Экологическое воспитание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Люди-человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.

(Н. Заболоцкий)

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев)

Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития че-ловека на протяжении всей его жизни.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идёт переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в системе общешкольного образования. Детство — это период бурного развития ребёнка, ин-тенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда — непременный спутник детской любозна-тельности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст — возраст “Почемучек”.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосыл-ки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образова-ния на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и со-циального окружения человека. Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде. Это сложное комплексное образование и в связи с этим один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания, в том числе и знания по биологической экологии (естествознание), справится с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на себя предмет естественно-научного цикла. Особую роль играет введение в обучение элементов экологической направленности: (валеологии, ОБЖ).

Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Поэтому содержательную сущность комплекс ой экологии составляют экосистемы разного уровня: организм — среда; природное сообщество — среда; человек — окружающая среда.

У младших школьников на этой основе может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды. Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно-познавательного компонента, целостные, нормативные и практически-деятельностные компонеты.

Нормативный аспект содержания — это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природе социуме.

Серьёзный резерв развития экологического образования представляет региональный компонент, который я постоянно использую в работе над экологическим воспитанием учащихся.

Бок о бок с усилением регионального компонента экосодержания важную роль играет использование элементов народной культуры — этно-педагогики, приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью древних жителей нашей Родины, грамотному и разумному природопользованию. Народная педагогика как одна из важнейших составляющих народной традиционной культуры изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение к человеку как носителю народной мудрости, заботе о его здоровье — главнейшей проблеме современности.

Эпиграфом к описанию процесса обучения экологии могут быть слова В.А. Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

Работая над экологическим воспитанием детей, применяю современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.

Проблема экологического воспитания, над которой я работаю несколько лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе. “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить побольше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу.

У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников I да и II классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённую стратегию поведения — им интересно узнать вообще что-то новое.

Во-вторых, приобретённое умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои “почему”.

А.П. Пахомов (кандидат психологических наук, доцент МГЛУ) считает, что есть несколько путей к формированию мотивации к овладению экологическими знаниями.

Во-первых, значительно “эгоистическое мотивирование”. Хорошо известно, что в нашей стране регионов с благоприятной экологической обстановкой мало. Это в первую очередь отражается на здоровье ребёнка (аллергические заболевания). Запрет на потребление некоторых самых любимых продуктов (цитрусовых, сладостей) вызывает дискомфорт у детей. Все эти факты дают возможность на примерах убедить детей в необходимости их причастности к решению экологических проблем.

Во-вторых, это путь создания мотивации у младших школьников к овладению экологических знаний — это обращение к их естественному желанию завоевать авторитет взрослых. Например, умение объяснять взрослым хорошо усвоенную детьми связь между плохо закрывающимся краном на кухне и пересыханием водоёмов, загрязнение воздуха и т.д.

В-третьих, использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. И я, как преподаватель, опираюсь на возможности, определяемые важным видом деятельности, характерным для данного возраста. Ведь младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходный период, когда ведущей деятельностью является игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью является учебная.

Уже в первые минуты знакомства со своими учениками я стараюсь вовлечь их в удивительный мир природы. Создаю соответствующую для этого атмосферу классной комнаты. На стенах и подставках — комнатные растения; помещены они в аккуратные горшочки. Аквариум — удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений. На стенах — нарисованные акварельными краска-ми картинки — козлик среди пёстрого луга, лягушата на кувшинках на пруду — работа мамы одной ученицы. Классный уголок ”Радуга”. В шкафах аккуратно расставлены альбомы, оформленные с помощью родителей класса: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”; гербарии лекарственных растений, луговых трав, плодовых деревьев. Всё это — на основе местного материала (региональный компонент).

Дети в первые же дни знакомятся с правилами обращения с комнатными растениями, рыбками.

Важным аспектом экологического воспитания я вижу в просвещении родителей моих учеников. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится. Провожу родительские собрания на различные экологические темы (Приложение № 1).

Игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения; развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли; развивает полезные качества. В игре дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние на здоровье детей.

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года. Стараюсь на практических примерах убедить детей осознано следить за своим здоровьем.

В этом существенную помощь оказывают уроки естествознания. Разработан целый цикл уроков, связанных со здоровьем детей, а также большое внимание уделяется экологии, гигиене, валеологии.

Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”.

