Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Состав слова" (программа "Школа 2100")

Разделы: Начальная школа


Оборудование: перфокарты, наборное полотно с буквами, конверты с заданиями к практической работе, картинки животных и саванны, фильм из серии “Очень дикие животные”.

Цели: 

  1. Упорядочить знания детей о составе слова; наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.
  2. Развивать речь, мышление, память, умение пользоваться имеющимися знаниями.
  3. Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнавать о нашей планете и её обитателях.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступление

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы мысленно уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

Запишите его по программе СУО (слог, ударение, орфограмма).

Какое значение может иметь слово “состав”?

  1. Вещество из какой-либо смеси. (В состав лекарства входит йод.)
  2. Поезд (подать на платформу состав).
  3. Количество чего-либо входящего в целое (состав числа 123?).

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать на уроке?

Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

О каких частях слов вы уже слышали?

III. Основная часть 

Экскурсионное бюро выделило нам билеты на увлекательное путешествие по африканской саванне. Саванна — это тропическая степь с редкими деревьями и кустарниками. В засушливое время года там очень жарко, а когда пройдут дожди, саванна покрывается зеленью (рис.1, 2, 3).

Рис.1

Рис.1

Рис.2

Рис. 2

Я как руководитель нашей туристической группы купила для вас билеты, а вам необходимо со мной рассчитаться (детям раздаются перфокарты на пройденный материал).

К концу путешествия я вам скажу, кто смог со мной рассчитаться полностью, а кому придется ещё потрудиться (самостоятельное выполнение работы).

Рис.3

Рис. 3

Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе по узкоколейке.

Чем паровоз отличается от электровоза? Узкоколейка — это что? (Узкоколейка — это железная дорога с колеей меньше обычного.)

Начертите в тетради колею, по которой будем двигаться (работа ведётся в рабочей тетради).

Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда — паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Нарисуйте его.

Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть?

Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь) нарисуйте.

Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.

Кто знает, как она называется?

Вагон за паровозом — это вагон для нас пассажиров. (Нарисуйте). И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются?

А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Рис.4)

Рис.4

Рис. 4

Итак, занимайте места в нашем вагоне.

В саванне только что прошёл дождь и наше путешествие должно быть приятным. Сядьте удобно, закройте глаза.

Музыка.

“Трогаемся. Наш поезд медленно движется по саванне. Побуревшая под африканским солнцем степь уходящая к подножью далёких, синих гор стала изумрудно зелёной. Дождь смыл с грубых трав и острых листьев красноватую пыль, и они стали мягкими, приятными на ощупь. По долине разбросаны небольшие рощицы. Зацвела акация. Откройте окно, вдохните медовый запах розовых цветов. Наш состав приближается к огромному баобабу. Его плоды наполнились соком. А вот не очень большие деревья, которые внешне похожи на наши садовые яблони. Однако яблок на них нет. Наш состав останавливается. Откройте глаза, расправьте плечи, потянитесь, встряхните руки….”

Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать кто они такие нам нужно из данных частей составить их названия. Постарайтесь использовать как можно больше частей. (Составление слов сопровождается показом иллюстраций.)

ЗЕБР - Ы - А

ЖИРАФ - ЧИК - И

СЛОН - ЯТ - А

ЗМЕЙ - К – А

(Вопросы, сопровождающие работу. Почему вы сначала поставили суффикс, а не окончание? Почему окончание вы не поставили перед корнем?)

Запишите эти названия с новой строки в столбик и выделите части. А посмотрите, кто это стоит в сторонке такой красивенький? (Картинка “жирафчик”.) Какая часть отсутствует в этом слове? И тогда в русском языке говорят, что у слова окончание нулевое, но оно может появиться в любую минуту.

Запишите через чёрточку, чтобы получился второй столбик, выделите части.

А вблизи маленьких слонят стоит их папа. Кто? Из каких частей состоит это слово? (Корень и нулевое окончание.)

Какое из перечисленных слов может тоже состоять из корня и нулевого окончания? Запишите эти слова через чёрточку, выделите части.

Вдали показались львы. И зебра, испугавшись, побежала. Она бежала быстро, забежала за баобаб, и прибежала к своему стаду. Мы рады, что она убежала от опасности.

Какие родственные слова вы услышали? (Побежала, бежала, забежала, прибежала, убежала (слова выставляются на доску.)) Чем отличаются эти слова? Обратите внимание, где стоит приставка в этих словах? С новой строки выпишите слово с мягким согласным звуком в приставке, выделите приставку.

IV. Практическая работа 

А сейчас нам предстоит сложная работа. Составить из частей слово, выбрать частичку, о которой вы будете рассказывать. (Учащиеся разбиваются учителем на группы по силам и количеству частей в слове. Сообща составляют слово, затем рассказывают о каждой части своего слова. Вся работа ведётся вне учебной части класса на ковре.)

1 группа по-смотр-е-л-и,

2 группа слон-ов,

3 группа он-и,

4 группа куп-а-л-и,

5 группа мал-ыш-ей,

6 группа по-лив-а-л-и,

7 группа вод-ой.

(Части у слов графически обозначены.)

V. Творческая работа 

К вашим словам я добавлю свои и попрошу составить два предложения. (Мы посмотрели слонов. Они купали малышей и поливали их водой.)

Запишите предложения, выделите части слов (самопроверка по эталону). 

VI. Итог 

Мы с вами возвращаемся с экскурсии домой. Пока едем в паровозе, давайте побеседуем.

Это что ¬? Где стоит приставка? А где находится суффикс? Когда окончание отсутствует, как об этом говорят в русском языке? Что такое корень?

А теперь посмотрим, кто из вас остался должником и к следующему уроку будет со мной рассчитываться (сообщаются результаты работы с перфокартами).

И напоследок у меня для вас подарок. В саванне я для вас записала фильм про слонов, давайте его посмотрим.

Д/З: Запишите слова, которые называют предметы, увиденные вами в фильме, состоящие из корня и окончания.