Научно-практическая конференция по интересам. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Педагоги начальных классов знают, что современные школьники очень любознательны, инициативны и очень работоспособны. Важно направить их творческую энергию на активизацию процесса обучения, дать возможность проявить личностные качества при приобретении новых сведений об окружающем мире.

Жажда новых впечатлений, желание учеников работать нестандартно и самостоятельно подтолкнули меня к решению провести в начальной школе научно-практическую конференцию по интересам. Методика проведения подобных научных исследований в начальной школе изложена в статье доктора педагогических наук А.И. Савенкова “Учебное исследование в начальной школе” (опубликована в журнале “Начальная школа”, 2000 г., №12).

Хочу представить коллегам свой опыт подготовки и проведения научно-практической конференции в 4 классе.

Исследовательскую работу мы начали с определения сферы деятельности и выбора темы для научного поиска. Понимая, что тема должна быть интересной, посильной, а объем работы выполнимым для ребенка, я желала выступать не пассивным созерцателем процесса выбора учеником темы, а его активным участником. Не навязывая своего мнения, но хорошо зная способности и интересы учеников, мне хотелось подтолкнуть каждого из них к той области знаний, в которой ученик был компетентен (на определенном уровне знаний).

Определившись с темой исследования, ребята занялись сбором информации из разных источников. Этот этап работы был самым объемным и трудоемким. Ученики растерялись в море полученного материала. Немало пришлось потрудиться над осознанным отбором необходимой информации. Главное на данном этапе для руководителя проекта – помочь детям отсеять несущественное, выделить главное, проявить личностное видение материала и постараться найти нестандартные способы реализации темы. Постепенно сузился круг необходимого рабочего материала, появились собственные схемы, таблицы. У ребят возникло четкое представление о завершенном виде проекта. Закончился отбор и систематизация материала, сделаны выводы, обобщения.

Наступал этап завершения работы – защита проектов. К этому событию подготовился весь класс: авторы проектов объединились в группу “Исследователи”. Часть учеников составила группу “Оппоненты” (в нее вошли ребята, познакомившиеся с работами исследователей за день до защиты).

Приведу примеры некоторых докладов-исследований. (Всего было подготовлено 9 выступлений.)

Заинтересовало слушателей исследование ученика на тему: “Африканский и индийский слоны”. В нем была представлена сравнительная таблица внешнего вида, питания, образа жизни данных животных. Докладчик сделал вывод о влиянии среды обитания животных на возможность их дрессировки и приручения.

В исследовании другого ученика содержались исторические сведения о рыцарях Древней Руси (их называли витязями) и древних монгольских рыцарях. С помощью схем, рисунков юный исследователь сравнивает вооружение, снаряжения, боевую тактику рыцарей.

Вызвал интерес аудитории вопрос о степени выживаемости в определенных исторических условиях одного из самых свирепых и крупных ящеров – тираннозавра – и одного из самых маленьких – компсогната. Докладчик предположил и убедительно доказал превосходство мелких ящеров над крупными.

Следующий исследователь – опытный хомяковод – доложил слушателям о своём наблюдении за процессом приёма пищи у хомяков. Он сделал вывод, что грызуны очень чистоплотны.

После выступления каждому исследователю задавались вопросы по теме работы от группы “Оппоненты”. Вопросы задавали также и слушатели – гости конференции. Группа “Критики” рецензировала выступления юных исследователей, обращая внимание на исследовательское мастерство, актуальность темы, её практическое применение, на доступность и эмоциональность изложения материала докладчиком. Отдельная словесная оценка давалась умению докладчика аргументировано отвечать на вопросы оппонентов и слушателей.

В заключении исследователи получили Дипломы участников научно-практической конференции.

Конференция по интересам поддержала у учащихся желание экспериментировать, искать, творить, добывать новые знания и делиться или со сверстниками. Учебные исследования, ориентированные изначально на развитие творческой активности детей, способствовали расширению кругозора учащихся, углублению и закреплению имеющихся у них знаний и умений.