Если во главу угла поставлены интересы детей, их физическое и нравственное здоровье, то решаются многие, казалось бы неразрешимые проблемы. Дети постепенно понимают значимость своего здоровья. Уясняем, что “Чистота — залог здоровья”. В классе 4 отряда: “Экологи”, “Санитары”, “Юные инспектора порядка”, “Помощники учителя”. Работа каждого отряда направлена на соблюдение санитарно-гигиенических норм, на сохранение здоровья друг друга. В течение недели каждый отряд выполняет свою работу: экологи следят за чистотой и поливом комнатных расте-ний; ухаживают за рыбками. Помощники учителя содержат в порядке классную доску и следят за чистотой и порядком на партах. Санитары не стесняются сделать строгое замечание тем, кто забыл обрезать ногти, причесаться, подстричься, тем, кто неряшливо выглядит. Инспектора порядка на-поминают своим товарищам, что громко кричать и бегать по классу нельзя. Таким образом, дети сами стараются обеспечить в классе спокойный психологический климат, следят за здоровьем своим и другого. В конце недели делятся своими впечатлениями о прошедшей неделе, делают выводы, ведут откровенный разговор о том, как нужно вести себя в коллективе, в классе, чтобы не пострадало своё здоровье и здоровье товарища.

Интересно проходят в классе внеклассные мероприятия, направленные на экологию здоровья. Например, “Игра — путешествие в город чистоты и порядка” (материал С.И. Якименко “Красота — сестра добра”). В результате, дети делают вывод, что “грязнулями становятся ленивые люди”.

“Мальчик этот был упрямым,
Маму слушать не хотел.
Неумытым по утрам был,
И, конечно, заболел”.

“Грязь и неряшливость в одежде — это пренебрежение к своему здоровью”. “Нечистоплотность — это неуважение к окружающим и, в первую очередь, к себе.”

Большую роль в заботе о здоровье и жизни школьников играют уроки ОБЖ. Я использую учебник А.А. Усачёва и А.Н. Березина. Материал учебника дан в интересной форме, направлен на осозна-ние детьми необходимости относиться бережно к своему здоровью и своей жизни.

По мнению гигиенистов, на 40 % здоровье, особенно детей, зависит от питания, от того, что употребляет человек в пищу, и как он это делает. Поэтому я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией).

  1. Распущенность по отношению к еде, проявляющаяся в переедании и последующем ожирении, в последствии приводит к различным болезням.
  2. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний.

Целью моих бесед стало также следующее:

  • Ознакомление школьников и их родителей с элементарными требованиями гигиены питания.
  • Знакомство со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников; со значением полезных продуктов; вред чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями; польза тёплой и жидкой пищи; вред употребления еды всухомятку.
  • Знакомство с требованиями гигиены и правилами поведения за столом.

На практическом занятии на интегрированном уроке “Естествознание — трудовое обучение”, к которому дети подобрали и принесли из дома “полезную пищу”, был накрыт стол, продемонстрированы правила поведения за столом во время еды.

Во время прогулок, экскурсий слежу за правильным дыханием детей, закрытым ртом.

Стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи; практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии.

Например, изучая тему “Почва”, знакомлю учеников с определением этого понятия. Исследуем: функции почвы, снабжение растений питанием и водой. Без этого погибли бы растения, животные, человек (цепочка взаимосвязи). Состав почвы: песок, глина, гумус. Гумус — перегнившие рас тения и животные.

Опытным путём определяем, что в почве есть воздух и вода.

Таким образом, путём исследований и практических опытов дети первоначально знакомятся с почвой.

Следующий этап в системе уроков по данной теме – экскурсия на сельскохозяйственное поле. Во время экскурсии агроном объясняет детям, что для того, чтобы улучшить плодородный состав почвы, применяют различные операции: вспахивание, боронование, лущение, полив и снегозадержание, удобрение, севооборот, операции по защите и охране почвы.

В дальнейшем эта работа продолжается на уроках сельскохозяйственного труда, где дети сами обрабатывают почву, ухаживают за всходами. При освоении любого вида работ по выращиванию растений ребёнок вначале осознаёт, что он должен делать и как — какими приёмами, с помощью каких приспособлений и инструментов. Причём так, чтобы не травмировать себя и своих товарищей. Перед выполнением работы веду подготовительную разъяснительную работу, беседу, чтобы дети поняли, какое значение для существования растения имеет эта работа, почему её надо выполнять именно так, а не иначе.

Выполняем с детьми лексическое значение слова “Земля”.

Дети сравнивают значения слов: “почва” и “земля”, находят отличие. Изучая тему “Вода в при-роде”, также особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов. Разработала темы интегрированных уроков (Приложение № 2).

Изучая тему “Вода в природе”, также особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов. Провожу интегрированные уроки (Приложение № 3).

В 1 классе ввожу игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку.

Синеет речка перед нами,
Летают чайки над волнами.
А чтобы эти чайки
Могли на воду сесть
Должны очистить речку мы
От мусора, который в ней есть.

Дети удочкой “ловят” из “речки” предметы: банки, бумажки, стёкла и т.д. и объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.

