Интегрированный урок по истории России в 10-м классе на тему: "Споры о Петре Первом"

Разделы: История и обществознание, Организация школьной библиотеки


Форма урока:

Урок интегрированный, проводится совместно учителем истории и библиотекарем

  • в интерактивной форме;
  • с использованием инновационных информационных технологий.

Задачи урока:

Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.

Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.

Предварительная подготовка учащихся к уроку.

Учащиеся 10-го класса получают список литературы для самостоятельного изучения в начале темы.

Курс “Информационно-библиографические знания – школьникам” ведется в лицее уже несколько лет.

Во время проведения библиотечных уроков библиотекарь обучает ребят грамотным навыкам работы с библиотечным фондом, работе со справочно-информационной литературой, знакомит с принципами расстановки книжного фонда школьной библиотеки, с организацией алфавитного и систематических каталогов.

Работая в Школьном информационно-библиографическом центре с электронными носителями информации, в сети Internet, учащиеся приобретают навыки свободного пользования нетрадиционными информационными носителями.

Данный урок – плод совместного труда и координации работы учителя истории и библиотекаря-педагога, призван активизировать интерес учащихся к предмету вообще и к теме “Эпоха Петра I”., обращаясь к альтернативным оценкам личности преобразователя, пробудить желание, к самостоятельному поиску информации используя знания и умения, полученные на библиотечных уроках. Грамотно вести информационно-библиографический поиск работая с различными видами источников.

Оборудование урока:

Портрет Перта Первого, портреты историков : Ключевского В.О., Костомарова Н.И., Погодина М.П., Павленко Н.И., Платонова С.Ф.

Цитаты-эпиграфы:

  • “История государства сам Петр, и все историки …завещали нам – размышлять, потому что так мы размышляем о наших днях.” (Н.Я.Эйдельман.)
  • “Почва для истории великого человека есть история народа.” (С.М.Соловьев.)
  • “Обаяние исторических лиц уничтожается, если историк будет описывать их только со строгой исторической правдой.” (Л.Н.Толстой.)

Выставка книг:

Репродукции картин В. Сурикова, Н.Ге, А.Боголюбова, В.Серова.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

Обоснование темы:

- Петр I – яркая популярная личность не только в истории России, но ив мировой. Так считает Н.И.Павленко, наш современник – исследователь эпохи Петра.

- Если бы среди исторических деятелей проводился конкурс, то в номинации “Самая популярная историческая личность”, Петр I без сомнения был бы среди лидеров.

- В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

2. На экране компьютерная презентация созданная под руководством библиотекаря:

а) иллюстративный ряд – основные итоги реформаторской деятельности Петра I, во внутренней, внешней политике, культуре. Ученица дает краткий комментарий событиям.
б) оценка реформаторской деятельности Петра I в исторической науке:

Реформы Петра

  • Земной бог
  • “Западники” славили его восторженной хвалой
  • Великий государь
  • Антихрист
  • “Славянофилы” порицали за искажение русских, самобытных начал
  • Мироед или самозванец

3. Прошло уже 333 года со дня рождения Петра I, а интерес к нему не снижается. О Петре спорили знаменитые историки, писатели:

М.П.Погодин (“Россия – есть произведение Петра, какую сторону жизни ни возьми, везде он встретиться с нами”) со страниц своих произведений спорит с В.О.Ключевским: (Реформы Петра были борьбой деспотизма с народом, он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно”).

А.С.Пушкин восхищаясь, писал о Петре “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”. Но П.Я.Чаадаев не разделяет восторг своего великого современника: (“Петр кинул нас на поприще всемирного прогресса”).

Продолжается спор о Петре I и в XX веке. Н.И.Павленко, посвятивший немало работ эпохе Петра пишет: “Петр Великий – уникальное явление не только отечественной, но и всемирной истории. Петр – начало новой эпохи, вся наша культура – от Петра”.

Но с учителем не согласен ученик – Е.В.Анисимов: “Власть укрепил, последние остатки демократии забил, народу загубил множество, пытал, казнил.”

Исследователи порой противоречат самим себе. Н.Я.Эйдельман в одной из своих лекций так говорит о работе историка Погодина над “Историей Петра” Николая Устрялова: “Читаем шестой том. Какой ужас! Хрустят кости, отец присутствует на пытках собственного сына… Страна в страхе. Строки залиты кровью…”  Но через мгновенье Погодин меняется: “Да, но где же я это говорю? – В Петербурге, построенном Петром, в университете, который происходит из его идеи.”

