Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

Разделы: Русский язык, Литература


Пояснительная записка

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение - это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”.

В современной школе многие учащиеся не любят писать сочинения, потому что “они очень трудны”, “неинтересны им”, а “главное, не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это ни звучало парадоксально, но сочинение - это тот вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху глобальных коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов - то же сочинение, самостоятельное составление завершённых и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчёт, справка, рекомендации, деловая записка – это сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст (как письменный, так и устный), вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом им могла бы помочь активная индивидуальная работа по развитию речи.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования, в июле 2004 года принятого к исполнению, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Правомерность этого утверждения не требует никаких специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров ( отзывов, рецензий, репортажей, эссе) актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Цели курса:

  • Научить учащихся осознавать содержание темы и основную мысль сочинения.
  • Развивать способности учащихся к творческой деятельности.

Задачи курса :

  • Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.
  • Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков.
  • Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.
  • Совершенствовать речевую культуру учащихся
  • Развивать коммуникативность обучающихся.
  •  

Планирование курса

 Занятие 1. Творческая мастерская. Сочинение на свободную тему. Слово о маме. Краткие наброски к сочинению о маме в стихотворной форме. Рассказ на тему “Как я провёл летние каникулы”.Содержание сочинений о лете.

Занятие 2. Составление плана сочинения на литературную тему “Слово о полку Игореве”. Темы сочинений:

  1. Князь Игорь и его поход на половцев.
  2. Главные герои “Слова о полку Игореве”.
  3. Призыв к защите русской земли.
  4. Образ автора в поэме.
  5. Образ Ярославны.

Занятие 3. Библиография и аннотация. Справочный аппарат книги. Словари различного вида: лингвистические, энциклопедические. Кому книга предназначена, адресована, краткое содержание. Иллюстрации в книге.

Занятие 4. Как писать сочинение на литературную тему. Постановка вопроса или проблемы (вступление к сочинению). Развёртывание идеи сочинения (основная часть), доказательность, последовательность, вывод (заключение). Проблемы воспитания и образования в комедии “ Недоросль”.

Занятие 5. Жанр путешествия. История одного путешествия. Н. Карамзин “Письма русского путешественника” (“Базель”, “В карете”, “Лозанна”, “Париж”, “Тюльери”. Гончаров “Фрегат “Паллада”, “Русские в Японии”, гл. “Шанхай”, “От Манилы до берегов Сибири”.

Составление сообщения об одной из “станций” путешествия. Составить рассказ – сообщение о своём путешествии на каникулах, используя выразительные средства.

Занятие 6-7. Путевые заметки.. Путевые зарисовки. Написание путевых заметок. (“По дорогам Отечества”. “Путешествие в село (город, край), где я родился. “По тропинкам заповедного края”).Иллюстрация своих записей рисунками, фотографиями, схемой маршрута, картой путешествия.

Чтение отрывков из путевых заметок журналиста Арнольда Пушкаря. “Речка моего детства” Василия Пескова.

Занятие 8. Как писать сочинение на свободную тему. Проблемное сочинение на литературной основе. Сочинение – рецензия, сочинение – эссе.

Занятие 9.Конспектирование статьи. Тезисы и конспект. Цитирование. Крылатые выражения в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Совершенствование написанного.

Занятие 10–11. Портретный очерк. Понятие очерка. Требования, предъявляемые к очерку. Показать наиболее характерное в жизни, мыслях, поступках конкретного человека. Написание очерка.

Занятие 12–13. Сравнительная характеристика. Сравнение ( сопоставление или противопоставление ) людей, литературных героев, предметов, явлений при условии общего основания, т. е. только по сравнимым признакам. Последовательное, параллельное сравнение. Составление сравнительной характеристики на тему “Гринёв и Швабрин”.

Занятие 14. Рассказ об авторе и герое. Рассказ о лицейских годах А. С. Пушкина. Тема дружбы в лирике Пушкина. Завязка, кульминация, развязка. Рассказ с обрамлением.

Занятие 15.Автор и его герой по роману в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сравнительная характеристика. Образ автора.

Занятие 16. Отзыв. Элементы анализа литературного произведения. Рецензия. Цель отзыва: поделиться впечатлениями о книге, привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев. Публицистический стиль. Статья в стенгазету. Письмо в газету.

