Литературный вечер: "Холокост. Память и предупреждение". "Передайте об этом детям нашим"

Разделы: Внеклассная работа


На сцене полумрак. Перед стеной установлены стенды с иллюстрациями портретов участников сопротивления (Павел Кожец, Моисей Слапак, Юлиан Якобович, Марек Бух, Сара Розенблат, Иван Скрипник). Перед стендом горят свечи. В луче света возникает плакат с надписью:

"Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает".

За сценой звучат стихи.

К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом,
Я этой женщине любимой
Когда-то руки целовал,
Хотя, когда я был с живыми,
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы поднатужимся и встанем,
Костями застучим туда,
Где дышат хлебом и духами и
Где живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли.
Не мы – овраги.

Выходят ведущие.

Ведущий 1: Тема Холокоста – не только еврейская тема, это всечеловеческая трагедия ХХ века.
Ребята, скажите, кто из вас знает, что означает слово "холокост"? Холокост – политика нацистской Германии. В переводе с древнегреческого Холокост – это “всесожжение”, “уничтожение огнем”, “жертвоприношение”.
А кто из вас знает, кто такие евреи? Евреи – это национальность людей, эта нация была подвержена гонению и физическому истреблению.

Ведущий 2: Миллионы невинных людей погибли во время карательных операций и в специально созданных лагерях уничтожения.
В этом году в нашем детском доме стало больше ребят, которых заинтересовала проблема Холокоста. В течение года мы изучали литературу по этой проблеме. Но сегодня мы с вами поговорим о борьбе народа против фашизма.

Чтец: "Все могло считаться сопротивлением, потому что все было запрещено. Любая деятельность, свидетельствующая о том, что заключенному удалось сохранить какие-то остатки личности, черты индивидуальности, воспринималась как сопротивление".

(Андрео Девято).

Ведущий 1: Ребята, кто из вас знает, что такое сопротивление? Сопротивление – это повседневная борьба с нацистами и их пособниками. Один из самых навязчивых мифов о Холокосте: миллионы евреев безропотно шли на смерть как “бараны на бойню”. Все люди: евреи и не евреи – поднимались на борьбу против фашизма. А те подавляли любую попытку сопротивления с безграничной жестокостью.

Ведущий 2: Большинство людей, вставших на путь сопротивления, были молодые ребята – они рисковали не только собственной жизнью, но и жизнью своих родителей, братьев, сестер.

Ведущий 1: Для многих жажда жить или умереть оказалась решающей. Вот отрывок из распространенной в Варшаве листовки “Еврейской боевой организации”.

“Мы не обретем свободы, покорно идя на смерть, как овцы на заклание. Наша свобода в другом – в борьбе!”

Звучит музыка (гимн еврейских партизан) Гирш Глик “Не говори никогда”.

Ведущий 2: В лесах Восточной Европы действовали партизанские отряды. Около 20 тысяч евреев участвовали в партизанском движении. Это были целые семьи, которым удалось бежать от немцев. Многие партизанские отряды прятали евреев.

Ведущий 1: Ребята, подскажите мне, пожалуйста, кто такие партизаны? Правильно вы сказали, партизаны – это люди, которые вели борьбу против фашизма на оккупированной территории (в лесах, в населенных пунктах).
Евреи, несмотря на крайне тяжелое положение, пытались оказать сопротивление нацистам и поодиночке, и коллективно. Советские евреи с подделанными или чужими документами, скрыв национальность, участвовали в деятельности подпольных групп.

Ведущий 2: Небольшие группы подпольщиков изготовляли и распространяли листовки. Очень запомнился героический подвиг Татьяны Маркус.

Звучит запись на магнитофонной ленте.

"Татьяна Маркус – 20-летняя девушка, по поддельным документам устроилась работать в офицерскую столовую, она пользовалась большим успехом у посетителей. Она использовала браунинг и уничтожала своих поклонников. Подпольный горком принял решение укрыть Татьяну. В момент переправы через Днепр немцы ранили девушку и затем зверски пытали. Отважная подпольщица была казнена."

Ведущий 2: В период оккупации с участием евреев-подпольщиков группы возникали стихийно. Например, в Одессе активными участниками были сестры Ольга и Елена Канторович. Они вели активную борьбу против фашизма: подделывали печати, паспорта с целью скрытия своего еврейского происхождения.

Ведущий 1: В 1942 году в г. Умане была арестована женщина-врач, бежавшая из лагеря военнопленных. Она под чужой фамилией укрывалась в детском доме и продолжала оказывать медицинскую помощь советским военнопленным.

Отрывок из боевой песни молодежной группы “Пираты Эдельвейса”.

Гитлеровцы могут нас согнуть
И надеть оковы,
Но придет день, и мы разобьем цепи
И раздавим гитлерюгенд.
Мы воспеваем свободу, любовь и жизнь.

Ведущий 2: Эффективным способом борьбы с нацистами было взаимодействие евреев-подпольщиков и их налаженные связи с партизанскими отрядами.

