Экономическая культура и экологическое сознание школьников, как фактор влияния на общую экологическую обстановку в регионе

Разделы: Экология


Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!

профессор Преображенский.
повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”

Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время чрезвычайно актуально, также как и сохранение окружающей природной среды; не менее важны мотивация, развитие навыков ведения здорового образа жизни и умение оценивать и предотвращать негативное воздействие ряда факторов, сказывающихся на здоровье человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, 20% – наследственностью, 8–10% – успехами практического здравоохранения, 20% – факторами окружающей среды. [3]

Существенное влияние на изменение показателей здоровья оказывают изменившаяся окружающая среда и неправильное отношение к своему здоровью. С действием этих факторов связано до 77% всех случаев заболеваний и более 50% случаев смерти, а также до 57% случаев неправильного физического развития.

Поэтому экологическое благополучие каждой страны зависит от культуры и образования её граждан.

Очевидно, что эти проблемы могут быть решены потенциально успешно не только и не столько юридическими, хозяйственными, технологическими, природоохранными мероприятиями, финансовыми ассигнованиями (при всей их важности и необходимости) сколько формированием экологической этики и культуры на основе всеобщего, непрерывного и обязательного экологического образования и воспитания всех групп и категорий населения, в том числе детей, школьников и студентов.

Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи.

Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.

Под экологической культурой понимается определённая программа, опредмеченная в процессе экологической деятельности, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный тип взаимодействия с природой. Содержание этой программы составляет специальная информация о нормах экологической деятельности. [4]

Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (1992 г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, целью которого является развитие экологической культуры народа, каждого члена общества. [3]

Проведённый опрос среди учеников школы № 22 г. Междуреченска показывает, что, получая глобальную картину состояния окружающей среды, учащиеся не знают, как можно помочь и изменить ситуацию, преобладает убеждение в том, что человек воздействует на окружающую среду преимущественно только негативно, и в фатальной неизбежности глобальной экологической катастрофы.

Способность быть культурным не возникает при усвоении понятий, например: “эндемик”, “структура популяций” или “пищевая цепь”. Необходимо формировать чувственное восприятие природной среды.

Именно на конкретных примерах своего региона и особенно города необходимо показывать негативное и позитивное антропогенное воздействие на окружающую природную среду и воздействие последствий на человека.

Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих, и любое отклонение в ходе негативного антропогенного воздействия есть патология. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов и др.).

Как показывает многолетний опыт работы, после прохождения спецкурса “ Экологические проблемы Кемеровской области” в 9 классе все учащиеся отмечают основные экологические проблемы области, показывают пути решения и какой посильный вклад может сделать каждый. Ежегодно принимают активное участие в акции “День защиты Земли от экологической опасности”, входе которой стало традиционным уборки территорий пришкольного участка и города, сбор подписей в защиту сохранения окружающей природной среды, делают скворечники, разрабатывают проекты по улучшению экологической ситуации в городе. Кроме того, в 9-м классе происходит профессиональная ориентация учащихся. И некоторые учащиеся действительно заинтересованы получить профессию, связанную с охраной окружающей среды и работать в этой области.

Экологическое образование и экологическое воспитание понятия разные. Получать экологическое образование ещё не означает, что человек воспитан, так как знание и сознание (осознание, совесть) есть суть неравнозначная. Можно знать и понимать, но сознание и совесть могут быть на уровне “ниже” образования. Отсюда прослеживается низкая культура общества, развивающаяся и укореняющаяся культура подрастающего поколения. Остаются вопросы: почему после массовых городских праздников остается большое количество мусора на площадях, почему некоторые жители города, зная график вывоза мусора, стремятся выбросить в неположенном месте, почему многие учащиеся изучают предмет экология в школе бросают фантики, упаковки на улице, ломают ветви деревьев и т. д.

Вопрос формирования экологической культуры остается не решённым и открытым. Поэтому необходимы новые и более эффективные методы и рациональные способы решения поставленной проблемы. То есть должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни. Коренным образом необходимо менять мышление ученика на видение окружающей среды.

Используемая литература:

1. Нарзулаев С. Б., Капилевич Л. В., Филиппов Г. П., Савченков М. Ф. Медицинская экология: Учебное пособие. Томск: Издательство Томского университета, 1998.

2. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. Под ред. В. Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995.

3. Образование. Сборник “Общее среднее образование России 2000–2001” журнал № 3 под. ред. А. П. Кузякина, М.: Про-Пресс, 2000.

4. Щепочкина Е. М. К характеристике понятия “Экологическая культура” в сб: Экономика и экология: антагонизм или сотрудничество. Тезисы докладов международной научной конференции. Алт. гос. техн. университет. им. И. И. Ползунова. Барнаул: изд-во Алт. гос. техн. университета, 1994 г.