Занятие 17. Экскурсия. Экскурсия по лермонтовским местам: Кавказ, Тарханы, Пенза, Петербург. Составление текста.

Занятие 18. Интервью. Беседа. Репортаж. Диалог. Собеседник: политический деятель, учёный, писатель, художник, спортсмен, писатель, артист, воин – интернационалист. Практическая работа. Интервью с Григорием Александровичем Печориным.

Занятие 19. Рассуждение проблемного характера. Сочинение – рассуждение. Проблема – сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий рассуждения. Тезис. Аргумент. Дискуссия. Сочинение “Что такое доброта и милосердие?”

Занятие 20. Репортаж. Информационная заметка. Воссоздание картины происшедшего, рассказ о том, как протекало событие. Выразительные средства в репортаже. Фоторепортаж, радио – и телерепортаж. Пресс – конференции, консилиумы, конгрессы, съезды.

Занятие 21- 22. Творческая характеристика эпического персонажа. Составление характеристик героев литературных произведений. Мцыри. Хлестаков. Владимир Дубровский.

Занятие 23. Словесное рисование.

Занятие 24. Составление киносценария.

Занятие 25 –26. Анализ эпизода как микроструктуры. Язык художественных произведений.

Занятие 27. Статья в газету. Заметка. Рассуждение проблемного характера. Общественно – политическая лексика, эмоционально – окрашенные слова и обороты речи, риторические вопросы. “ О вкусах”.

Занятие 28. Рецензия на фильм.

Занятие 29. Рассказ с необычным построением. Кульминация, завязка, развязка. Действующие лица. Хронология событий.

Занятие 30. Юмористический рассказ. Отношение к объекту осмеяния, оценивание, уровень культуры. Характер вкусов. Комическая ситуация или смешное недоразумение. Манера повествования, обрисовка внешности и язык героев.

Занятие 31. Фельетон. Смех помогает бороться с отрицательным в жизни, делает человека духовно более сильным, поддерживает дух критики и самокритики. Синонимические обороты речи. Выдумка, художественные краски, живая речь, живые диалоги. Стихотворный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

32. Устный рассказ. Рассказ про себя. Потребность рассказать, что с нами произошло, что мы видели или пережили. Советы рассказчикам.

Тематический план

Наименование тем Кол-во часов Сроки
1. Творческая мастерская. 1  
2. Слово о “Слове о полку Игореве”, план сочинения . 1  
3. Библиография и аннотация. 1  
4. Сочинение на литературную тему. 1  
5. Жанр “путешествия”. История путешествия. Сообщение об одной из станций “Путешествия”. 1  
6-7 Путевые заметки. Путевые зарисовки. 2  
8 Как писать сочинение на свободную тему. 1  
9 Конспектирование статьи. Тезисы и конспект. Цитирование. 1  
10-11 Портретный очерк. 2  
12- 13 Сравнительная характеристика. 2  
14. Рассказ об авторе и герое. 1  
15 Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”. 1  
16. Отзыв. 1  
17 Экскурсия по лермонтовским местам. 1  
18. Интервью. 1  
19. Рассуждения проблемного характера. 1  
20. Репортаж. 1  
21-22 Творческая характеристика эпического персонажа. 2  
23 Словесное рисование. 1  
24. Составление киносценария. 1  
25- 26 Анализ эпизода как микроструктуры. 2  
27. Статья в газету. 1  
28. Рецензия на фильм. 1  
29. Рассказ с необычным построением. Хронология событий. 1  
30. Юмористический рассказ. 1  
31. Фельетон. 1  
32. Устный рассказ. 1  

Литература:

В. А. Борисова, М. Я. Мишлимович “Сочинения на литературную тему в старших классах”, М., Просвещение, 1978

С. М. Брызгалова, С. Р. Романова “Из опыта обучению написанию сочинений”, Методическое пособие, Якутск, 2003

Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова, “Развивайте дар слова”, ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС. “ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ разных жанров”, М., Просвещение, 1990

Н П. Морозова “ Учимся писать сочинение”, М., Просвещение, 1987

Русский язык. Тесты. Методические рекомендации для подготовки к вступительному тестовому экзамену ( ЕГЭ ) по русскому языку, Якутск, 2004