Родительские собрания в 1-м классе

Разделы: Работа с родителями


Цели:

1. Позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей.

2. Дать советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

3. Ознакомить с правилами для читателя и с памяткой “Как обсуждать с ребенком прочитанное”.

Организация собрания:

В классе, где должна состояться встреча с родителями, с помощью библиотекаря организовывается выставка детских книг для ознакомления с ними родителей и выставка детских рисунков на тему “Моя любимая книга”, которая позволит родителям лучше узнать читательские интересы своих детей.

На видном месте вывешен плакат с советами родителям “ Как вызвать интерес у детей интерес к чтению?”

Читайте не более 15–20 минут, но каждый день. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу. Не бойтесь хвалить ребенка.

Здесь же поместить плакат с правилами для читателя:

Старайтесь читать вслух, не торопитесь, глубже вникай в смысл прочитанного. Обрати внимание на то, как ведут себя герой книг, учись у них хорошему. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. Умей беречь книгу.

Заранее подготовить для родителей отпечатанные памятки “Как обсуждать с ребенком прочитанное”:

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите у ребенка, понравилось ли ему прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

За две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы:

1) Любит ли ваш ребенок читать?

2) Читаете ли Вы ребенку?

3) Обсуждаете ли прочитанное? Как?

4) Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

5) От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить?

6) Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

7) Ваши просьбы, пожелания учителю. О чем вы хотели бы узнать на собрании?

В ходе подготовки к собранию учитель задает несколько вопросов детям и записывает ответы на магнитофон:

Что вы больше любите – читать или слушать чтение взрослых? Читают ли в вашей семье книги вслух по вечерам, для всех? Хвалят или ругают вас родители, когда вы читаете?

За неделю до собрания каждая семья получила необычное приглашение, изготовленное детьми: Незнайка, держащий в лапках листок–приглашение. В нем обозначена тема собрания, дата и время его проведения.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Организационный момент

Перед началом собрания родители рассматривают выставки, обсуждают увиденное, слушают тихо звучащую музыку, занимают места за столами , поставленными по кругу. На них лежат памятки.

2. Выступление учителя

Под тихое звучание песни “Чему учат в школе” учитель обращается к родителям со словами: “Не только в школе , но и дома ,в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)

3. Беседа с родителями

Затем учитель обращает внимание родителей на правила для читателя, предлагает прочитать их и вспомнить, какие из них выполняет их ребенок, какие - нет. Обобщая высказывание родителей, учитель должен постараться убедить их в том, что сейчас, когда их дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

4. Прослушивание ответов детей (в магнитофонной записи) на вопрос

Какую книгу вы читали недавно дома, с кем?

И вслед за этим сами родители получают вопрос: Читаете ли вы книги своим детям? Бывают ли в вашем доме семейные чтения по выходным или вечером? Возможно, ли семейное чтение и нужно ли оно?

Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога:

- Ну, как книга?

- Ничего, нормально, - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает в слух книгу или журнал. Какую книгу читать? Как долго читать? Все зависит от обстоятельств. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей.

Музыкальная пауза позволяет перейти к следующему этапу:

5. Знакомство с памяткой “Как обсуждать с ребенком прочитанное?”

6. Психологический практикум

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопрос: хвалят или ругают вас родители во время чтения? Вслед за этим обсуждаем ситуацию:

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!” А ребенок ? Один втягивает голову в плечи, другой - обижается, вообще отказывается читать, третий- становится равнодушным к чтению .Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответы родителей, делаем вывод : будем терпимы к тому , что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту “простоту” ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

7. Обсуждение одного из вопросов анкеты: “Как вы считаете, от чего зависит ясное, четкое, выразительное чтение?”

Учитель рассказывает о необходимости грамотного, выразительного чтения, о том, какие трудности ждут ребят в дальнейшем, если они неуверенно читают; напоминает о своевременном обращении к логопеду. В заключении родители прослушивают запись различного уровня чтения детей.

8. Выступления библиотекаря

Библиотекарь дает советы, что читать детям 6-7 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.

9. Подведение итогов, выводы, решение родительского собрания

Вручение благодарностей родителям, дети которых читают грамотно, бегло, выразительно.

Конкурс “Чтобы это значило?”: на картинке изображена полка с книгами до потолка, родителям предлагается по возможности остроумно, ответить на вопрос: что это значит?

Победителю вручается приз ”Самому остроумному”.

Решение родительского собрания : учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приемы, физминутки. В общении с ребенком помнить народную мудрость: “Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью”. Найти время и возможности для семейного чтения (полчаса в неделю). Выписать и читать с детьми детские журналы. Оказывать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Пожелание учителя родителям: пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!