Урок по теме: "Сотворение мира"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с двумя источниками познания истины: библейским и научным.

Развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности, навыки компьюторной грамотности.

Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 2 урок по теме “Библия. Ветхий Завет”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно- иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • Компьюторы.
  • Альбомы, краски, кисти.
  • Глобус, фонарик, зеркальце.
  • ММК “Введение в православную культуру
    авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Введение в проблему – 3 мин.
  3. Основной этап урока – 23мин.
  4. Закрепление новых знаний – 3 мин.
  5. Подведение итогов урока – 3 мин.
  6. Домашнее задание. - 5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

На уроке “Православной культуры” мы продолжаем разговор о мире, в котором живём. Сегодня наш урок проходит в кабинете информатики. И в объяснении нового материала нам поможет компьютор.

2. Введение в проблему.

Человек с давних времён задумывался над вопросом “Как появился мир и всё, что есть в мире?” Поразмышляем и мы над этим вопросом.

3. Основной этап урока.

Итак, свою работу мы начнём у компьютора. Займите свои места.

Перед вами два текста. Внимательно их прочтите.

Что вы можете сказать о содержании этих текстов?

Слева дано возникновение мира по Библии. Справа – научная информация.

Следовательно, существует несколько источников познания мира. В данном случае – это Библия и научные факты. Сегодня мы посмотрим на сотворение мира с библейской точки зрения.

Обратимся к иллюстративному материалу. Слева мы видим, как сотворение мира изображается в иконографии. Мы видим болгарскую икону XIX века, которая так и называется “Сотворение мира”. А что мы видим справа? (фотография)

 

                    Рис.1

О начале сотворения нашего мира мы узнаем из следующей информации. Переходим к следующему кадру.

Как говорится в Библии о первом дне творения?

Что об этом говорят научные факты?

(Лексическая работа)

- Какие опорные слова можно выделить из библейского текста?

- “Безвидна и пуста – бездна – тьма”. Мир в первое мгновение своего рождения ещё не имел ни своих собственных законов, ни своих форм. Всё это мы можем видеть на иллюстрации, которая помещена под научным текстом.

                 Рис. 2

- Вернёмся на свои места за столом.

- Откройте альбомы. Попробуйте изобразить в альбомах первый день творения, но не забывайте о том, что творение продолжалось в течение шести дней.

                Рис. 3

- Но на этом творение мира не закончилось. Как это продолжалось мы узнаем из следующего кадра.

- Подойдите к компьюторам. Прочтите, что говорится в следующем кадре.

- Что нам говорят научные факты?

- А как это объясняется в Библии?

- Итак, во второй день появляется суша. Возникают горы, холмы, равнины, острова. Воды достаточно, чтобы наполнить океаны, моря, реки и ручьи. И в третий день появляются разнообразные растения.

- Продолжим работу в альбомах.

(Практическая работа)

- Займите свои места за столом.

- В своих альбомах изобразите второй и третий дни творения.

- Мы продолжаем говорить о том, как создавался наш мир. О четвёртых и пятых днях творения мы узнаем из следующего информационного кадра.

- Подойдите к компьюторам. Прочтите тексты.

- О чём нам говорит библейский текст?

Рис. 4

- Посмотрите, на каком идеальном расстоянии Солнце находится от Земли. А что случилось бы, если Солнце слишком близко приблизилось к Земле?

- А если Земля оказалась бы слишком далеко от Солнца?

(Практическая работа)

- А сейчас проведём научный опыт. Это глобус – модель нашей планеты Земля, а фонарик – Солнце. Направим луч фонарика на ту часть земного шара, где мы с вами живём. Попадает ли свет от фонарика на другую сторону глобуса? Почему?

- Сейчас на другой стороне Земли ночь. Теперь будем медленно поворачивать земной шар. Что происходит в той местности, где мы живём?

- Земля вращается, и день сменяется ночью, а ночь – днём.

- Было создано светило и для ночного времени суток. Она отражает солнечный свет.

- Проверим это на практике.

 

(Один из учеников направляет луч фонарика на глобус, а другой поддерживает зеркальце таким образом, чтобы свет, отражаясь, падал на неосвещённую сторону)

- А что ещё можно увидеть на ночном небе?

- Учёные говорят, что человеческий глаз видит около 2 500 звёзд. Но это лишь малая частица. С помощью специальных приборов – телескопов – их обнаруживается ещё сотни тысяч. Но даже в самый сильный телескоп не увидеть всех звёзд, которыми наполнена Вселенная.

- Что сказано про пятый день творения?

- Библия говорит о живых творениях Бога. Это рыбы, птицы, животные. Рыбы были наделены способностью дышать в воде. Кто может рассказать, как дышат рыбы? А зачем рыбам нужны плавники?

- Появились животные. Одни животные – очень большие, другие – очень маленькие. Некоторые имеют яркую окраску, другие “одеты” поскромнее. У каждого животного есть отличительные особенности, по которым мы их и узнаём.

- Для чего нужна животным разнообразная окраска?

- Почему одни животные покрыты мехом, а другие нет?

- Как служит жирафу его длинная шея?

- Какая польза черепахе от панциря?

 

(Практическая работа)

- Зарисуйте всё это в своих альбомах.

Рис. 5

- Мы переходим к следующему информационному кадру, в котором говорится о шестом дне творения.

- Прочитайте текст.

- Последнее творение было самым замечательным. Как говорит Библия, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему.

(Практическая работа)

- Изобразите это в своих альбомах.

4. Подведение итогов.

- Если мы посмотрим вокруг, то, действительно, увидим множество чудесных творений. Но, к сожалению, природа более не совершенна. Не все плоды можно употреблять в пищу. Есть на Земле ядовитые животные и растения. Окружающий мир далеко не всегда благоприятен для растений и животных. Но даже в этом мире соблюдается установленный от начала времён порядок. Луна никогда не станет Солнцем. Солнце каждое утро встаёт на востоке, а садится на западе.

Мир, в котором мы живём, уже не такой, как он описан в первых главах Библии. Животные причиняют вред другим животным и человеку. Но делают они это не потому, что злы. Что-то нарушило первозданное совершенство. Как говорится в Библии о том, что же произошло с нашим миром, мы поговорим на следующем уроке.

А сейчас наш урок закончен. Спасибо. До свидания.