Разработка открытого занятия по теме: "Творческое эссе"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • расширение знаний обучающихся о жанре эссе;
  • развитие навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;
  • развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;
  • воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

Оборудование:

  • “ПАМЯТКА №1” - 8 шт.;
  • “ПАМЯТКА №2” - 8 шт.;
  • карточки с творческим заданием – 8 шт.;
  • круг с надписью ЭССЕ – 1 шт.;
  • разноцветные лепестки с надписями – 14 шт.;
  • живой цветок для описания – 1 шт.;
  • бланки с рисунками для изображения настроения – 16 шт.;
  • фломастеры - 8 шт., ручки – 8 шт.; листочки – 8 шт.;
  • цветы (живые или искусственные), которые ребята дарят друг другу – 8 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вхождение в занятие.

1. Приветствие.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Одним из принципов нашей с вами работы является работа в круге. Но сначала давайте поделимся, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.

2. Приём педагогической техники “Моё лицо”.

ФОРМУЛА: обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное.

Педагог. Итак, начинаем работу. Тема нашего занятия “Творческое эссе”.

Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, мы расширим знания о жанре эссе, и будем учиться культуре общения в совместной творческой работе.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Погружение в тему.

Педагог. Прежде чем заняться творчеством, давайте отправимся в путешествие по жанру эссе и вспомним, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

Педагог. ЭССЕ – это сочинение-рассуждение, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Оказывается, эссе как литературный жанр возник на рубеже XVII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на характерные черты эссе. К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Обратимся теперь к структуре эссе: это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

Словарная работа.

Педагог. Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь ПАМЯТКОЙ №1. Она пригодится вам в дальнейшем на уроках русского языка.

ПАМЯТКА №1.

  1. Афористичный – построенный на афоризмах, содержащий афоризм.
  2. Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
  3. Образность (образ) - живое, наглядное представление о ком – чём - нибудь.
  4. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
  5. Философский – глубокомысленный, серьёзный.
  6. Раздумье - состояние сосредоточенности, задумчивости.
  7. Впечатление – след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.

2. Первичное закрепление полученных знаний. Прием педагогической техники “Своя опора”.

ФОРМУЛА: группа составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу.

Педагог. А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким.

Педагог. Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете.

Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

Педагог. Спасибо, мы с вами справились с заданием.

III. Применение новых понятий и способов действия.

1. Словарная разминка. Игра в “Ассоциации”.

Педагог. Продолжим работу и перейдем к творчеству. Вы видите перед собой живой цветок. О чём вы думаете, глядя на него, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Например: Цветок благоухающий.

Ребята продолжают по кругу: цветок зелёный, красивый, цветущий, розовый, голубой, прекрасный, нежный, пахнущий, радует глаз и т.д.

Педагог. Наполните свои ассоциации позитивным содержанием, чтобы они вызывали у вас только положительные эмоции. Например: Зелёный цвет успокаивает.

Ребята продолжают по кругу: Розовый цвет – это символ нежности. Жёлтый цвет – это символ солнечного света. Красота спасёт мир и т. д.

 2. Творческое задание на развитие логики “Мини-эссе”.

Педагог. А сейчас мы с вами выполним небольшую творческую работу и составим мини-эссе на тему “Цветок”. Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связаны. Итак, я начинаю: За окном мороз, воет вьюга, а передо мной стоит красивый благоухающий цветок. Его красота восхищает меня…

Ребята продолжают по кругу.

3. Психологическая разгрузка (смена вида деятельности, формирование определенных этических представлений).

Педагог. Давайте немного отвлечемся от нашей работы.

Каждому приятно получать в подарок цветы, особенно, если их дарят с добрыми, искренними пожеланиями, и мне бы хотелось, чтобы мы с вами сегодня подарили цветы друг другу и что-нибудь при этом пожелали.

Как правильно это сделать, указано в ПАМЯТКЕ №2. Она поможет вам в дальнейшем правильно выбрать букет и подарить его своим друзьям и близким людям.

ПАМЯТКА №2.

