Экологическое воспитание у детей с отклонениями в развитии

Разделы: Внеклассная работа


“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода.
Птице – воздух.
Зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна родина.
Охранять природу – значит охранять родину. (М. М. Пришвин.)

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, которая позволила бы воспитать и обучить поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают все большую актуальность.

Цель воспитания ребенка – всестороннее развитие его личности. Но, прежде всего ребенок должен быть здоров. А о каком здоровье может идти речь в наше время – время экологических катастроф.

Поэтому все проблемы меркнут – остается одна: дать возможность детям выжить, вырасти здоровыми. А это не случится, если мы не научим экологически грамотно мыслить детей. Вот цели и задачи, которые мы ставим перед собой: научить детей воспринимать окружающий мир, облагородить чувства детей, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней.

В нашей школе ведется огромная работа по экологическому воспитанию детей. Основным документом, используемым в этой работе является “Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида”.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы. Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

  1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.
  2. Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
  3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность.

Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Однако наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Профилактикой нарушений является разъяснительная воспитательная работа, которую мы назвали ликвидация экологической безграмотности.

Проводятся циклы бесед: “Планета Земля в опасности”, “Жалобная книга” (зимой и летом, весной и осенью), “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Красная Книга” и др.

На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах рассказывали: об охране птиц и их роли в деле защиты природы, о деревьях и их полезных качествах, о цветах (раннецветущих, луговых, садовых). Совместно сделали “Книгу Природы” с его страничками: “зелеными” – творческий клуб “Зеленой аптеки, стихи о лекарственных травах и цветах, рисунки, кроссворд;

“Голубыми” – загадки, силуэты птиц; альбом “Чей дом лучше”;

“Синими” – “Морские сказки”, рыбки нашего аквариума (рисунки детей);

“Желтыми” - На лесной поляне.

“Красными” - “Они должны жить”, цветы и растения занесенные в “Кр.кн.”;

Так как лето мы проводим в своем лагере “Солнышко” постоянно проводятся целевые тематические экскурсии в лесу:

- “На цветочной поляне” (узнавание и называние цветов, вспомнить загадки о них, рисование с натуры…).

- “Травознай” (не вытаптывать травы, это причиняет большой вред травам и кустарникам, ходить только по тропиночкам);

- “Загадки старичка – лесовичка”;

- “Лесные врачи” (муравьи, дятел, птицы.).

С появлением в лесу ягод и грибов проводились разъяснения ребятам правила сбора этих даров природы (одновременно во всех отрядах: младших, средних и старших.)

Привлекли детей к охране муравейников (отметили столбиками с номерами и велись наблюдения). Объясняя, что муравьиные постройки стоят на одном месте 100 лет и более. (Средняя по величине муравьиная семья уничтожает до 5 млн. вредных насекомых.).

Регулярно проводили уборку на территории лагеря, выкапывали ямы для мусора. Помня о том, что брошенная бумага разлагается до 2 лет, консервная банка – не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет – сотни лет, т.к. нет на Земле бактерии, которые могут его разрушить!

Сделали альбомы – гербарий:

- “Их надо знать!” (о ядовитых и несъедобных ягодах и растениях).

- “Аптека под ногами”.

Регулярно велась работа на стенде “Советы старичка-лесовичка.”

- Первая помощь при порезах, синяках и ушибах.

- Поспела лесная ягода: лесной чай (как сушить листья).

- Помни, сборщик ягод!

- Сохрани природу.

- Если укусила пчела. И др.

Проводились марш-броски на выведение экологической тропы (по обследованию близлежащих территорий вокруг лагеря).

Например, задание: Обратить и отметить на карте наиболее часто встречающиеся травы, кустарники, цветы, есть ли муравейники, каких птиц встречали. Схематично оформить весь путь.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения.

На самоподготовках изучали проблемы воды и воздуха, материалы блока занятий “Солнце”, “Что у нас под ногами?” (глина, песок, камни и почва), “Кто в доме – природы живет?” (растения, животные, лес), “Если ты человек, веди себя по-человечески”. Тема “Человек и природа” рассматриваются с разных точек зрения, изучаются с разных точек зрения, изучаются в определенной последовательности и связаны друг с другом, большое внимание уделяется природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире.

Поэтому, говоря о воздухе, мы изучаем летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде, распространение семян ветром и многое другое.

Когда нам хочется подчеркнуть значение какой-нибудь вещи, мы говорим: “Это нам необходимо как воздух”. И действительно, человек может прожить без пищи и воды несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты

Проводились беседы: “Какую роль играет регулярная уборка помещения?”, “Что умеет делать воздух?”, “Почему нужно беречь воду?”, “Волшебная вода – какая она?”, анкетирование: “Курение и воздух”, “Вода вокруг нас”.

Старались для обучения задействовать все органы чувств детей. Предоставляем возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже (если это возможно и безопасно!) пробовать на вкус объект исследования.

Итоговое открытое занятие: “Планета – наш дом” (приводиться полностью, см. Приложение)

Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля.

Нужно помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д.

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.

Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задачей.

Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять их. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность.

Большое значение природе, как одному из важнейших средств воспитания придавали лучшие педагоги, К.Д.Ушинский писал: “Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая ”.