Применение элементов компьютерной технологии на уроке литературы

Разделы: Литература


Веяния века информационных технологий коснулись и образования.

Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.

Я использую компьютер в процессе обучения с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
  • для оптимального закрепления изученного материала,
  • для улучшения контроля знаний учащихся,
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Для реализации данных целей, это могут быть уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера и проводимые в кабинете информатики, и использование отдельного компьютера с мультимедийным проектором на различных этапах урока в кабинете литературы С помощью программ типа Power Point можно создаю слайд-фильмы для объяснения новой темы. Считаю, что для учителя это одна из лучших и эффективных форм чтения лекции, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, учит детей делать выводы. Считаю, что компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

На данный момент в моей методической копилке есть ряд уроков и внеклассных мероприятий по русской литературе, построенных с использованием компьютерной техники. Примером такого урока хотелось бы поделиться. Это урок в 10 классе , второй урок по теме “Художественный мир И. С. Тургенева”. (по техническим причинам оригинал слайд-фильма пришлось сократить вдвое)

Тема урока. “И даль свободного романа...” - Тургенев — создатель русского романа. История создания романа “Отцы и дети”.

Тип урока – изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

1. Формировать у учащихся понимание эпохи, в которой жил писатель, познакомиться с историей создания романа “Отцы и дети” (прототипы, творческий замысел).

2. Учить учащихся видеть взгляды Тургенева, особенности его литературного творчества.

3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Тургенева.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок, посвященный творчеству И. С. Тургенева, я назвала словами А. С. Пушкина: “И даль свободного романа...” , которые так точно характеризуют поэтику произведений этого замечательного художника слова - Ивана Сергеевича Тургенева. В центре нашего внимания сегодня - ваши впечатления от первого прочтения романа “Отцы и дети”, развитие жанра романа в России в XIX веке, история создания романа “Отцы и дети”, отражение эпохи 60 годов XIX века в произведении, особенности литературного творчества Тургенева.

II. Проверка знаний материала предыдущего урока

Тест-опрос по 2 вариантам. (Приложение №1)

1. Творческое задание, выполненное учеником “Экскурсия в музей Тургенева” - презентация в PowerPoint

(Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя “И даль свободного романа” (Приложение №2)

III. Тургенев — создатель русского романа. слайд №1

  • Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если уж он затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.
  • Писарев в статье “Базаров” отмечал: “Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа. “ Это отзывы о романе современников Тургенева, а что можете сказать вы?

- Каково ваше первое впечатление от произведения?

- Какие проблемы романа являются современными и для нас? (Например, отношение к природе, отношения отцов и детей. )

- Назовите героев романа.

- Чем Базаров отличается от других героев?

- Наверняка при знакомстве с главным героем у вас создалось собственное отношение к его взглядам, поступкам. Как вы считаете, чему можно поучиться у главного героя?

(Силе води, самообладанию в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; целеустремленности, работоспособности; он враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремится разобраться во всем самостоятельно. )

- Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

- Почему это произведение относится к жанру романа? Каковы вообще особенности романной формы?

(Особенности романной формы большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, к эпохе в целом, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве , но художественная завершенность).

- Как же данный роман связан с эпохой?

III. История создания романа “Отцы и дети”

1. Время создания романа. (Рассказ ученика)

Роман написан в 1861 году. Время действия -1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли.. Это годы исторического перелома, период подготовки и проведения крестьянской реформы. Общество разделилось на 2 лагеря; разночинцы-демократы и дворяне (консерваторы и либералы). Во время правления Александра 11 в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась “для себя”, то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

2. Дополнение учителя к рассказу об эпохе.

1. (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил. )

2. Новое поколение, поколение 1860-х, испытывало глубокую усталость от атмосферы всеобщего говорения, обсуждения, споров. Оно не хотело более "объяснять мир", оно желало изучать и переделывать его. В 1860-х годах началось повальное увлечение молодёжи "положительным" знанием, то есть естественными науками, биологией, химией, медициной. Интерес к естествознанию усиливался и благодаря научным открытиям, сделанным в те же 60-е годы известными русскими учёными — А. М. Бутлеровым, И. М. Сеченовым, Д. И. Менделеевым. Естественные науки позволяли осязать, видеть объект изучения, и что не менее важно — из этого научного знания гораздо проще было извлечь реальную пользу, применить плоды изысканий на практике.

- Кто из героев романа может быть назван героем своего времени?

Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения.

Но в статье “Базаров” Писарев верно отмечал, что роман Тургенева “Отцы и дети” не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы?

Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти “новые люди”- разночинцы- демократы.

IV. Развитие жанра романа в творчестве Тургенева.

1. Слово учителя с элементами беседы.

Роман “Отцы и дети” - не первый в творчестве Тургенева. До него писателем было создано уже 3 романа. Почему так пристально обращается Тургенев к жанру романа. И не он один.

