была Марго Фонтейн.

Обратимся к схеме. Здесь указаны наиболее известные спектакли, где Р.Нуреев исполнял главные роли. Специально для Марго и Рудольфа возродили спектакли “Баядерка”, “Маргарет и Арман”.

Благодаря Р.Нурееву роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины.

Но он стал известен не только в балете, но и как актер. В 1972 году – вышел танцевальный фильм с его участием – “Я – танцовщик”, затем фильм “Валентино”.

Так же он оказался не менее талантливым режиссером. Он ставит изумительные балеты, такие как “Лебединое озеро”.

А сейчас обратите внимание – с 1983 по 1989 года он является директором балетной труппы парижской Гранд-опера.

Однако все его творческие планы перечеркнула страшная болезнь. Он покинул сцену, но не замкнулся в себе: давал уроки, общался с людьми, много ездил.

- Скажите, какой талисман возил везде с собой Р.Нуреев и почему?

- Игрушечный паровозик, т. к и сам родился в поезде.

В своем родном городе он побывал только раз в 1987 году, чтобы проститься с больной матерью. В поездке по городу его сопровождала его сестра Разида.

Ученик 4

“… Машина медленно двигалась по улице Зенцова, где когда-то жила семья Нуреевых. Вдруг Рудольф попросил водителя:

- Останови возле этого дерева! Вышел из машины и с интересом и удивлением стал рассматривать ярко-красные припорошенные снегом гроздья рябины.

- Что это? Как называется дерево?

- Рудик, - растерянно проговорила Розина, - разве ты не знаешь? Это рябина.

Как же он мог забыть рябину… вынужденный оставить родину, он старался выбросить из памяти все, что с ней связано. А когда увидел на родной улице рябиновый костер, сердце дрогнуло. Не зря же в зарубежных публикациях говорилось, что Нуреев нередко “с печальным и детским лицом” вспоминает мать и далекую Уфу.

А в самом последнем интервью журналу “Пари матч” - он сказал:

- Я никогда не переставал считать Россию своей родиной…

6 января 1993 года в Париже перестало биться сердце великого танцовщика Рудольфа Нуриева”.

- 6 января 1993 – Р.Нуреев умер, он похоронен на русском кладбище

Сен-Женевьев-де Буа под Парижем.

Но мы о нем не забыли.

С 1993 года в Уфе ежегодно проводятся фестивали балетного искусства памяти Р. Нуреева

На здании БГТОБ установлена мемориальная доска.

В 1998 году Уфимскому хореографическому училищу (УХУ) присвоено имя Р.Нуреева

Ученик 5

“Можно сказать, что выпуск УХУ 1998 года был в чем-то первым. Ведь ребята окончили не просто УХУ, а Башкирское хореографическое училище имени Р. Нуреева. К этому событию шли долго и традиционно: разговоры, письма, просьбы, заявления… и в год 60 лет легендарного танцовщика мечта директора хореографического училища, заслуженного артиста РБ Али Бикчурина сбылась”.

Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Валерия Рахматуллина, которое подготовили наши учащиеся.

Рудольф Нуреев

Последний танец.

 Ученик 1

Спадает занавес – и все,
Вот так кончается театр.
И изможденное лицо
Гонца, творца.… И азиата.
Вот так кончается и жизнь,
И он танцует
Танец смерти-
Последний жуткий бенефис,
Где нет ни зрителей, ни сметы
Все начиналось точно так –
С пустынных кресел –
Четких спинок
Как вверх подброшенный пятак,
Судьбы повисла над чужбиной…
Но с пятаком не прогадал.

 Ученик 2

Блеснул талант.
Блеснул и брызнул!..
И закружился карнавал –
Так начинался Танец Жизни.
Еще чуть-чуть и он кумир,
И всюду зван, и всеми признан.
И рукоплещет целый мир!
И отвернулась вся Отчизна…
Губернский город над рекой.

Балет…

Ученик 3

И мальчик угловатый,
С одной, но пламенной мечтой
Танцкласс, училище, театр…
Прыжок – полет!..
Прощай, страна
Непримиримого марксизма.
Где ширь и высь, и глубина.
Но не станцуешь Танец Жизни.
Эх, и допрыгался танцор…
К чему все это –
Пот, мозоли?
И изможденное лицо…

И заключительное соло-

Тот жуткий танец.
И упасть,
Едва успев остановиться…
Чтоб отозвался робким па
Нескладный мальчик из провинции.

Приложение. Жизнь и творчество Р.Нуриева