Практические вопросы развития профессионального образования

Разделы: Технология, Социальная педагогика


Шестой год третьего тысячелетия становится временем раздумий о том, “куда несет нас рок событий”, в каком направлении развивается профессиональное образование и можно ли здесь выявить какие-либо положительные тенденции.

Идеологические схватки разных политических лидеров, претендующих на выражение интересов, воли всего населения, в большей мере весьма существенно отличаются от действительного состояния массового сознания; истинную динамику каких-либо изменений можно определить в результате научно обоснованного мониторинга какого-либо явления, события и определения показателей измерения.

В обществе предлагалось множество различных доктрин, реформ по многим вопросам жизнедеятельности вплоть до 2025 года, однако из предложенных инноваций ни одна не сработала.

Подобные тенденции прослеживаются и в сфере образования.

Анализируя качество профессиональной подготовки обучающихся образовательных учреждений различного вида, можно отметить, что государственные начальные и средние профессиональные учебные заведения по сравнению с аналогичными негосударственными структурами находятся пока еще на средней “планке” или чуть пониже.

Причинами снижения уровня профессионализации обучающихся являются слабое финансирование материально-технической базы учреждений, отсутствие производственного обучения на предприятиях, отставание отдельных отраслей промышленности и хозяйства от новейших технологий, используемых в развитых странах.

Следует заметить, что в последнем десятилетии ХХ века произошли коренные изменения в структуре занятости по формам собственности и сферам экономики в профессиональном составе рабочей силы.

В этот период сформировались, как мы говорим, две независимых сферы: первая – работник традиционных специальностей государственных предприятий и учреждений; вторая сфера – работники так называемой “рыночной” сферы. Если для первой уже существовала определенная система подготовки и переподготовки кадров, которую следовало совершенствовать и адаптировать к рыночным отношениям, то для второй – её необходимо было создавать с нуля.

В связи с этими изменениями возрастают требования к качеству персонала, растет безработица, увеличивается конкуренция на рынке труда, усиливается социальная напряженность. Все эти явления не присутствовали в жизни ни руководителей государства, ни простых граждан. Гром грянул среди ясного неба!

Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Такого работника надо еще воспитать и обучить. Все понимают, что система отечественного образования переживает серьезный кризис и не отвечает потребностям возрождения хозяйственного комплекса России, реализации четырех национальных программ развития.

Необходимо отметить, что основные положения программ развития национального образования изложены в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, которая предусматривает существенное обновление содержания и структуры профессионального образования в соответствии с современными требованиями сложившегося рынка труда, с учетом наметившихся тенденций развития экономики и социальной сферы.

Основным направлением деятельности здесь нам представляется проведение структурно-содержательной модернизации начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда в регионе.

Указан один из главных приоритетов развития профессионального образования – это создание института социального партнерства. Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с организациями являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых колледжем, и определение их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Для колледжа встает проблема: или поручить маркетинговые исследования рынка труда соответствующей фирме, или поручить малоквалифицированным сотрудникам его проведение и погибнуть в этом исследовании.

Другим направлением является определение требований к квалификации и качеству подготовки специалистов совместно с работодателем, в перспективе ориентируясь не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли.

Это в полной мере относится к строительной отрасли, деревообрабатывающему производству, общественному питанию, сфере обслуживания, швейному и полиграфическому производствам. Здесь следует отметить, что есть фирмы с оборудованием и технологией производства 60-х годов ХХ столетия и современные технологии развитых стран.

Следующим элементом мониторинга является организация образовательного процесса, его совершенствование в определении узких мест в учебно-программной документации.

Особое внимание уделяется состоянию материально-технической базы колледжа и мерам по её совершенствованию на основе договорных отношений с социальными партнерами.

В период демографического спада важное значение приобретает профориентационная деятельность сотрудников колледжа, а также дальнейшее развитие различных форм и способов отбора абитуриентов. Непреложным требованием работы колледжа в современных условиях является необходимость создания системы сопровождения профессиональной карьеры выпускников колледжа не только как механизма реализации социальной программы по предоставлению равных стартовых возможностей для различных категорий молодежи, но и завоевания соответствующего имиджа среди однопрофильных учебных заведений. Поэтому во главу угла должны ставиться вопросы поиска новых рабочих мест для выпускников, новых путей трудоустройства.

Для этой модернизации деятельности администрации колледжа по схеме требуется изменение в штатном расписании и перераспределение функциональных обязанностей сотрудников. Инициативу в этом должно взять на себя само образовательное учреждение и в соответствии с законом РФ “Об образовании” выйти с предложением в вышестоящий орган.

Какие же мероприятия необходимо выполнить для оптимизации работы колледжа в данных направлениях?

К ним относятся:

  • заключение договоров о сотрудничестве между предприятиями, фирмами и колледжем;
  • систематический поиск новых партнеров, разработка критериев и оценка качества взаимодействия;
  • пересмотр перечня специальностей, специализаций, профессий, форм обучения в колледже с учетом требований рынка труда;
  • разработка рекомендаций по организации взаимодействия колледжа с социальными партнерами по вопросам оценки качества деятельности колледжа;
  • совершенствование организации производственной (профессиональной) практики, разработка рабочих программ с учетом региональных особенностей, привлечение к разработке программ практики работодателей;
  • разработка рекомендаций и мер по развитию института спонсорства, основанных на высоком качестве подготовки специалистов;
  • содействие трудоустройству выпускников путем поиска новых форм работы с работодателями, использование новых форм информационных технологий;
  • систематическое проведение маркетинговых исследований рынка труда с целью выявления требований экономики региона и отрасли к квалификации специалистов и корректировка учебных планов, программ, стандартов;
  • организация работы региональных консультативных советов по специальностям;
  • ориентация преподавателей колледжа на организацию своей работы с учетом современных требований рынка труда;
  • создание биржи труда для студентов и выпускников колледжа.

В планировании работы колледжа на год предусматриваются следующие мероприятия:

  • проведение инвентаризации имеющихся и заключение новых договоров о сотрудничестве с социальными партнерами: хозяйствующими субъектами, учебными заведениями, родительским активом, профессиональными ассоциациями;
  • разработка комплекта методических материалов по организации практического обучения на основе современных технологий;
  • анализ востребованности выпускников колледжа на рынке труда;
  • вступление в профессиональные ассоциации работодателей;
  • участие в конкурсе на обучение незанятого населения, подготовка пакета документов;
  • участие в профессиональных конкурсах, выставках;
  • участие в проведении ярмарок вакансий;
  • обозначить и реализовать конкретные мероприятия по трудоустройству персонально каждого выпускника;
  • проведение мониторинга рынка труда, обработка и анализ результатов, внесение изменений в учебно-программную документацию.

Как отметил в своей монографии доктор экономических наук, профессор В.И. Лисов, развитие системы профессионального образования должно идти с учетом:

  • факторов внешней среды (требований и угроз демографической ситуации; требований населения как основного социального заказчика, а также экономической системы города как потребителя профессиональных кадров);
  • факторов внутренней среды (учет сильных сторон, а также недостатков в развитии столичного образования);
  • формулирования приоритетов в развитии территориально-образовательной системы (ТОС);
  • формирования обоснованных бюджетов функционирования и развития ТОС на всех уровнях.

Выполнение этих рекомендаций позволит колледжу плавно войти в систему действия экономических законов спроса и предложения на рынке труда.