Системный подход как основа введения профильного обучения. (Из опыта работы МОУ СОШ № 59 г. Челябинска)

Разделы: Администрирование школы


Профильное обучение является одним из ключевых направлений модернизации системы российского образования и предполагает реализацию обновленной старшей ступени общего образования, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого ученика.

Переход к профильному обучению преследует цели:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения;
  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;
  • расширить возможности социализации обучающихся;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Изменения, к которым приводит реализация поставленных целей в массовой общеобразовательной школе, носят системный характер. Поэтому, в своей деятельности по введению профильного обучения мы опираемся на системный подход. Основополагающими понятиями такого подхода являются:

  • системное мышление – это современное и историческое, широкое и избирательное, точное и образное одновременное видение необычного в обычном, соединение несоединимого, поиск неожиданного решения и умение за повседневностью видеть перспективу;
  • системный подход – это взгляд на любой объект познания или преобразования как на целостную систему, объединяющую детали, условия и людей для достижения определенных целей в условиях меняющейся внешней среды;
  • система – это некоторая совокупность взаимосвязанных между собой компонентов и элементов, спроектированная для достижения определенных целей и представляющая собой целостное образование.

В “терминологическую составляющую” системного подхода входят такие понятия, как: системность, компонент, элемент, структура, связь, системообразующий фактор.

Принципы системного подхода:

  • целостность,
  • коммуникативность (связь),
  • структурность,
  • управляемость,
  • целенаправленность,
  • развитие.

Методы системного подхода:

  • системный анализ,
  • системный синтез,
  • моделирование.

Модель профильного обучения в школе как педагогической системы можно представить следующим образом.

Модель профильного обучения в школе как педагогической системы

“Вход” представляет совокупность требований к профильному обучению, представленных в государственном образовательном стандарте, базисном учебном плане, требованиях СанПиН, уровень образованности обучающихся на начало 10-го класса и имеющиеся ресурсы образовательного учреждения. Процесс профильного обучения, состоящий из двух составляющих: образовательного процесса и обеспечивающего – осуществляется в вышеизложенных рамках (ограничениях). В качестве результатов вновь выступают требования государственного образовательного стандарта, четкая фиксация которых должна реализовываться в едином государственном экзамене.

Другим вариантом модели профильного обучения в школе как педагогической системы может являться нижеследующая.

В дальнейшем мы будем опираться на эту модель.

Первым компонентом системы является управление профильным обучением.

Данный компонент включает в себя планирование перехода на профильное обучение, руководство этим процессом, мотивацию (подбор и расстановку) педагогических кадров, контроль. Введение профильного обучения приводит к корректировке функциональных обязанностей администрации образовательного учреждения.
В управлении мы выделяем следующие уровни.

1. Руководитель школы.

В его обязанности входит стратегическое планирование введения профильного обучения, расстановка административных кадров и определение их функциональных обязанностей по управлению процессом введения профильного обучения, осуществление заключительного контроля, комплексный анализ и корректировка деятельности.

2. Заместители руководителя.

Осуществляют тактическое планирование, расстановку педагогических кадров для классного руководства и преподавания предметов базового и профильного уровня, элективных курсов, реализуют промежуточный контроль, готовят аналитические справки.

3. Руководители методических объединений.

Разрабатывают тактические планы по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных предметов, осуществляют методическое сопровождение образовательного процесса, определяют программно-методическое обеспечение преподавания предметов на базовом и профильном уровнях, осуществляют текущий контроль, готовят аналитические записки о ходе процесса.

Процесс управления может рассматриваться и как процесс создания условий для введения профильного обучения. К условиям обеспечения профильного обучения мы относим следующие:

  • теоретическое;
  • нормативно-правовое;
  • кадровое;
  • материально-техническое;
  • учебно-методическое;
  • организационное;
  • финансовое;
  • мотивационное;
  • санитарно-гигиеническое.

Теоретическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение профильного обучения представлено в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751), Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 28.12.2001 № 17-36-р), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая была утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002 г., нормативных документах субъектов РФ и муниципальных образований. Непосредственной основой введения профильного обучения является федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план.

На уровне образовательного учреждения принимается модель профильного обучения. В МОУ СОШ № 59 г. Челябинска принята модель внутришкольной профилизации и определены два профиля: физико-математический и социально-гуманитарный. Образовательное учреждение вносит изменения в должностные инструкции и принимает необходимые локальные акты. В нашем случае это:

  • положение о физико-математическом (профильном) классе;
  • положение о социально-гуманитарном (профильном) классе;
  • положение об элективных курсах МОУ СОШ № 59.

В случае имеющихся несоответствий, вносятся изменения в Устав и Программу развития образовательного учреждения.

Кадровое обеспечение профильного обучения в нашей школе включает в себя:

  • систему повышения квалификации педагогических кадров по овладению содержанием и требованиями профильного обучения в соответствии с ГОС и ЕГЭ;
  • внедрение модульного подхода в организацию профильного обучения;
  • использованию информационно-коммуникативных технологий.

