"Кожа, ее строение и функции" по курсу "Мы и окружающий мир" (4-й класс) в рамках системы обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 14 лет. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной технологии и системы Л.В. Занкова совпадают: это развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в жизни. Я решила использовать методические приемы и стратегии РКМЧП на своих занятиях.

В основе урока, построенного по технологии РКМЧП, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед учителем стоит задача создать условия для обобщения уже имеющихся у учащихся знаний по данной проблеме, а также активизировать и заинтересовать детей для поиска новой информации.

На стадии осмысления идет работа над расширением и получением новых знаний по изучаемому вопросу. Предлагаемые технологией РКМЧП методические приемы и стратегии позволяют активизировать деятельность учащихся и поддерживать ее высокий уровень на протяжении всего урока.

На стадии рефлексии вся полученная информация анализируется, перерабатывается и творчески представляется учащимися.

Предлагаю познакомиться с уроком, который был проведен с использованием методов технологии РКМЧП по курсу “Мы и окружающий мир” в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Проект урока снабжен подробными комментариями.

Тема: Кожа, ее строение и функции.

Цели:

  • Сформировать первоначальное представление о коже, ее строении и функциях.
  • Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе, умение слушать и слышать собеседника.

Оборудование:

  • таблица “Строение кожи”,
  • лупы,
  • учебник Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова “Мы и окружающий мир”,
  • предметы для игры “Сыщики” (карандаш, ручка, линейка, кисточка, конфеты).

Проект урока:

I. Фаза вызова – 8 мин.

  1. Определение и приведение в систему индивидуальных знаний учащихся (написание опорных слов в тетради).
  2. Работа в группах: обсуждение знаний по теме. Составление “грозди” (кластера).
  3. Определение и систематизация информации, появившейся в результате свободных высказываний. Представители групп сообщают, что они знают по теме; идет составление кластера на доске.

II. Фаза осмысления содержания (смысловая стадия) – 25 мин.

  1. Работа с иллюстрацией и таблицей “Строение кожи”. Выделение трех основных слоев. Дополнение кластера.
  2. Динамическая пауза.
  3. Практическая работа: изучение строения кожного покрова.
  4. Определение основных функций кожи. Заполнение кластера.
  5. Игра “Сыщики”.
  6. Работа с текстом учебника (прием “Инсерт”).

III. Фаза рефлексии – 7 мин.

  1. Систематизация новой информации.
  2. Подведение итогов урока.

Комментарии к проекту урока:

На стадии вызова учащимся было предложено вспомнить, что они знают о коже, и записать эти знания в тетради в виде опорных слов. Это индивидуальный вид работы.

Следующим этапом стала работа в группах (на мини-группы по 4 человека класс был разделен заранее: ребята сидели за сдвинутыми партами). В рамках РКМЧП групповая деятельность подразумевает строгое распределение ролей: выделяют, как минимум, тайм-кипера (ученика, который следит за временем обсуждения), организатора обсуждения, секретаря (человека, который фиксирует все озвученные идеи), презентатора – то есть того, кто должен будет представить остальной аудитории результаты работы своей группы.

Итак, каждый из учеников высказывался по очереди. Всю информацию, появлявшуюся в результате свободных высказываний, участники обсуждения систематизировали в “гроздь” (кластер). Затем представители групп по очереди выходили к доске, сообщали, что они знают по данной теме, и заполняли общий кластер – каждый из них вносил свою информацию в систему, заданную предыдущими презентаторами. Такой вид работы способствует формированию командного духа и развитию системного мышления.

В общем виде “гроздь”, ставшая результатом деятельности всего класса, выглядела следующим образом:

Рис. 1. Кластер на стадии вызова

Рис. 1. Кластер на стадии вызова

Учащиеся, анализируя то, что они уже знают, сами ставят цели обучения. Фаза вызова, таким образом, дает возможность создать дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов, активизирует дальнейшую деятельность учеников.

На стадии осмысления происходит переработка нового материала. В ходе работы с таблицей “Строение кожи” и рисунком учебника на стр. 70 учащиеся определяют слои кожи и в группах дополняют кластер.

Рис. 2. Кластер в начале стадии осмысления

Рис. 2. Кластер в начале стадии осмысления

Далее детям была предложена практическая работа: рассмотреть с помощью лупы различные участки наружного слоя кожи (эпидермиса). Обсудив увиденное, вместе с учителем решают, какие функции выполняет кожа. Продолжается заполнение кластера.

Игра “Сыщики” помогает детям познакомиться с осязательной функцией кожи. Четыре человека приглашаются к доске, им предлагается с закрытыми глазами определить, какой предмет они держат в руках. Игра проводится в два этапа: на первом дети “угадывают” один из канцтоваров – карандаш, ручку, линейку, кисточку; на втором они “осязают” конфету, которая и становится наградой каждому из “сыщиков”. Делается вывод о кожной чувствительности, дополняется кластер.

Рис. 3. Кластер в конце стадии осмысления

Рис. 3. Кластер в конце стадии осмысления

В конце фазы осмысления учащиеся индивидуально работают над текстом учебника (стр. 70–72), используя прием “Инсерт” – чтение с пометками. На полях учебника они отмечают карандашом:

  • “+” – это я знаю;
  • “–” – новая информация (этого я не знал);
  • “?” – об этом я хочу узнать подробнее.

На этапе рефлексии идет обсуждение прочитанного. Дети отвечают на вопросы учителя:

– Что нового вы узнали, прочитав текст?
– О чем хотелось бы узнать более подробно?

На возникшие вопросы предлагается найти ответы к следующему уроку. Домашнее задание – дополнение кластера новой информацией.

В заключение занятия руководители групп оценивают работу всей своей группы и каждого ее члена.

Учителя, присутствовавшие на этом открытом уроке, отмечали активную работу ребят: “Дети не только обсуждают, обобщают, сравнивают, делают выводы, но и слышат друг друга”; “Очень понравилось умение учеников работать в группах”. Уверена, что эти коммуникативные умения пригодятся ребятам в жизни даже в большей степени, чем знания о коже.