Авторское тематическое планирование по воспитательной работе в группе продленного дня

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продлённого дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Исходя из вышесказанного, поставила следующие задачи на год (Приложение 1).

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

Большое значение в воспитании детей, расширение кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учёбе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникают очень много вопросов “Почему?”. Ответить на эти вопросы мне помогают клубные часы.

В проведении клубных часов (я называю их “Кое-что интересное”), меня выручает моя методическая копилка.

Темы клубных часов составляю совместно с детьми (Приложение 2).

Подготовка к заседаниям клуба проводится еженедельно на заседаниях кружка “Любознательные”.

Заседания клуба один-два раза в четверть проходят в форме игры-путешествия, викторины или утренника.

К каждому заседанию клуба дети получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно.

Задания самые разнообразные: ответить на вопросы по заданной теме, сочинить сказку, составить кроссворд на своё имя, стихотворение, отгадать, подготовить интересное сообщение. Вот некоторые творческие работы детей (Приложение 3).

Составляя примерное расписание занятий в группе продлённого дня, я подразделяю все на две группы: занятия на воздухе, занятия в помещении (Приложение 4).

Ежедневно готовлюсь к двум видам занятий – на воздухе и в помещении (Приложение 5).

Имея методическую копилку – я обязательно беру с собой в ГПД литературу (см. список литературы).

В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры-путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребёнка, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

иногда какой-либо сказочный герой присылает телеграммы: “Катя, работай самостоятельно, не отвлекайся”, “Оля. ты можешь писать чисто и красиво”, “Молодец, Дима, ты хорошо работаешь”.

Час самоподготовки

Этот час требует от воспитателя предельного внимания. Ведь в его поле зрения находятся 20 детей, занимающихся различной деятельностью. Учащиеся 1 – 2-х классов иногда домашнего задания не имеют, а в 3 – 4-х классах задания по двум предметам. Я поступаю так. Младших детей усаживаю за большой стол поближе к себе и предлагаю на выбор два-три вида деятельности: лепка, рисование, раскрашивание, работа с бумагой, книги для рассматривания и чтения или занимаюсь дополнительно по некоторым предметам.

За час дети, чередуя виды деятельности, не устают, а их руки и головы заняты полезным делом. Остальные ребята в это время заняты приготовлением домашних заданий. Если у детей возникают вопросы, они потихоньку советуются со мной. Ребята знают, что вопрос можно задать только в крайнем случае и пользуются этим правом очень редко (Приложение 6).

Темп выполнения заданий индивидуальный, но в пределах отводимого времени.

Тем, кто выполнил задания раньше, предлагаю почитать книги по внеклассному чтению.

Прогулки с детьми в режиме продлённого дня.

Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе. Стараюсь, чтобы прогулка принесла не только телу пользу, но и душе. Для этого я разработала несколько видов прогулок.

Игровая прогулка

Предлагаю детям несколько подвижных игр. Это хорошо знакомые детям игры, которые они по очереди учатся проводить сами, и новые, которые разучиваю с ними сама (не более одной в неделю). Например, во время прогулки предлагаю детям хорошо знакомую игру “Третий лишний”. Игра динамична, позволяет быстро удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха предлагаю игру “Море волнуется”. Разучиваем новую игру. Заканчиваем прогулку спокойной игрой на внимание типа “Капитаны”.

Прогулка-поиск

Это вид следопытской прогулки: чтение следов зверей и птиц на снегу, поиск заранее спрятанного пакета, состязание команд по прохождению маршрута по приметам и. т. д.

Спортивная прогулка

Их провожу в основном зимой. Лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель.

В режиме работы группы в течение недели есть почти все виды прогулок. Стараюсь вывести детей на воздух в любую погоду. Если на улице сильный ветер или мороз, организую игры в спортивном зале.

Список литературы для проведения занятий в группе продлённого дня:

1. Е.Ю. Пиглицина Энциклопедия детских праздников. – М.: “Рипол классик”, 2001. – 320 с.
2. Г.И. Куценко, И.Ф.Коротков Режим дня школьника.
3. С.А. Шмаков Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки.
4. Т.М. Геронимус Родничок. 150 уроков занимательного труда. Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1996. – 168 с.
5. И.М. Коротков Подвижные игры во дворе. Серия “Физкультура и спорт”.
6. Л.С. Бескровайная, О.В. Перекатьева, С.А. Шин Второклассники любят праздники … Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры. – Серия “Школа радости” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. –  448 с.
7. Н.Ф. Дик Классные часы в 3 – 4-х классах   (Серия  “Сердце отдаю детям”). – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2003. – 416 с.
8. Журналы “Педсовет”
9. “Рекомендации по организации работы по предупреждению транспортного травматизма среди детей и подростков по месту жительства”. Уфа, 1989.
10. “Хозяин дороги” – дидактический материал по правилам уличного движения. Уфа. 1992.
11. М. Кривкин и О. Ольгин “Школа пешехода”. Изд-во “Малыш”, 1989.
12. И.Г. Сухин Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
13. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с.
14.Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240с.
15. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.

Список литературы для проведения клубных часов:

  • Клуб “Сказочник”.
    • В.Н. Морошкин Прозаические жанры русского фольклора. – М., 1987.
  • Клуб “Почемучка”.
    • Э.Ю. Шим Рассказы и сказки. – Л., 1986.
    • Н.И. Сладков Под шапкой невидимкой. – Л., 1971.
    • Б.Б. Запартович С любовью к природе.
  • Уроки Деда Всеведа.
    • В.С. Бахтин От былины до считалки. – Л., 1988.
    • Русские народные загадки, пословицы, поговорки. (сост. Ю.Г.Круглов)