Информационное обеспечение школы заключается в:

  • создании расширенного библиотечного фонда;
  • формировании медиатеки и видеотеки по профильным предметам;
  • подключении к Интернету через “выделенную линию” и создании локальной сети.

Инновационный процесс по введению профильного обучения

Инновационный процесс по введению профильного обучения состоит из двух элементов:

  • Форма профильного обучения:
    • школьный учебный план;
    • годовой календарный график;
    • расписание занятий.
  • Содержание профильного обучения:
    • учебные материалы;
    • способы деятельности;
    • формы организации обучения;
    • формы учебных занятий;
    • методы обучения;
    • приемы обучения;
    • средства обучения.

Школьный учебный план (ШУП) 10-х и 11-х классов школы построен в соответствии с принципами построения ШУП, заложенными в федеральном и областном базисном учебном плане для 10–11-х классов, на основе анализа образовательных потребностей обучающихся, возможностей МОУ СОШ № 59, учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими СанПиН.

При составлении учебного плана использовалась технология ОБУП формирования индивидуальных учебных планов. Первоначально был определен общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем были определены индивидуальные образовательные потребности учащихся, сформированы группы, а затем их совокупность определила учебный план школы. Главной особенностью школьного учебного плана является деление классов на подгруппы в соответствии с их индивидуальными потребностями. В 11 Г классе сформированы 2 группы:

  • учащихся социально-гуманитарного профиля;
  • учащихся универсального профиля.

Учебный план для группы социально-гуманитарного профиля сформирован в соответствии с рекомендациями ОБУП. Для соответствия базовых учебных предметов данного профиля универсальному вместо предмета “Естествознание” вводятся предметы “Физика”, “Химия”, “Биология” и предмет “ОБЖ”, на что использованы 2 часа из компонента образовательного учреждения в 10-м классе и 1 час в 11-м классе. Вариативная часть используется для выбранных элективных курсов социально-гуманитарного цикла. В группе универсального профиля компонент образовательного учреждения, в соответствии с индивидуальными запросами обучающихся, использован для ведения элективных курсов химико-биологической направленности.

В классах универсального профиля также формируются группы по индивидуальным запросам обучающихся (ниже будут приведены примеры учебных планов профильного и универсального классов).

Компонент образовательного учреждения школьного учебного плана используется для реализации следующих задач.

1. Реализации программ базового либо профильного уровня.
В 11 А классе (физико-математический профиль) на одиннадцатом году обучения один час добавлен на базовый курс ОБЖ и 2 часа на алгебру для реализации профильной программы.

2. Дальнейшей специализации обучающихся в рамках выбранного профиля.
В 11 А классе (физико-математический профиль) на десятом и одиннадцатом году обучения введен курс "Избранные вопросы математики" и “Методы решения физических задач”. В 11 Г классе (социально-гуманитарный профиль) на 10-м году обучения введены спецкурсы "История Южного Урала", "Русская эмиграция", "Религии мира", "Государство и право", на 11-м году обучения – "История Южного Урала", "Российская цивилизация", “Введение в философию”.

3. Расширение знаний обучающихся непрофильных классов в выбранных направлениях.
В 11  Г классе (универсальный профиль) – курсы "Решение расчетных задач по химии", "Биология с основами экологии".
В 11 Б классе – курсы "Основы риторики", "Зарубежная литература", "Русская словесность".

4. Повышение экономико-правовой и гражданской культуры учащихся на основе формирования системы социальных и нравственных ценностей. Достижение обучающимися знаний и базовых навыков, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Решению данной задачи служат следующие элективные курсы: “Современная экономика”, “Право и экономика”, “Государство и право”, “Потребительское право”, “Введение в социологию”, “Введение в философию”, “Религии мира”, которые в различных сочетаниях представлены во всех классах.

Содержание профильного обучения включает следующие элементы.

1. Учебные материалы, т.е. программно-методическое обеспечение преподавания предметов на базовом и профильном уровне. В приложении приводим примеры программно-методического обеспечения предметов профильного уровня и элективных курсов.

2. Способы деятельности.
В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся в соответствии со стандартом получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. Под способами деятельности мы понимаем 3 вида деятельности.

Познавательная деятельность. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если…”). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе методом от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

3. Формы организации обучения.

В рамках профилизации среднего (полного) общего образования наряду с классно-урочной реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая поисково-исследовательскую, музейно-экскурсионную, проектную. Формы учебных занятий – фронтальные, групповые и индивидуальные.
Исследовательская деятельность учащихся осуществляется по двум направлениям: социально-гуманитарное (историческое краеведение и филология) и естественнонаучное (физика, математика, биология, химия).

Результаты профильного обучения

Результаты профильного обучения описываются категорией "образованность обучающихся". Образованность – освоенность содержания образования.

Признаки:

  • количество компетенций,
  • качество компетенций.

Результаты:

  • промежуточные – освоение образовательных программ предпрофильной подготовки (экзамены, портфолио),
  • конечные – освоение образовательных программ профильной подготовки на уровне требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Наиболее объективно данные результаты фиксируются сегодня через систему единого государственного экзамена и поступление выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе.