"Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение" (опыт работы по здоровьесберегающей технологии д.м.н. В.Ф. Базарного)

Разделы: Начальная школа


В МОУ СОШ № 2 г. Гулькевичи Краснодарского края с 2002 года успешно используется здоровьесберегающая технология д.м.н., профессора В.Ф. Базарного. Заместителем директора школы Скомороховой Л.Л. была проведена большая методическая работа: изучение теоретических основ данной технологии в журнале « Начальная школа» за 1990 г., 1996 г., так же произошел опыт общения с педагогами Ейского района Краснодарского края и Ставропольского края, работающими по данной технологии. С целью организации учебного процесса по технологии В.Ф. Базарного были изготовлены конторки по чертежам, данным в журнале « Начальная школа», установленные на столы учащихся, затем на потолке класса был изображён тренажёр для глаз, вкручены крючки для максимального использования пространства для обучения детей, вместо экологического полотна использовались большие фотообои, расположенные на задней стенке класса, впоследствии данной полотно было заменено полотном д.м.н. Кулешова..., были приобретены коврики для массажирования нервных окончаний ног. В 2003-2004 учебном году неоднократно Скоморохова Л.Л. выступала на районных методических объединениях с информацией о проведении эксперимента по внедрению технологии В.Ф.Базарного, и когда коллеги услышали о положительной динамике в состояние здоровья учащихся, об успешном освоении учебного материала, то многие захотели работать по данной технологии.

Что же лежит в основе данной технологии? Это во - первых, то что дети должны постоянно двигаться. Особенно мальчики, у которых потребность в движении 4-6 раз больше, неужели у девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского типа. Дети думают только тогда, когда двигаются и двигаются только тогда, когда думают. Поэтому обучение строится в режиме двигательной активности. Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, на стульчик, а предоставить ему возможность работать, и не только работать – и жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать конторки В.Ф. Базарного. Телесная стойка – это стойка психическая, стойка волевая. Уроки строятся в режиме смены динамических поз. Тем самым сохраняется прямым и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Глаз ребёнка не должен встречать никакой преграды. Ведь глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. Через глаз идёт настройка организма на экологическую среду. При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителья коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства. Вот почему ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Этому способствуют специальные экологические буквари Базарного, расположенные на стенах класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность [1]. Для разминок используются различные дифференцированные физминутки на мышечно-телесную и зрительную координацию, а так же на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траектории, расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой, туловищем. Обязательным предметом является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Дети должны научиться познавать мир своими руками. От рукотворчества к полётам на крыльях творческого воображения – таков путь каждого человека. Дети совместно с педагогами и родителями по законам искусства и трудового рукотворчества созидают окружающую среду, поскольку именно такой труд возвышает человека. Ведётся постоянный мониторинг состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах [2].

Обучение по технологии В.Ф. Базарного ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья, т.е. все признаки, характерные для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников.

2004-2005 уч. год стал переломным на этапе обобщения опыта работы и внедрения технологии Базарного В.Ф. в учебные процесс: учителем начальных классов Скомороховой Л.Л. были проведены 2 урока в 3 классе для слушателей курсов Армавиского филиала ККДППИО учителей начальных классов, с преподаванием теоретических основ данной технологии, затем состоялась встреча с коллегами из г. Кропоткина СОШ № 16, интересующимися данной технологией, в апреле 2005 г. зам.директора по УВР Скоморохова Л.Л. приняла участие в 8 региональной конференции с обощением-презентацией опыта работы СОШ № 2 по данной технологии. Так же в апреле 2005 г. на базе МОУ СОШ № 2 прошёл межрайонный семинар «Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного», на который были приглашены преподаватели начальных классов, зам. директоров по УВР Успенского района, представители РИМЦ Успенского и Гулькевичского районов. Им был представлен, как теоретический материал, так и практическое применение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Так же была подготовлена технологическая карта по технологии В.Ф. Базарного. В 2005-2006 уч. году на базе МОУ СОШ № 2 был открыт 2 класс, оборудованный по технологии В.Ф.Базарного с использованием конторок. Все кабинеты, оборудованные по технологии В.Ф. Базарного, соответствуют нормам Сан ПиНов, решён вопрос соответствия мебели росту учащихся.