Во 2 и 3 классах, работая по этой же теме, дети знакомятся с состоянием воды: твёрдое, газообразное; с круговоротом воды в природе; с методами очистки воды; с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов; говорим об экономном, бережном расходовании воды в хозяйстве. На уроках русского языка дети пишут сочинения: “Путешествие капельки”, “Снежинка на моей ладони”, “Волшебный хрусталик льда”.

Курс учебника “Живое слово” насыщен научно-позновательными рассказами экологического характера. С.А. Рубинштеин писал: “Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Понять — значит обрести знание, такое знание, которое обретает суть вещей, соединяет нечто ранее известное с ещё неизвестным, превращает ранее разрушенное в систему…”

Эта система ориентирована на применение знаний, необходима при работе с текстом экологического содержания. Здесь я применяю такие учебные действия, как подчёркивание, выписывание, заучивание отрывков о природе наизусть, трансформацию, эквивалентные замены. При использовании данных выше учебных действий, понимание ребёнка постепенно поднимается с низкого уровня — обнаружения и вычисления смысловых единиц — к высокому — интерпретации общего смысла полученной информации. Такими текстами являются тексты о воде, воздухе, почве, растениях, животных. Например, урок по теме: Г. Скребицкий “Лебеди” (Приложение № 4).

Дети сочиняют свои рассказы, небольшие стихотворения, сказки на тему “Природа”.

Содержание детских сочинений о природе говорит о растущем уровне развития ребёнка, ново-го понимания, осознания им окружающего мира в соединении с его внутренним миром. Составила темы сочинений, связанных с экологическим воспитанием (Приложение № 5).

Наша школа находится в селе, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим на экскурсию в парк, который находится в 5 мин. ходьбы от школы. Наблюдаем за осенними изменениями в природе, играем в познавательные игры: “Найди дерево по его приметам”. Например: “У этого дерева белый ствол с чёрными отметинами, листья с мелкими зубчиками; осенью желтеют, семена — серёжки”. Конечно, это берёза. Читаем стихотворение. “Берёза, моя, берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая. Стоишь, ты, берёзонька посередь долинушки…”

Во время экскурсии собираем осенние листья. На уроках технологии выполняем работу из осенних листьев: “Осенний ковёр”, “На поляне”, “Бабочки” и другие.

Весной выходим за околицу села, это тоже недалеко от школы. Находим первые весенние цветы — подснежники. А вот и муравей греет спинку на солнышке и первый жучок ползёт по листочку. Пусть себе ползут, у них свои заботы.

На школьном дворе есть уголок, где появилась полянка ромашки. Я объясняю детям, какое лечебное свойство имеет ромашка, как её правильно собирать и сушить.

Но самая интересная экскурсия — это, конечно же, на речку. Дети знают, что по территории нашего села протекают речки Егорлык и Ташла. На берегу реки Егорлык растёт ива. (В переводе с латинского “близко вода”). Полюбовались течением реки, понаблюдали за суетливыми лягушками. После каждой экскурсии обязательно задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?
  • Стал ли ты добрее, богаче душой?
  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

На уроках математики использую задачи на экологическую тему (Приложение № 6). Некоторые из этих задач я составила сама, другие собрала из журнала “Начальная школа”, газеты “1 сентября”. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, но и способствует экологическому образованию.

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Системой работы с детьми стали традиционные праздники “Золотая осень. День осенних именин”, “Проводы зимы. Зимние именины”, “Весна-красна”, “Встречаем лето”. Эти праздники мы проводим в классе каждый год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения. Готовимся к празднику заранее. Родители — самые активные участники в подготовке и проведении этих мероприятий.

Дети любят готовить различные конкурсы, соревнования. Одной из таких работ стала книжка-раскладушка по временам года. Дети оформили замечательные книжки, в которые поместили стихотворения, рассказы, рисунки, загадки и даже кроссворды (Приложение № 6).

С большим интересом ребята участвовали в создании фенологического календаря, подбирали пословицы о временах года, загадки, описание погоды, народные приметы.

Для полноценного экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”. Понимание окружающей природы, мироощущение не может быть оторванным от самопознания ребёнка, которое является неотъемлемой частью сознания человека.

Полноценное самосознание и осознание окружающего мира не может быть полноценным, если человек неполноценен физически, т. е., если он испытывает болезнь или слабость. Для укрепления здоровья детей в своей практике я использую различные физические упражнения, а также упражнения на релаксацию.

Познавая себя, ребёнок осознаёт, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребёнок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя. Я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осознавать себя как уникальное творение природы; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого; уметь противостоять опасностям окружающей среды; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.

Альберт Швейцер, эльзасский мыслитель, говорил, что “человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека”. Отсюда вытекает этическая система состояния из трёх уровней: уважение к человеку, уважение к жизни, уважение в Миру.

Для меня, школьного учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькую речку Ташлу, на берегах которой часто устраивают свалки мусора; за наш Безопасненский парк, половина которого сгорела от небрежно брошенной спички; за луга за селом, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.