Конспект урока чтения по теме: "И.А. Крылов "Басни". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, интерес к литературе как части общей культуры.

Оборудование: у каждого ученика учебник “В океане света” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставки рисунков-иллюстраций к басням, альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

Вспомните, пожалуйста, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова.

(Высказывания детей, опираясь на материал статей “Заветный сундучок”, и “Лавровый венок” (по И.Сергееву))

2. Обобщающая беседа. (Показ портрета И.А. Крылова)

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)

Как люди проявили любовь к этому человеку?

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.)

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?

Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: “У сильного всегда бессильный виноват...”, “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...”.

И вы, ребята, можете продолжить зачитывать мораль разных басен и везде, как говорил тот же Н.В.Гоголь, “всюду у него Русь и пахнет Русью”.

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

Что такого русского, необычного в баснях Крылова?

А что такое вообще басни?

Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Инсценирование басни “Ворона и лисица”.

Сейчас ребята покажут и прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть. Итак, “Ворона и лисица” (инсценировка).

Мораль прочитаем все вместе.

4. Творческие задания.

А сейчас кольцовка басен по рядам. Каждый ряд по очереди называет прочитанную басню И.А.Крылова. Кто назовет последним, тот ряд и победил.

Победители будут читать басню “Свинья под дубом” (в учебнике).

Чтение басни в учебнике по ролям.

Какие слова из басни являются моралью?

А какие слова из других басен И.А.Крылова стали крылатыми выражениями или пословицами. Откройте тетради, зачитайте их и назовите, из какой басни они выписаны.

А из какой басни эта пословица “А проку на волос нет в них”.

5. Инсценировка басни “Мартышка и очки”.

6. Выразительное чтение басни “Две бочки”.

А в какой басне Крылова героиня тоже хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала (“Слон и Моська”).

7. Инсценировка басни “Слон и Моська”.

8. В какой басне показывается значимость музыкального таланта? (“Квартет”).

Инсценировка басни “Квартет”.

9. Чтение наизусть басен Крылова детьми.

10. Викторина

Кто лето красное пропел? {стрекоза)

Кто нашел жемчужное зерно? {петух)

Какие грызуны щуке хвост отъели? {крысы)

На кого лягушка хотела быть похожа? {вол)

Кто наделал славы, а моря не зажег? {синица)

Кому осел посоветовал познакомиться с петухом?

Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? {виноград)

Кто насолил всей деревне? (волк)

Кривляки в баснях Крылова (обезьяны)

В какой басне лев воевал и с кем?

В какой басне лев говорил с пчелой?

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!