Текст как форма представления информации

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • углубить представление учащихся о формах представления информации;
  • акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации.

Программное обеспечение: Роботландия или любой текстовый редактор.

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Как человек хранит информацию?
  • Как человек передает информацию?
  • Какие формы представления вам известны?

Задание: при кодировании информации каждую букву заменили предыдущей, декодируйте сообщение:

ГПТЖЪЮ ОНЖМЯЭСРЮ Б АДГД
(Друзья познаются в беде)

Какой способ кодирования был использован в данном примере? Почему?

Изложение нового материала

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Для этих целей использовали самые разные инструменты. Сначала это были стило и вощенная дощечка, глиняные таблички. Им на смену пришли перо и бумага. Работая этими инструментами, человек должен быть очень внимательным, чтоб не допустить ошибки. Одно неосторожное движение пером – и всю страницу придется переписывать заново.

Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными завитушками, орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.

К сожалению, для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Как ни старались переписчики, но создать абсолютно точную копию было невозможно. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства в единственном экземпляре.

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем отпечатал первую книгу в 1564 г.

Любая рукопись теперь могла быть издана в большом количестве экземпляров. Подготавливая книгу к изданию, создавали прототип каждой страницы из дерева или металла. Метранпаж набирал страницы рукописи букву за буквой. Художник рисовал иллюстрации, которые затем тоже переводили на твердую основу. После того как все было готово, делали нужное количество оттисков.

Весь процесс подготовки рукописи к печати занимал длительное время. Требовалось много высококвалифицированных специалистов разных профессий и сложное громоздкое оборудование. В таких условиях осуществить издание рукописи одному человеку было не под силу. Этим занимались целые предприятия – типографии.

Изобретение печатной машинки тоже не решило всех проблем. Нисколько не упростился процесс тиражирования рукописей для обычного человека. Правда, печатная машинка помогала только в обработке текста. Все иллюстрации приходилось рисовать от руки и снимать через копировальную бумагу.

Только с изобретением компьютера практически все типографские возможности стали доступны рядовому пользователю.

Вопрос: В чем заключается преимущества создания текстового документа с помощью компьютера?

  • быстро и просто вносятся изменения в текст;
  • можно делать сколько угодно исправлений, они будут абсолютно незаметны;
  • можно сделать сколько угодно копий;
  • можно вставлять в текст рисунки, схемы и т.д.;
  • можно сохранить текст в памяти компьютера и использовать его в дальнейшем.

Таким образом, для компьютера текст – это просто цепочка символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.

Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.

Смысловой аспект материала можно подчеркнуть с помощью игр со словами.

Слова-невидимки

Слова-невидимки ужасно хитры.
Вот правила этой забавной игры.
Запомни: три буквы из первого слова –
В таком же порядке в составе второго,
И новая буква всего лишь одна!
Словами квадраты заполни до дна!..

– Мой след зимой ведет к осинам.        
– Меня наводят гуталином.        
– Я создан мудрою пчелой.        
– А лишь в сказках очень злой.        

 

– Моя нора в корнях у ели.        
– На мне весною птицы пели.        
– Я – хитроумное стекло.        
– А я свечу сове в дупло.        

 

– На смену мне приходит ночь.        
– С меня щеглы вспорхнули прочь.        
– Похожа я на облака.        
– А я – могучая река.        

 

– Меня зимой едят бобры.        
– А я – площадка для игры.        
– На мне из крема завитушки.        
– В мои бойницы смотрят пушки.        

Ответы:

1 Л О С Ь
Л О С К
В О С К
В О Л К
2 Л И С А
Л И П А
Л У П А
Л У Н А
3 Д Е Н Ь
П Е Н Ь
Т Е Н Ь
Л Е Н Ь
4 К О Р А
К О Р Т
Т О Р Т
Ф О Р Т

В качестве работы на компьютере возможны варианты: это может быль тренажер “Привет” из Роботландии, компьютерный словарный диктант написанный в текстовом редакторе “Микрон”, в котором возможна проверка. Так же это может быть игра:

“Из двух слов – третье”

Существует множество увлекательных заданий, в которых математические действия выполняются со словами. Путем перестановки букв из каждой пары слов можно составить третье, новое слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы. Преобразуя слова, проявите сообразительность.

(Данную работу можно провести как практическую на компьютере, файл с заданием может быть подготовлен заранее в любом текстовом редакторе: Блокнот, WordPad, Word, учащиеся читают задание и выполняют его в этом же файле с заданием, набрать одно слово не сложно даже с плохим знанием клавиатуры)

1. Охра + под = пароход

2. Кит + рана = картина

3. Парк + ива = крапива

4. Лик + пена = пеликан

5. Ров + поза = паровоз

6. Боб + уста = суббота

7. Иск + том = москит

8. Удав + лак = кувалда

9. Домна + ил = лимонад

10. Вода + ринг = виноград

 Домашнее задание: § 1.9 [1], № 35 стр. 38 [2].

Литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5класса. Изд. 2-е, испр./ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л. Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.