Ведущий 1: Ярким примером героизма была подпольщица Маша Брускина. Она работала медсестрой в больнице, где нелегально лечили раненых советских солдат, и когда они поправлялись, она помогала им бежать. Одного из беглецов схватили, и он предал Машу и ее товарищей. Машу казнили.

Чтец: "Сегодня они увезли Машу. Я не могу передать свои чувства. Я чувствую, что это очень трудно, стыдно. Потому что есть люди, которые смотрят на это безразлично или злорадно. “Что, ему жалко евреев? Какой идиот!” Почему Маша должна быть хуже, чем вы? Она намного лучше вас. Она была единственной девушкой, с которой я всегда мог быть откровенен. Как прекрасно иметь друга, который понимает тебя и чувствует то же, что и ты. Она была хорошей девушкой и храброй. Когда ее увозили, она стояла с поднятой головой. Я убежден в том, что она не опустит голову даже тогда, когда придется умереть. Маша, знай, что я помню о тебе, я не забуду о тебе, и наступит день, когда я отомщу".

Ведущий 2: Ребята, давайте рассмотрим фотографии казни Маши Брускиной, которые попали в книги по истории Второй мировой войны. И что мы видим – спокойствие, достоинство, с которым девушка встретила смерть. Имена ее товарищей-мужчин вскоре стали известны, но имя девушки долго оставалось невыясненным. И только в конце 60-х годов, после журналистского расследования выяснилось, что это была 17-летняя Маша Брускина.

Ведущий 1: Евреи оказывали вооруженное сопротивление нацистам, происходили восстания. Они были жестоко подавлены, но части узников удалось бежать к партизанам.
Одним из самых ярких примеров вооруженного сопротивления еврейского населения стало восстание в Белостоке. Силы сопротивления поддерживал руководитель еврейского совета Бараш.

Ведущий 2: В Белостоке немцы организовали швейное производство, и Бараш должен был точно угадать момент, когда нацисты прикроют производство и узникам не станется ничего иного, кроме активного сопротивления. Узники боролись с врагами в течение пяти дней. В конце концов, около сотни повстанцев бежали к местным партизанам.

Чтец:

О, вы, искушенные,
Известно ли вам,
Что взгляд сияет от голода
И тускнеет от жажды?
О, вы, искушенные,
Известно ли вам,
Что можно увидеть труп матери
И не проронить ни слезинки?
О, вы, искушенные,
Известно ли вам,
Что утром можно хотеть смерти,
А вечером бояться ее?

Ведущий 1: Да, ребята, некоторые партизанские группы, сформированные из беженцев, просуществовали недолго и были жестоко уничтожены карателями.

Чтец:

О, вы, искушенные,
Известно ли вам,
Что день бывает длиннее года,
А минута – дольше целой жизни?
О, вы, искушенные,
Известно ли вам,
Что ноги уязвимее глаз,
Нервы крепче костей,
А сердце тверже стали?
Известно ли вам,
Что страдание беспредельно,
А ужас бездонен?
Знаете ли вы все это,
Вы, искушенные?

(Шарлотта Дельбо)

Ведущий 2: Около 25 евреев сражались в партизанских отрядах в Белоруссии, Литве, Украине, России. Первый семейный лагерь организовали братья и сестры Бельские. В нем насчитывалось 1200 человек.

Театрализованное представление.

Лес. На опушке партизаны. И руководитель партизан Бельский обращается к присутствующим.

“Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу – посмотрите, сколько людей сумели выбраться к нам! Я ничего не могу гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем: ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но если нам суждено умереть, мы, по крайней мере, умрем, как люди”.

Ведущий 2: Этой группе удалось пережить войну, так как главным для них было спасение евреев, а не уничтожение немцев.

Ведущий 1: Евреи внесли огромный вклад в борьбу с оккупантами. Общая численность партизан на территории СССР составила около 17 500 человек. Многие из них были награждены боевыми наградами.

Ведущий 2: В детском доме мы работаем по программе “Я во Вселенной”. Цель программы: воспитание толерантности, сопереживания, помощь окружающим людям. В нашем доме есть дети разных национальностей: и русские, и армяне, и азербайджанцы. В школе и дома мы не наблюдаем грубого отношения друг к другу. У нас нет проблем в национальном плане.

Несколько человек: Мы не хотим стать жертвами Холокоста и никогда не будем наблюдателями чужой трагедии.

Ведущий 1: Миллионы невинных людей погибли во время карательных операций и в специально созданных лагерях уничтожения. Холокост унес жизни около шести миллионов европейских евреев.

Чтец:

“В дрожь меня бросило,
Только подумала,
Только представила
Ужас войны.
Холодом веяло,
Страхом и болью несло
Там отовсюду.
Сердце не вдруг замерло
На одну лишь минуту.
Но не хватает
Мне воздуха.
Что этот ком будто в горле
Застрял.
Каждый, кто все осознал,
Каждый, кто это познал,
Старше в душе своей стал.
“Не вспоминай”, – вы мне скажете, –
Нет, не забыть никогда,
Трудно носить все в себе,
Передать на века
В летопись тем поколениям.
Спросите вы: “Да зачем?”
А потому, чтобы не было ужаса
Больше ни с кем”.