Слайд №2

- Вспомните, что расцвет романа наступает в XIX в. , как называют эту одну из самых ярких страниц мировой культуры? (Эпоха русского романа. )

- Почему? (В первых рядах прогрессивно развивающегося жанра романа XIX в. Находились произведения русской литературы. )

Получили широкое распространение самые различные разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический Успешно, как никогда раньше, развивается психологический роман. (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, “Анна Каренина” Л. П. Толстого), и в то же время создаются колоссальные эпопеи (“Война и мир, ).

“Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны: жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов”. - писал

Белинский.

Большой вклад в разработку формы жанра внесли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров , М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. Г. Чернышевский , Л. П. Толстой и Ф. М. Достоевский и другие русские писатели, они отразили в своих произведениях напряженные этические и философские поиски века.

Тургенева по праву считают создателем русского романа, он стал знаменитым, когда уже не было Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевский был на каторге, а Толстой был еще молодым писателем.

- Кого же ищет Тургенев, так настойчиво обращаясь к жанру романа? ( Нового героя времени) Какого героя ?

Слайд №3 “Тургенев-романист”

Обратить внимание уч-ся на романы Тургенева, затем обратиться к тем, которые были написаны до “Отцов и детей”.

2. Рассказ подготовленных уч-ся о романах, предшествующих “Отцам и детям” (одновременно демонстрируются слайды)

а) “Рудин” слайд №4

В романе “Рудин” Тургенев подвел итог своим многолетним наблюдениям над характером “лишнего человека” и в образе главного героя нарисовал выразительный портрет человека, в котором сконцентрировались мысли и чувства, наиболее характерна для русских людей культурного слоя эпохи 40-х годов прошлого столетия. Рудин изображен в романе как человек умный и талантливый, мечтающий о благе человечества, о полезной и плодотворной деятельности. Он верит в торжество великих идеалов. По его мнению, ценность любого человека определяется, прежде всего, его образованностью, культурой, верой в самого себя, в силу своего разума. Смысл жизни Рудин видит в труде, направленном на общеполезное дело. Он осуждает лень и малодушие, призывает к активной деятельности. Но сам он оказался совершенно неспособным претворить свои идеалы в жизнь, он не сумел применить свои богатые возможности на деле. У него были ум, знания, высокие устремления, но не было ни воли, ни характера, ни умения трудиться. К тому же Рудин не знал жизни, истинных потребностей своей страны. Рудин оказался, по словам Герцена, “умной ненужностью”

б)“Дворянское гнездо” слайд №5

В этом романе Тургенев также продолжает разрабатывать тему “лишнего человека” дворянского сословия. Усиленно находясь в поиске нового героя, Тургенев понял, что в среде дворянства его не найти. И образ главного героя - последнего “лишнего человека” - Лаврецкого - это т.н. лебединая песня всему дворянскому классу. И в романе “Накануне” он создает образ нового героя.

в) “Накануне” слайд №6

В романе “Накануне” главный герой - болгарин Инсаров. Человек из разночинной среды. Новый герой Тургенева полностью отказался от всего личного, посвятивший свою жизнь одной великой цели- спасти свой народ от порабощения, освободить родную Болгарию от гнета иноземных завоевателей.

То, что в центре нового произведения оказался герой из разночинной среды, говорит о том, что писатель почувствовал, что их время прошло, что им на смену пришли люди иного склада, с иными мыслями и устремлениями.

Но, признав главными деятелями героической борьбы за освобождение болгарского народа разночинцев-демократов, Тургенев полагал, что на подобную роль русские демократы пока не могут претендовать. Этим и объясняется то обстоятельство, что героем романа “Накануне” писатель решил сделать не русского, а болгарина, который считал, что ради освобождения своей страны от иноземного ига, следовало забыть классовые противоречия и объединить все силы во имя одной цели.

3. Беседа с учащимися.

- Как выдумаете, ребята, почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? (потому что вот этого объединения противостоящих друг другу классов в России не было ) Как меняется образ нового героя от романа к роману?

Русская жизнь и отечественная литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, русского Инсарова. О его незамедлительном появлении убежденно писал в финале своей статьи “Когда же придет настоящий день?” Н.А. Добролюбов. И он явился в лице Базарова.

- Как вы думаете, в чем новизна этого героя? (в том, что, в отличие, например, от Печориных и Рудиных в нем, по словам Писарева, “знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”)

слайд №7

Роман“Отцы и дети” был начат Тургеневым в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1861 году (и опубликован в 1862г в ж. “Русский вестник”). Он писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о “новых людях”.

- Как вы думаете, каков смысл названия романа “Отцы и дети”. Связано ли это, по вашему, с основным конфликтом романа?