27-28 декабря 2005 г. в г. Москве проходил Всероссийский форум учителей «Образование и здоровье развитие учащихся», куда были приглашены директор МОУ СОШ № 2 Дацукова Л.Д. и учитель начальных классов Скоморохова Л.Л. Форум проходил под эгидой Российской партии Жизни, председателем которой является председатель Совета Федерации С.Миронов и фонда « Интеллектуальные ресурсы России» и А.Коробейникова, члена Совета Федерации от Правительства Ставропольского края, члена Комитета по культуре, образования и науки Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), который был единогласно на форуме выбран председателем Общероссийского общественного движения « Российский Союз за здоровое развитие детей»[3]. Посчастливилось увидеть и поговорить с доктором мед. наук В.Ф. Базарным, который является советником С. Миронова по вопросам здоровьесбережения детей. Данный форум подтвердил, что мы на правильном пути и намерены пойти дальше. В 2006-2007 г. попробуем выйти на параллельно- раздельное обучение мальчиков и девочек, чтобы не нарушать принципа природосообразности в педагогике. Ведь мальчики и девочки воспринимают мир по - разному перерабатывают информацию. У них всё различное: интересы, эмоциональные доминанты, реакции на один и те же ситуации, образный строй мышления – у них попросту « разный мозг». Совестное же обучение не позволяет учесть это в полной мере [2].

ЦЕЛИ урока:

  1. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.
  2. Формировать умение распознавать парные согласные в словах, уточнить знания об особенностях проверочных слов, упражняться в подборе проверочных слов и в правильном написании с парными согласными, определение месторасположения орфограммы.
  3. создать условия для развития мышления и речи, развитие орфографической зоркости, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу, продолжить работу по формированию основ ЗОЖ, работать над применением дифференцированных физминуток на уроке.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. ФИЗМИНУТКА, НАСТРОЙ НА УРОК. МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК ПО НОРБЕКОВУ.

Массаж биологически активных точек головы и лица проводится с помощью 3 пальцев – указательного, среднего и безымянного. Каждую точку массируем по 25-30 движений. Активные движения стимулируют кровообращение в кончиках пальцев и активизируют ток крови в других частях тела. Поскольку нервные окончания пальцев непосредственно связанны с мозгом, их работа способствует успокоению психики и даже противостоит развитию мозгового склероза. Данный массаж рассчитан на общестимулирующее воздействие. Порядок таков:

  1. Точка между бровями («третий глаз»);
  2. парная точка по краям крыльев носа (её массаж восстанавливает обоняние);
  3. точка на осевой вертикали, делящей лицо пополам, между нижней губой и верхней линией подбородка;
  4. парная точка в височных ямках;
  5. точка чуть выше линии роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы (там, где ощущается углубление);
  6. точка между наружным слуховым проходом и краем нижнечелюстного сочления (в области козелках уха).

Необходимо обратить внимание и на массирование ушных раковин. В настоящее время известно 170 биологически активных точек, размещенных на ушных раковинах. Их нужно с большим прилежанием массировать (так, чтобы они «загорелись» или если хотите, «раскраснелись от удовольствия»).

Действовать будем в нижеизложенной последовательности (делая по 15-20 движений в каждый приём).

  1. Потянем с умеренной силой мочку уха сверху вниз;
  2. потянем ушную раковину от слухового прохода вверх;
  3. потянем среднюю часть ушной раковины от слухового прохода в наружную сторону;
  4. проделаем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке;
  5. проделаем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки.

3. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Посмотрите на буквы, выписанные в тетрадях. Что это за буквы?

( Это буквы, обозначающие парные согласные звуки.) Допишите рядом с ними строчные буквы. Вчера на уроке мы с вами вспомнили русскую народную сказку

« Репка». Вспомните, кто тянул репку? Составьте с данными словами предложение.

( Прослушивается несколько вариантов, выбирается самое удачное, записывается, делается грамматический разбор).

Почему они смогли вытянуть такую большую репку? ( Потому что работали вместе, сообща). Если мы будем работать вместе, дружно, помогая, друг другу, то добьемся больших результатов. А теперь давайте дослушаем окончание сочинения В.Морозовой).

4. Формулирование темы, цели урока.

Попытайтесь, догадаться, чем мы будем заниматься на уроке, сформулируйте тему, поставьте учебную задачу на урок.

