Урок природоведения в 3-м классе (1–4) по теме: "Превращение и круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование:

  • схема “Круговорот воды в природе”, карточки “ВОДА”, “ЛЁД”, “ПАР”;
  • изображение айсберга и тумана;
  • для опыта: стакан с водой, кипятильник, блюдце со льдом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

“Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
от первой до третьей - люди
четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая…
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли… (В.В.Маяковский)

(В процессе рассказывания отрывка стихотворения на доске составляется схема “Круговорот воды в природе”, состоящая из солнца, тучек, прикрывающих его, капель дождя и поверхности земли.)

- Тучки, может быть, и растаяли, а вот вопросы остались.

(На обороте капель написаны ниже следующие вопросы. Снимаем каплю, читаем вопрос.)

- О каких свойствах воды вы знаете?

- Как доказать, что вода прозрачна?

- Как доказать, что вода растворитель?

- Как вы используете это свойство воды?

- Как можно очистить загрязнённую воду?

III. Постановка цели урока.

- Вы, наверное, знаете, что вода может находиться в разных состояниях:

твёрдом, жидком и газообразном. Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе.

IV. Наблюдения за состояниями воды.

- От чего зависит состояние воды? (От температуры)

- Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии?

(В реке, луже…)

(На доске крепится карточка “ВОДА”.)

- А в твёрдом состоянии где мы можем встретить воду?

(Лёд на реке, снег, айсберги…)

(На доске карточка “ЛЁД”.)

- А что такое айсберг?

Сообщение об айсбергах делает ученик, демонстрируя их изображение.

Например:

- Слово “айсберг” означает “ледяная гора”. И это не преувеличение. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки, и даже сотни километров. Нередко высота айсберга достигает 40-60 метров.

Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть его находится над поверхностью воды, бОльшая его часть – под водой. Она примерно в семь раз больше надводной.

Откуда берутся эти громады льда? Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

- Если вы захотите, то сможете узнать ещё много интересного об айсбергах на страницах энциклопедий и других книг. Потом обязательно поделитесь с нами этими знаниями.

- Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже0.)

(Карточки “ЛЁД” и “ВОДА” соединяются двойной стрелкой.)

- А как получить воду изо льда?

- Значит, этот процесс обратим.

Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

(На доске карточка “ПАР”.)

- А также, вода в газообразном состоянии это ещё и туман.

Сообщение о тумане делает ученик, демонстрируя его изображение.

Например:

- Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днём включают фары, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять раствориться в воздухе.

V. Круговорот воды в природе – практическая работа.

- А может ли пар опять стать водой? Проведём следующий опыт…

Демонстрация с соблюдением и пояснением правил безопасности сопровождается следующим объяснением:

- Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя часть тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

- Как же объяснить то, что мы наблюдаем? (Мнения детей.)

- Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.

(Карточки “ВОДА” и “ПАР” соединяются двойной стрелкой.)

- Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовём это “Кругосветное путешествие Капельки”.

Жила – была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(Прикрепить на схему “Круговорот воды” каплю на поверхность земли.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

(На схеме выдвинуть солнце из-за тучек.)

- Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)

- Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

- В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

Итак, “Дождь на спину взгромоздя,
Туча хвост свой изогнула,
Первую стрелу дождя
На поля и луг метнула.
А потом всё чаще, чаще –
Дробью по зелёной чаще. (Тучи. Ф.А. Миронов.)

И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит. (Показ на схеме)

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)

- Как вы, дети, можете беречь воду?

- А как плохое обращение с водой может повлиять на экономику?

- Правильно. И помните, чем здоровее природа, тем здоровее наша экономика, а значит, у вас больше возможностей что-то купить или куда-то съездить и т.д.

VI. Подведение итогов.

- Итак, с какими чудесами природы мы сегодня познакомились?

- В каких трёх состояниях находится вода в природе?

- Вода удивительное вещество. Она даже может, например, из пара сразу превратиться в лёд, при этом не превращаясь в воду. И тогда утром на деревьях мы увидим иней.

Как происходит круговорот воды в природе?

- Строчки из каких произведений прозвучали сегодня на уроке? Кто автор?

(Тучкины штучки. В.В.Маяковский. Тучи. Ф.А.Миронов.)

- Чтобы написать такие строки, надо быть внимательным к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий!

VII. Оценивание.

VIII. Домашнее задание.