Тема урока: "Новгород Великий". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: изучить социально-экономическое, политическое и культурное развитие новгородской земли.

Задачи:

  • выяснение причин обособления новгородской земли, знакомство учащихся с новой формой политической власти - феодальной республикой, рассмотрение особенностей экономического, политического и культурного развития этого края;
  • формирование умения обобщать изучаемые факты, делать выводы;
  • развитие интереса учащихся к предмету.

Оборудование: карта “Феодальная раздробленность Руси”, учебные картины: “Вече”, “Новгородский торг”, комплект цветных открыток, видеофильмы: “Новгородское вече”, “Культура Новгорода”, тексты художественных и документальных источников, атласы.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
  3. Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.

Учащиеся в тетрадях записывают число, тему урока.

Урок начинаем с актуализации опорных знаний: (фронтальный опрос)

- Что такое раздробленность?

- Какие основные феодальные центры во второй половине XII–XIII веков появились на карте? (Работа с картой и атласами).

- Раскройте положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности?

- Почему отдельные феодальные княжества были заинтересованы в самостоятельности?

ПЛАН УРОКА:

1. Географическое положение, природно-климатические условия развития Новгородской земли, занятия населения данного края.

- Рассказ учителя сопровождается работой с картой и атласами.

- Задание учащимся: определить территорию, географические и природные условия данного края.

Историческая справка:

Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, от вод Студеного (Белого) моря на севере до озер в верховьях Волги на юге. Его историческое ядро составляли земли кривичей, словен новгородских и чудских (финских) племен.

Во второй половине IX века в ходе борьбы против завоевателей из Скандинавии эти племена образовали федерацию.

В 859 г. они, согласно летописному преданию, “изгнаша варяги за море и не даша им дани, почаша сами себе володети…”

Природные условия Северо-запада были суровы: холодный климат, бедные почвы и обилие болот.

- Ставим перед учащимися задачу: (работа по группам) проанализировать тексты художественных и документальных источников (приложение 1,2.) и выяснить:

- Чем занимались жители Новгорода?

- С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?

- Какими товарами торговали?

- Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?

- Какие выводы о развитии ремесла сделал археолог на основании археологических раскопок?

Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает рассмотреть учебную картину художника А.Васнецова “Новгородский торг” (на картине изображена торговая площадь в Новгороде в период расцвета его политического и торгового могущества).

- Используя карту и атласы, учитель и учащиеся рассматривают важнейшие торговые пути, связывающие Новгород с Европой и с различными русскими землями и делают соответствующий вывод: Новгород рано стал крупным торгово-ремесленным центром.

Историческая справка:

Природные условия Северо-запада были суровы, поэтому не позволяли хлебопашеству стать основой хозяйства.

Более успешно в этих краях развивалось огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством. Очень хорошо развивалось ремесло. Здешние ткачи и литейщики, кожевники и ювелиры, стеклодувы и гончары, сапожники и оружейники славились по всей Русской земле. Новгород вел активную торговлю. Иностранцы везли в Новгород металлы, сукно, ремесленные изделия, соль, пиво, сельдь. Покупали они меха, воск, сало, лен, коноплю, хлеб, драгоценные камни и другое. Из крестьянских селений на торг поступали продукты питания, хлеб.

2. Система управления Новгородской земли, социальный состав населения.

- Учитель для рассмотрения данного вопроса использует схемы:

1. “Структура Новгородской демократии”:

2. «Социальный состав населения»:

После рассмотрения таблицы учащиеся просматривают видеофильм “Новгородское вече” и

учебную картину художника К.Лебедева “Вече в Новгороде”.

По ходу работы учащиеся в тетрадях записывают новые термины.

Словарь к уроку:

Республика- форма правления, при которой верховная власть принадлежит, выбранным на определенный срок, органам власти.

Вече - высший орган власти в Новгородской республике.

Посадник – высшая государственная должность в Новгороде в XII–XV веках, избирался из знатных бояр на вече.

Тысяцкий – ближайший помощник посадника, избирался из бояр на вече.

“Ряд” - договор, содержавший условия, которые князь обязывался соблюдать.

Историческая справка:

В X–XI вв. Новгородская земля управлялась князем, присылавшимся из Киева. Князь возглавлял войско, возводил оборонительные сооружения, руководил сбором дани, являлся главным судьей.

В 1136 г. в результате восстания был изгнан князь Всеволод. Должность князя сделалась фактически выборной. Усилилась и роль новгородской церкви в лице ее владыки, которого с 1158 г. стали избирать на вече. В Новгороде победила республиканская форма правления. С князем заключали ряд. Видную роль в управлении Новгородским государством играл посадник, избиравшийся из числа землевладельцев – бояр. Выборному тысяцкому подчинялись торговцы, ремесленники. Глава новгородской церкви был высшим судьей Новгородского государства, а также являлся хранителем государственной казны. С XV века архиепископ возглавил Совет господ. Все важнейшие вопросы государства решало вече.

По удару вечевого колокола собирались люди на Ярославово дворище. В центре двора на вечевой степени располагались новгородские власти. На площади вокруг степени (помоста) находились бояре, купцы, “черные люди” (ремесленники, крестьяне).

Долго время историки считали вече собранием всего взрослого мужского населения.

Н.Карамзин в повести “Марфа Посадница” рассказывал об участии в вече десяти тысяч горожан.

В.Ключевский писал: “ На вечевую площадь бежал, всякий, кто считал себя полноправным гражданином”.