5. Эпиграфом нашего урока будут следующие сточки. (Стихи расположены по всему классу. «Рисунок 1». Дети следят за лазерной указкой учителя, одновременно делая физминутку). Парные согласные бывают такие опасные, звук хоть и ясно слышится, а буква другая пишется. ( Чтобы написать слово правильно, его нужно...)

6. Смена поз. Переход из позы, сидя в позу стоя.

7. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Спишите слова, укажите слабую позицию согласных звуков, выделив соответствующие буквы зелёной пастой:[б,ис,этка], [заст,ошка], [макушка], [ багаш], [мат,иф]. На какие две группы вы могли бы распределить данные слова? Какое слово новое для нас? Что оно обозначает? Вот, что говориться об этом слое в словаре Ожегова: «Мотив - побудительная причина, повод к какому-то действию, или простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства, мелодия, напев». «Рисунок 2»

8. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА упр.201.

Работа по алгоритму. Где встречается орфограмма в данных словах: слез, увёз, приполз, озяб, отгрыз, съел, поблагодарил?

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. упр.208.

10. ФИЗМИНУТКА для глаз.

Работа над рисунком на потолке. Затем нахождение необходимого цвета кружков по классу. Смена поз. «Рисунок 3».

11. РАБОТА В ПАРАХ.

Найдите ошибки. Мама сворила вкусную кажку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алёна разставила на стол тарелки и чашки, положила лошки. Погтом девочка збегала на огорот и нарвала петружки (9 ош.) Взаимопроверка тетрадей.

12. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА по экологическому полотну д.м.н. Кулешова.

Найдите ошибки. Какие ошибки вы нашли? Докажите, что здесь действительно допущены ошибки. Какие вы молодцы! Я так переживала, что вы не найдёте ошибки!

13.ВЫПОЛНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ФИЗМИНУТОК.

1. ДЫХАНИЕ. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

1. Вдох, продолжительный выдох в 3-4 раза длиннее, чем вдох, затем пауза и снова второй.

При таком дыхании бронхиальная астма уходит в считанные дни; если астма запущена, то восстановление происходит на несколько дней позже. Кончик языка прижимаем к верхнему нёбу и делаем произвольный вдох через нос, при таком положении языка вдохнуть через рот не сможете. Выдох делаем через рот, причем длиннее, чем вдох, в 2-3 раза. Так 11 раз.

2. Вдох через нос и выдох через рот с подсчётом вслух «раз». Слово «раз» произносится так, как будто вы при этом отжимаете двумя руками воображаемую стенку от себя. 9 раз.

3. То же самое со счётом 1-2. 9 раз.

4. То же самое со счётом 1-2-3. 9 раз.

Продолжать упражнение нужно до счёта 5 или 7. Сразу же после упражнения почувствуешь кашель, некоторое головокружение. В процессе упражнения вы почувствуете, что по вашему телу идёт тепло. Это происходит биохимический процесс - обмен веществ.

2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ (И.В. ЧУПАХА).

  1. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые вращения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
  2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям. Вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
  3. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна над другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку( самоуправление засыпанием).
  4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд – один из йоговских приёмов отдыха.
  5. Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений появится головокружение и сонливость.

3. КОМПЛЕКС «КРАСИВАЯ ОСАНКА».

1. ВЫПРЯМЛЯЕМ СПИНУ. И.п.- сидя на пятках. Руки в стороны. 1-сгибая руки в локтях за спиной, правую руку сверху, левую снизу, переплести пальцы; 2-3-держать позу;4-принять и.п.;5-8-то же, поменяв положение рук.

2. НАПРЯГАЕМ РУКИ. И.п. - сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплести.1-глубокий наклон вперед, руки назад-вверх;2-3-держать позу;4 – принять и.п.

3. РАСПРАВЛЯЕМ ПЛЕЧИ. И.п. -сидя по-турецки, руки за головой. 1-4 –пружинящие отведения локтей назад;5- отводя локти назад, глубокий наклон вперёд;6-7- держать позу; 8- принять и.п.

4.КРАСИВЫЕ НАКЛОНЫ. И.п. -сидя,руки в упоре сзади. 1-глубокий наклон вперед, обхватив стопы руками; 2-3-держать позу; 4-принять и.п.; 5-лёжа,руки в упоре сзади,прогнуться; 6-7-держать позу; 8-рпинять и.п.