С древнейших времен цветам придавали символическое значение: это один из самых откровенных языков, который позволяет проявить свое отношение к окружающим. Порой, подаренный букет оказывается гораздо красноречивее слов. Выбирая цветы для подарка, обязательно принимают во внимание не только возраст, но и пол человека, которому они предназначены. Цветы должны обязательно соответствовать случаю. Число цветов в букете должно быть нечётным.

Мальчикам и девочкам дарят небольшие, но красочные и яркие букеты, составленные из мелких цветов светлых, тёплых, нежных оттенков.

Взрослым людям дарят букеты на высоких стеблях. Очень большие букеты дарят в исключительно торжественных случаях.

Причем женщинам дарят как букеты, так и одиночные цветы. Молодым женщинам и девушкам дарят цветы светлых тонов: розовые или желтые, так как они являются символами нежности и солнечного цвета. Любимым женщинам преподносят орхидеи.

Мужчинам дарят гладиолусы, гвоздики, георгины, красные розы и другие строгие цветы на длинных стеблях.

Недопустимо дарить слегка увядшие цветы, это воспринимается не только как нарушение правил этикета, но и как оскорбление.

Все цветы обычно упаковывают в бумагу, целлофан или коробки, однако преподносят, предварительно освободив от обертки.

Ознакомившись с ПАМЯТКОЙ №2, ребята дарят друг другу цветы с пожеланиями добра, счастья, здоровья и благополучия.

Педагог. Я уверена, что каждому из вас было приятно получить в подарок цветок, пусть он останется у вас на память о нашем занятии.

4. Творческая работа в микрогруппах.

Педагог. А теперь продолжим нашу работу в микрогруппах.

Обучающиеся делятся на микрогруппы (по 2 человека в каждой группе).

Педагог. Вы знаете, что одной из разновидностей творческого эссе является сказка, и сейчас мы с вами попытаемся сочинить мини-сказку по заданному началу, используя данные предложения в качестве опорных.

Здесь педагог раздает карточки с творческим заданием каждой микрогруппе.

КАРТОЧКА: составьте мини-сказку, используя данные предложения в качестве опорных.

ВСТУПЛЕНИЕ: Жил-был ЦВЕТОК…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Захотел однажды ЦВЕТОК путешествовать и отправился…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: И понял ЦВЕТОК, что…

5. Проверка выполненного задания.

Педагог. А теперь, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось. Представьте, что вы работаете на радио в рубрике “Литературная страничка”, и вашими слушателями являются маленькие дети. Озвучьте свою сказку так, чтобы она понравилась юным слушателям.

1-ая группа озвучивает свою мини-сказку:

Жил-был Цветок. Рос он гордо на своей маленькой полянке. Ни с кем не хотел он дружить, ни к кому не ходил в гости. Считал Цветок, что друзья ему не нужны.

Захотел однажды Цветок путешествовать, посмотреть, как живут другие растения. И отправился он на соседнюю полянку, но вдруг налетел сильный порыв ветра и понес его в совершенно противоположную сторону: в темную лесную чащу. Было там очень холодно, темно и страшно. Испугался Цветок, начал звать на помощь. Но никто не слышал его. И понял Цветок, что без друзей на свете жить нельзя.

Остальные группы озвучивают свои мини-сказки.

Педагог. Вы успешно справились с заданием. Я благодарю всех за работу.

IV. Итог занятия.

Педагог. Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог. Обратимся снова к разноцветным лепесткам и еще раз повторим, в чем заключается жанровое своеобразие эссе.

Здесь ребята используют лепестки, выложенные в форме цветка ЭССЕ, на которых написаны слова: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, обучающиеся еще раз повторяют, в чем заключается жанровое своеобразие эссе.

Педагог. Я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем, и вы сумеете применить их при написании творческой работы на ЕГЭ по русскому языку.

V. Выход из занятия.

Педагог. А сейчас, ребята, я хотела бы узнать ваше настроение к концу занятия.

Приём педагогической техники “Моё лицо”.

ФОРМУЛА: обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное.

Педагог. Спасибо всем за работу, занятие окончено, до свидания.