Современные исследования показали, что вечевая площадь была невелика – не более 1500 кв. м., а участники веча не стояли, а сидели на скамьях, поэтому площадь вмещало всего 400-500 человек. Поэтому можно сделать вывод, что в деятельности веча участвовали не все жители, а лишь самые знатные и богатые.

Новгородская республика просуществовала до 1478 года. Когда она была присоединена к Московскому княжеству, символ новгородской вольности – вечевой колокол, был вывезен в Москву.

3. Развитие культуры. Городская планировка.

Используя древний план Великого Новгорода, изображенного на Знаменской иконе XVI в., учитель объясняет городскую планировку, которая сохранилась до наших дней.

- Ставим перед учащимися задачу: (работа по группам) проанализировать текст документального источника (приложение 3.) и выяснить:

- Что в этом документе свидетельствует о высокой культуре новгородцев?

- Чем Новгород отличается от европейских городов?

- Справедливо ли жители Новгорода называли его Великим?

Изучение вопроса сопровождается просмотром видеофильма “Культура Новгорода”, цветных открыток и фотографий.

Историческая справка:

Новгород был одним из крупнейших культурных центров Руси. Уже в 1030 году Ярослав Мудрый открыл здесь школу. Из Новгорода происходила самая древняя, из сохранившихся русских книг, “Остромирово Евангелие”. До нас дошли многочисленные произведения литературы: летописи, жития святых, “хождения”, “изборники”.

О широком распространении грамотности среди новгородцев говорят берестяные грамоты. Знали в Новгороде шахматы (археологи нашли шахматные фигурки от 94 комплектов этой игры), любили играть на различных музыкальных инструментах – гуслях, гудках, сопелях.

Зодчие оставили в Новгороде и его округе шедевры древней архитектуры: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Никольский собор и многие другие. Здесь трудились мастера фрески: Феофан Грек, Олисей Гречин.

Большой вклад в мировую сокровищницу культуры внесли иконописцы. Их произведения украшали новгородские храмы, палаты бояр, избы рядовых горожан.

Задание классу: выяснить, почему древний город, зародившийся на берегах реки Волхов, был назван “Новгородом”?

После просмотра наглядного материала ученик читает отрывок из стихотворения С.Наровчатова:

Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да иногородцы…

Обобщая ответы учащихся, учитель с учениками делают вывод:

Слово “Новгород” означает “новый город”. Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение трех отдельных, разноплеменных поселений. Именно по отношению к ним он и был “новым городом”.

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся:

письменная работа:

- Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно?

___ земледелие,

___ скотоводство,

___ охота,

___ рыболовство,

___ торговля.

- Перечислите товары, которые новгородцы ввозили из Европы и которые вывозили за границу:

ввозили ________________, вывозили __________________.

- Сгруппируйте обязанности должностных лиц Новгородской республики:

а) посадник: ______,

б) архиепископ: ____,

в) тысяцкий: ____.

  Непосредственное управление населением города,

  1. Глава городского ополчения,
  2. Хранение городской казны,
  3. Управление новгородскими землями,
  4. Руководство Советом господ,
  5. Суд по гражданским и уголовным делам,
  6. Торговый суд,
  7. Надзор за летописанием,
  8. Наблюдение за торговыми мерами,
  9. Наблюдение за князем.

- Выберите памятники, принадлежавшие Новгородской земли:

А) Детинец

Б) Дмитровский собор

В) Золотые ворота

Г) Софийский собор

Д) Церковь Спаса на Нередице.

5. Итог урока, выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 77-79. учебник История России, автор Данилов А., 6 класс (часть 1.), творческое задание: написать сочинение от имени иностранного купца, который привез товар на новгородский торг или от имени путешественника, посетившего Новгород.

Список литературы:

1. Данилов А.А История России (Часть 1) С древнейших времен до конца 16 в: учебник для 6-7 класса основной школы.- М.:ЦГО,2000.

2. Кацва Л.А. История России 8-15 вв.: учебник для 7 класса средних учебных заведений:- М.: МИРОС, РОСТ,1998. .

3. Короткова М.В. История России. 9-13 вв. 6-7 класс.- М.:Дрофа,2002.

4. Лернер И.Я. Задачник по истории отечества: 6-7 класс. Пособие для учителя.- М.:  Аквариум,1997.

5. Петрович В.Г. Уроки истории.6 класс.- М.: Т Ц Сфера, 2001.

6. Короткова М.В. История России. 9-13 вв. 6-7 класс.- М.:Дрова,2002.

7. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история) сост. Перхавко В.Б..- М.:Педагогика-Пресс,1997.

Приложение 1.

“… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись… обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из Угры, Печоры… Двины., везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито… мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, коноплю, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.

… Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…”

Приложение 2.

“ В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали- 152 вида, дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявших в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке …”

Приложение 3.

“…Городское благоустройство оставляло позади города Западной Европы. Уже в 9 веке в Новгороде мостили дубовые мостовые. Каждые 25 лет их меняли. На одной улице археологи обнаружили 28 ярусов мостовых. Между тем главная улица Парижа впервые замощена в 1184 г. Вдоль улиц Новгорода проложены желоба и трубы для сточных вод. Ярославово дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода. Улицы Новгорода были узкими и прямыми. Дома ставились фасадом, украшались резьбой. Новгородцы гордились своим городом, восхищались жители других русских земель и иностранцы…”