5.ПРОГИБАЕМСЯ НАЗАД. И.п. -лёжа на животе, руки согнуты у грудди.1-2-разгибая руки, в упоре лёжа на бёдрах, прогнуться назад, согнув ноги назад; 3-6 – держатьпозу;7-8-принять и.п.

Необязательно выполнять все упражнения ежедневно. Достаточно сделать несколько упражнений в день.

4.ВИБРОГИМНАСТИКА.

Поднятья на носках так, чтобы пятки поднялись всего на 1 см, и резко опуститься на пол. Такие сотрясения надо делать, не спеша, не чаще 1 раза в секунду. После 30 упражнений нужно сделать перерыв в 5-10 секунд. Можно выполнять неболее 60 таких упражнений. Выполнять их надо жёстко, но не резко. В течение дня можно повторять 3-5 раз по 1 минуте. Тяжесть в голове, возникающая от прилива крови в результате длительной и напряжённой умственной работы, проходит после виброгимнастики.

5. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВОДА СТОПЫ.

Упражнения выполняются босиком на ковриках.

1. КАТОК. Ребёнок катает стопой мяч в направлении вперед-назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочередно. Время выполнения -1-2 мин.

2. СБООРЩИК. Сидя на полу ноги полусогнуты в коленях, ребёнок собирает пальцами одной ноги мелкие предметы – ластик, бумажный шарик, карандаш, разложенные на полу, и складывает в кучку. Время выполнения -1-2мин.

3. ХУДОЖНИК. Ребёнок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время ВЫПОЛНЕНИЯ - 30-50сек.

4. ГУСЕНИЦА. Ребёнок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу, сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд к пальцам ног, затем пальцы распрямляет, и движения повторяются, имитируя движение гусеницы. Упражнение выполняется одновременно двумя ногами в течение 30-50 с.

5. МЕЛЬНИЦА. Ребёнок, сидя на полу с выпрямленными коленями, выполняет (каждой ногой отдельно) круговые движения стопой сначала влево, затем вправо. Упражнение выполняется по 10-12 кругов в каждую сторону. «Рисунок 4».

14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ разноуровневая работа. (Тихо включается музыка моцарта). 1 вариант. Вставь пропущенные буквы. Скре...ка, расска..., овра..., снегопа..., тру...ка, лё...кость,гря...ка, но...ка, остро...ки, голо...ка, голу...ка, площа...ка, кни..ка, рома..ка, ря...чик, у...кий, тя..ко.

2 вариант. Запиши к данным словам однокоренные слов с согласными в слабой позиции: ходить, улыбаться, записать, смазывать, беседовать, просить, молотить, находить, прибавить, загородить, косить, сливать, отгадывать, промывать.

3 вариант. Напишите сочинение по картине, используя следующие слова: снежком, ветки, мороз, зимняя одежда, меховая шубка, пташки, верхушки деревьев, белоснежные шапки, шишки, пуховые варежки.

4 вариант. Придумайте и запишите по 2 слову, которые бы оканчивались на? –бка, -пка, -вка, - дка,- тка, - жка, - шка, - зка, -ска. Напишите проверочные слова.

15. ИТОГ УРОКА. Какие открытия вы сегодня сделали на уроке? Помог ли вам урок стать грамотнее? Научились ли мы правильно определять месторасположения орфограммы? Помог ли нам в этом алгоритм? Какое высказывание подходит к тебе больше в той или оной степени?

  • Я хорошо понял эту тему и достаточно хорошо подбираю проверочные слова. Нарисуйте на полях тетради « весёлое личико».
  • Я понял, как проверять слова с парными согласными, но иногда затрудняюсь в подборе проверочного слова. Нарисуйте на полях « серьёзное» личико.
  • Я ещё плохо понял эту тему. Нарисуйте на полях « грустное» личико.

Скажите, всегда ли в поверочных словах после согласного должен стоять гласный звук или его может заменить какой-нибудь другой звук?

Использованная литература:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.- 176 с.: ил. Стр.106-108.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2005.- 320 с. – стр.251-254.
  3. Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием в 3-х ч.- М.: Ключ – С,2005 .