Этимология на службе орфографии (факультативный курс). 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель и задачи:

  • показать язык как развивающееся явление;
  • повышение интереса к изучению русского языка;
  • установление связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке;
  • способствовать формированию навыков работы со справочной литературой;
  • развивать навыки исследовательской работы;
  • расширить кругозор учащихся.

Самая прекрасная и глубокая эмоция,
которую мы испытываем, – это ощущение тайны.
В ней источник всякого подлинного знания.

А.Эйнштейн.

(На столах у учащихся этимологические словарики.)

- Корней Чуковский в своей книге о русском языке “Живой как жизнь” описывает такой случай:

Беседуют две женщины. Одна говорит:

- Это прямо-таки ошеломило меня… Ведь я обожаю собак!

Я прохожу мимо и думаю: “До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!”

Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило её, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а самое слово осталось и не утратило своей выразительности.

Та же участь постигла другое слово – обожать. Оно произошло от слова бог и первоначально имело единственный смысл: сделать из кого-нибудь свое божество, чтить кого-нибудь, как бога, преклоняться перед кем-нибудь. Вряд ли женщина, сказавшая, что она обожает собак, намеревалась убедить свою собеседницу, что всякие болонки, бульдоги и мопсы представляются ей божествами. Опять-таки образ потух, а слово осталось.

Эта склонность народных масс – забывать первоначальные значения выражений и слов и пользоваться ими автоматически – наблюдается на каждом шагу.

Таких слов, первозданная образность которых потухла, очень большое количество. Мы употребляем такие слова в нашей речи, и обойтись без этого невозможно никак.

- Вы, совершенно справедливо, можете спросить: “Зачем же постоянно возвращаться к истории слова? Зачем знать первоначальное значение слова?”

На этот вопрос я и предлагаю ответить вам в конце нашего занятия…

Альберт Эйнштейн говорил, что…

- Действительно, в человеке неистребимо желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл. Стершийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке. А поможет нам в этом исследовании – этимология.

!!! Этимология – (от греч. Etymon- истина, истинное значение слова и …логия ).

1. Происхождение слова или морфемы.

2. Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

В качестве напутствия:

К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:

    -Извини меня!-

Это значит:

    -Исключи меня из вины!-

У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:

    -Обереги меня!-

Это значит:

    -Берегами меня окружи!-

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:

    -Защити меня!-

Это значит:

    -Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.

    (С.Островой)

3. Начнем с простого:

1) Всем вам знакомы с детства слова баю-баю. По происхождению это форма 1 лица ед. числа устаревшего глагола.

-Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он означает?

- (что делать? БАЯТЬ - “говорить, рассказывать”)

2) Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?

- (от кость - костлявый)

3) Не правда ли странная кличка для собаки - Жучка? Однако наши предки так называли не любую собаку… Как должна выглядеть настоящая жучка?

- ( маленькая и черная, как жук)

4) Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?

- (полено от глагола палит)

5) Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?

- (образованы от слов рука и перст – палец)

4. Задача усложняется, я думаю, что теперь нам лучше поработать в группах.

1 группа.

Что общего в словах пещера, печать, печаль?

2 группа.

Определите, связаны ли исторически слова: наперсток, перчатки, наперсник?

3 группа.

Являются ли однокоренными слова соратник, привратник? (Докажите).

4 группа.

Имена существительные сословие, благословение, словесность родственные или нет? (Правописание).

5 группа.

Корень этимологический (написание) ветчина, влияние, воспитать, досадить, уважать, удалой.

6 группа.

Используя этимологический словарь, объяснить написание слов: довлеть, достоверный, паломник, искусство, искусный, ровесник, сверстник.

5. Выступления каждой группы со своими выводами.

- Хотелось бы услышать ваши мнения по поводу необходимости знания первоначального значения слова. Необходимо оно или нет, а если да, то для чего?

- Любите ли вы играть? Хочу предложить вам увлекательную игру: “Энтимологический словарь”. Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы.

Например, Едкий – пригодный в пищу. Нелепица – некачественный пластилин.

(дерюга, дача, гончая, зазубрина, изверг, лестница, жрец, сомнение, тысячелистник, чернослив, четвертовать, этажерка, цоколь, парилка, мокрица, ссадина, стриж, тостер, готовальня, заморыш, наличие).

- Закончить нашу встречу с удивительным миром слов мне хотелось бы высказыванием К.Паустовского:

“В таинстве родства русских слов человеку открываются и корни языка, и весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера”.

- Родной нам с вами язык – явление постоянно развивающееся, поэтому я попрошу вас выполнить дома 2 задания:

1. Используя материалы нашего этимологического словарика, подготовить небольшое сообщение на тему “ Язык – это развивающееся явление”.

2. Подобрать интересные толкования слов в наш “энтимологический словарик”.