После ответа детей слайд №8, затем обобщение учителя:

действительно, в романе тесно сплетаются семейный конфликт поколений и конфликт идеологический. В романе речь идёт не только о семейных взаимоотношениях (у Базарова нет вражды с отцом, а Аркадий недалеко ушёл от Николая Петровича). Понятия “старшее поколение” и “младшее поколение” имели определённый политически смысл: “дети” - это сторонники новых, передовых идей, которые отрицают прошлое и верят в будущее, отцы - те которые живут прошлым, хотя его уже нет и не верят в светлое будущее, поэтому главный конфликт романа - мировоззренческий.

Итак, мы видим, что это произведение остро полемическое. В романе присутствуют две прямо противоположные тенденции - антидемократическая и антидворянская.

Особенность литературного творчества Тургенева в том, что он был художником весьма объективным и в большинстве своих романов стремился по возможности критически относиться к противоборствующим силам: “Настоящие столкновения - те, в которых обе стороны до известной степени правы”. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Позднее он так сформулировал этот свой принцип: “.. точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.

Таким образом, Тургенев, как большой художник, преодолевал свои симпатии и антипати как в изображении отцов, так и в изображении детей и старался нарисовать в основном верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века. И это действительно так.

А если нет, то тогда как можно объяснить следующие слова либерала Тургенева:

“Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?... Они лучшие из дворян и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”.

Я прошу вас запомнить эти слова Тургенева, поскольку на последующих уроках мы попробуем доказать, так ли это.

Слайд №9

Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Зачитать слова со слайда, задать вопросы учащимся:

- каких критиков знаете?

- как вы думаете, о чем спор?

Спор в основном шел по образу Базарова, одни, например, Антонович, называли Базарова болтуном и циником, другие, такие, как Писарев, видят в нем знамение времени.

Уч-ся в роли критиков об основных спорах:

1. "Антонович"отрицает жизненность, социальную и художественную значимость книги Тургенева, приравнивая ее к бездарному роману писателя третьего ряда В. И. Аскоченского "Асмодей нашего времени". В целом "Отцы и дети" характеризуются как злостный пасквиль на молодое поколение и панегирик "отцам"; главный герой романа Базаров предстает болтуном и циником.

2. "Катков" утверждает, что нигилизм, вопреки мнению его апологетов, есть "отрицательный догматизм со своими идолами и секстанством... религия, опрокинутая, исполненная внутреннего противоречия и бессмыслицы,... религия, которая может иметь своих учителей и фанатиков". Поэтому с болезнью нигилизма необходимо бороться путем усиления охранных начал, и Тургенев первым показал пример такой борьбы, призывая к ней и других писателей.

3. "Писарев" категорически не согласен с обвинениями в адрес Базарова, видя в нем знамение времени. Он рассказывает о причинах появления людей, подобных Базарову, дает анализ складу его мышления, его жизненных устремлений, поведения в обществе, подчеркивая при этом, что это тип "нового человека", которого так долго ждали, ибо "у Базаровых есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое". На возражения других "критиков", упрекающих Базарова за его гордость и себялюбие, "Писарев" парирует: "Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок... Он... умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью".

Учитель резюмирует диалог критиков, конкретизируя две полярные точки зрения на героя.

На следующих уроках мы познакомимся и с другими т. з: Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Страхова, а пока:

- Как вы думаете, авторское отношение к героям, какое оно?

- А к Базарову?

в качестве размышления на перспективу, предлагаю послушать слова самого Тургенева:

(в письме к А. Фету: "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести - я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу"

Или другое: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели”)

- Попробуйте выразить позицию Тургенева через подпись к рисунку на слайде №9 (можно раздать)

(Примечание. Предварительно на слайде подпись “Нет сладу ни с детьми, ни с отцами.” обесцветить)

- Когда мы открываем первую страницу романа, читаем: “Посвящается памяти В. Г. Белинского”.

Слайд №10

- Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман именно В. Г, Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского. Он разночинец, сын флотского врача, что послужило, в какой-то мере, источником качеств, похожих на Базарова.)

V. Подведение итогов урока

Я думаю, наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, так как у вас пока еще не сложился сколько-нибудь определенный взгляд на роман и его главного героя, а есть только его первичное восприятие. С этой целью и будут проходить наши уроки "погружения" в роман. Мы поговорим и о социальном конфликте, и о любви, которая была послана герою как испытание, поговорим и том, какие тайны скрывает роман, и о спорах, рожденных прочтением романа современниками Тургенева и его потомками, а пока вот вам задание на следующий урок:

VI. Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать цитатный материал из текста романа о Н. П. Кирсанове, П. П. Кирсанове , Аркадии Кирсанове, Евгении Базарове Особо обратите внимание , т.к. все эти характеристики очень важны в понимании образов героев и постоянно будут нам нужны при анализе романа. (Записано на доске.)

1. Внешность;

2. происхождение;

3. воспитание;

4. черты характера, образование;

5. общественно-политические взгляды;

6. отношение с окружающими;

7. речь, лексика.

Мне было приятно сегодня работать с вами, спасибо за урок, до свидания.