Открытый урок по теме: "Работа сердца"

Разделы: Биология


Задачи.

Образовательные: формировать новые анатомические понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия; повторение, закрепление и учёт знаний по теме “Транспорт веществ”, “Строение сердца”; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, совершенcтвовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам. Воспитывать самостоятельное мышление, санитарно-гигиенических навыки, привычки к здоровому образу жизии.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование: таблицы “Строение сердца”, “Работа сердца”; модель “Сердце”, образцы электрокардиограмм.

Ход урока:

I. Проверка знаний.

Выполнение задания учащимися по инструктивной карточке.

1) Работа по инструктивной карточке № 1

а) Постройте схему

б) заполните таблицу:

2) Двум ученикам предлагается выполнить задания у доски.

Задание: закончите схему малого и большого кругов кровообращения

Малый круг кровообращения

Большой круг кровообращения

3) Ответьте на вопросы:

1. Из каких отделов состоит сердце?

2. Каковы особенности строения артерий, вен и капилляров?

3. Какова связь строения кровеносных сосудов с их функциями?

4. Как изменяется кровь в малом круге кровообращения?

5. Как изменяется кровь в большом круге кровообращения?

II. Изучение нового материала.

Учитель: Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело

(Э. Межелайтис “Сердце”)

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?

Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило только через три столетия.

Учитель ставит проблему:

- Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа:

- Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления? (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях).

Учащиеся высказывают свои мнения, почему сердце продолжалось биться.

Учитель просит выполнить работу в рабочей тетради №103.

Заполните таблицу:

“Сердечный цикл”

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся делают вывод:

1 Учащийся - сердце сокращается 60-70 раз в минуту и при каждом сокращении выбрасывает в сосуды 60-70 см3 крови. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжелой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается. Например, у спортсменов-бегунов во время бега на спортивных соревнованиях частота сердечных сокращений может доходить до 250 в минуту.

2 Учащийся - У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой: у детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет - 90, а в 20 лет и старше - 60-70; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95.

3 Учащийся - Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает. Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления отделов сердца и их автоматией.

Учитель: Что необходимо для выполнения любой работы?

Ответ: Энергия.

Учитель: Откуда сердце получает энергию?

Учитель показывает рисунок препарата кровеносных сосудов сердца и говорит: “Масса сердца человека составляет 1/200 часть от массы тела, а крови проходит через сердца 1/20 часть, т.е. в 10 раз больше.

Вопрос: О чем это говорит?

Ответ: В сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.

Учитель: Работа сердца, как и любая другая работа, измеряется произведением веса поднятого груза (в килограммах) на высоту (в метрах). За день, если человек не совершает тяжелой работы, сердце сокращается свыше 100000 раз; за год - около 40000000 раз, а за 70 лет жизни - почти 3000000000 раз.

Учитель: Предлагается учащимся выполнить работу в парах по инструктивной карточке № 2.

Изображена кривая биотоков сердца (ЭКГ) человека. Нужно объяснить, что отражает каждый из пяти зубцов Р,ОД,5,Т.

Ответ: Зубец Т отражает процесс прекращения возбуждения в желудочках. Р - составляет предсердию часть ЭКГ; Q, R, S, T — желудочная часть.

Затем учитель предлагает выполнить практическую работу по “Регуляции работы сердца”. (Раздать образцы работ из пособия — Рахимов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. — М. Дрофа, 1998.)

“Регуляция работы сердца”

У человека при надавливании на глазные яблоки частота сердечных сокращений обычно замедляется (опыт Даннини -Ашнера). Это явление объясняется рефлекторным возбуждением ядер блуждающего нерва.

Цель работы: Познакомиться с вегетативной регуляцией сердца (парасимпатического отдела).

Оборудование: Секундомер либо часы с секундомерной стрелкой, чистые марлевые салфетки.

Ход работы: Работа проводится в парах (очень аккуратно). У испытуемого определяют (по пульсу) частоту сердечных сокращений. Экспериментатор через марлевые салфетки большими пальцами рук в течение 10 с медленно надавливает на оба глаза (не сильно!). Сразу после надавливания на глазные яблоки вновь подсчитывают частоту сердечных сокращений.

Форма отчетности: Сравните полученный результат со среднестатистическим. Сделайте вывод.

Ответ учащегося: Наряду с нервной системой, на работу сердца влияют химические вещества. “Как называется такая регуляция?” - спрашивает учитель. (Гуморальная).

- Какие гормоны оказывают влияние на работу сердца? (Адреналин усиливает работу сердца, ацетилхолин угнетает сердечную деятельность). Следовательно, работа сердца регулируется нервной системой и гуморально.

Возвращаясь к проблемному вопросу, учащиеся приходят к выводу: работоспособность и неутомимость сердца объясняется:

- ритмичностью работы

- автоматизмом

- нервной и гуморальной регуляцией

- интенсивностью обмена веществ в сердечной мышце

- количество в крови солей Са и К

- сердце продолжало биться т.к. иногда после смерти автоматическая деятельность сердечных узлов в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает редко, очень редко, но именно на такой случай натолкнулся А. Везалий при вскрытии трупа.

III. Закрепление.

Компьютерный тест.

Компьютерный тест.

1. Назовите массу сердца у взрослого человека

1) 150-200г

2) 250-300г

3) 400-500г

4) 600-750г

2. Какова продолжительность расслабления предсердий при обычной частоте сокращений сердца (60-80 в минуту), когда человек находится в состоянии покоя?

1) 0,1 сек

2) 0,3 сек

3) 0,4 сек

4) 0,7 сек

3. Расслабление сердца длится:

1) половину времени от всего цикла

2) меньше половины этого времени

3) больше половины

4) одну треть от всего цикла

4. Как возбуждение нервного центра симпатического нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца?

1) не изменяет

2) уменьшает

3) увеличивает

5. В сердце есть структуры, обеспечивающие способность сердца сокращаться самопроизвольно за счет возбуждения, первоначально возникающего в этих структурах

1) нервные клетки соматической нервной системы

2) особые сердечные мышечные клетки

3) нервные окончания блуждающего нерва

6. Назовите ионы, которые в больших количествах принимают непосредственное участие в укорочении миофибрилл мышечных клеток сердца

1) Na+

2) K+

3) Ca2+

4) Mg2+

Ответы: 1(1); 2(4); 3(1); 4(3); 5(1); 6(3).

Учитель выставляет оценки за устный ответ и работу на уроке.

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 130-131; выполнить задания 2,3 рубрики “Проверьте свои знания” с.132.