4. Краткая вступительная беседа.

“Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: “Каким был Петр I?”, Что вас привлекает в нем, а что вы осуждаете и почему?”

Учащиеся обмениваются мнениями о Петре I. У каждого ученика сложился свой образ реформатора. В дискуссии обязательна ссылка на источник, аргументация своей точки зрения.

Прервем дискуссии ненадолго. Для грамотного спора нужны яркие аргументы. Где мы их находим. В источниках.

5. Предоставим слово библиотекарю-педагогу.

“Работая над любой темой, мы всегда обращаемся к источникам. Информацию можно получать работая с традиционными носителями (книги, справочники, журналы, энциклопедии), с электронными носителями, и наконец из сети Internet. Все они дополняют друг друга. Нельзя отдать приоритет работе с каким-то одним видом источника. Для подготовки информации в нашем случае мы задействовали все виды информационных источников.

Библиотекарь-педагог предваряет работу учащихся краткой инструкцией и контролирует выполнение задания у групп.

Группа “Библиографы” работает по двум направлениям: использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии.

Вопросы:

  1. Итоги реформ Петра I?
  2. Оценка личности Петра I

Группа ребят “Информационный центр” работающая с дисками CD и в сети Internet, помогут собрать информацию по теме:

1. Писатели и историки в оценке личности и деятельности Петра, их противоречия?

Учитель истории в отведенное время (15-20 минут) проводит дискуссию с третьей группой “Исследователи”, которые изучают отрывки из первоисточников (А.С.Пушкин, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский, И.Л.Солоневич) и анализируют их, затем отвечают на вопросы:

  1. В чем сходятся точки зрения авторов в оценке личности Петра I, его отношения к людям, итогов преобразований?
  2. Чем различаются позиции авторов?
  3. В чем противоречия реформаторской деятельности Пета I ?

6. Подведение итогов практической работы и дискуссии.

Выступают представителями групп и знакомят с результатами поиска:

а) “Библиографы” - представляют вниманию учащихся интересные факты из жизни и деятельности Петра Великого, дают оценку, характеристику источников с которыми они работали ( раскрывают справочно-информационный аппарат энциклопедий, справочников, пути поиска информации: оглавление, различные указатели, статья авторов, предисловие, аннотации).
б) “Информационный центр”- знакомит с информацией найденной на CD сети Internet, указывая пути поиска в своем случае( наименование поисковой системы, имена сайтов, где найдена информация).

В заключении урока учащиеся подводят итого нашего спора.

Вопросы и задания:

1. Обоснуйте свое согласие или несогласие с мнением историков.

2. Прочтя фрагменты первоисточников, заполните таблицу:

  Общее Различное
Личные качества    
Государственный деятель    
Отношения к людям    
Последствия правления    

Возможны следующие выводы:

- Яркая личность Петра как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, политиков и т.д.

- Интерес к “делам” Петра I не ослабевает, а усиливается особенно в сложные, переходные периоды истории России (реформы, экономические кризисы, политическая нестабильность, внешнеполитические трения и т.д.).

- Простые люди – современники Петра I, его не любили, видели в нем виновника своих бед. По мнению П.Милюкова цена реформ Петра – каждый десятый житель России, погибший на войне, умерший на строительстве столицы, не вынесший тяжелой доли.

- Начиная реформы важно не отступать, смело их продолжать, доводить до логического завершения ( проводим параллель с либеральными реформами Александра II ).

- Проводя реформы, помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки, соглашаемся с С.М.Соловьевым (цитата), что

“Почва для истории великого человека есть история народа”.

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Ключевский В.О., Собр.соч.в 9 т.- М.; 1987 – 1990.
  2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей, -М.;Мысль,1991
  3. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова, -М.;1988.-(Петр Великий) –ЖЗЛ.
  4. Платонов С.Ф. Лекция по русской истории,-М.;1993
  5. Румянцев В.Я. Задания по истории России.- М.:АРКТИ, 2002
  6. Эйдельман Н.Я.// Споры вокруг Петра.- И.: “История”, № 44,1996.