Чтение через увлечение

Разделы: Литература


В наше время, когда новомодные технические средства всё сильнее и сильнее вытесняют книгу, как источник знания, я пытаюсь убедить своих учеников, что сбрасывать Пушкина, Толстого и Достоевского с парохода современности недопустимо, что книга – это не только кладезь мудрости, но и верный, надёжный друг.

Методы, которые я использую в своей работе, не всегда находят понимание у моих коллег, но результат налицо: мои ученики читают “устаревшую”, как говорят многие, классику, читают современных авторов, здесь уже выбор за ними: кому что нравится. Я лишь направляю, советую, подсказываю, кому что читать и обязательно (после прочтения ребёнком книги) интересуюсь: что понравилось, какие вопросы возникли при чтении, что бы хотелось почитать ещё.

Несколько слов о тех приёмах, которые помогают мне на протяжении последних лет поддерживать в детях уважительное отношение к книге, к художественной литературе.

Прежде чем научить ребёнка чему-либо, “дать задание прочитать произведение”, его нужно УДИВИТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ. Только тогда он захочет открыть для себя новое, не побоится “толстой книжки”, загорится желанием одолеть, прочитать и т.д.

“Удивлять” пятиклашек начинаю с 1 сентября. Для изучения таких сложных тем, как “Художественные средства” или “Литературные и фольклорные жанры” придумала так называемые “Контурные карты” по литературе. И хотя общего с географией здесь мало, приём работает отлично. Рисую на компьютере произвольный контур и делю его на “территории” - жанры или художественные средства, подписываю каждую территорию (басня, пословица, рассказ, загадка и т.д.). Задания могут варьироваться:

  • Раскрасьте цветными карандашами фольклорные (литературные) жанры;
  • Закрасьте голубым карандашом лирические жанры, а жёлтым – эпические;
  • Заштрихуйте тропы (фигуры) и т.д.

Если “территории” литературного государства не подписаны, то можно попросить детей написать жанры устного народного поэтического творчества или художественные средства.

Работать по “контурным картам” любят не только учащиеся среднего звена. Старшеклассникам можно предложить такие задания:

  • Расположите на территории “государств” - литературных родов: Эпос, Лирика, Драма – жанры, характерные для каждого рода;
  • Запишите фамилии авторов, распределив их “по месту жительства”: Символизм, Акмеизм, Футуризм (Романтизм, Классицизм, Реализм);
  • Запишите только писателей XIX (XX) века;
  • “Расселите” только героев Л. Толстого, оставив персонажей других авторов и т.д.

На первый взгляд, для старшеклассников это слишком “по-детски”, но в период подготовки к аттестации, когда от тестов всех начинало мутить, мы переключались на такую работу, и в результате литература написана детьми на 80%).

При изучении “Муму” И.С. Тургенева (читаем дома), дети говорят, что плакали, читая последние страницы. Не пытаюсь их разубедить в классической трактовке текста, но прошу прочитать внимательно “сцену утопления собачки”. Все вместе мы замечаем, что “Герасим поспешно (…) окутал верёвкой (…) кирпичи, приделал петлю, (…) и только назади к берегу разбегались какие-то широкие круги (откуда бы им там быть и почему около берега?) Вспоминаем, что Муму была упитанной собакой, шерсть на ней лоснилась, а в воде все предметы становятся намного легче (значит, от кирпичей, окутанных верёвкой, барахтающаяся животина могла освободиться)… После наших наблюдений у ребятишек появляется надежда, что собака жива…

Над “экзотическими” произведениями (“Робинзон Крузо” Д. Дефо, “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло”, “Васюткино озеро” В.П. Астафьева) работаем, сидя у огня. Расстилаем в классе ковёр, “разводим костёр”: свечка, фонарик, прикрытый красной тканью и обложенный щепочками – кстати, хороший повод заранее повторить правила противопожарной безопасности, садимся вокруг и … начинаем работать над текстом.

Особенно нравятся ребятишкам уроки по “Песни о Гайавате”. На перемене они украшают себя перьями, наносят на лица “боевую раскраску”. Такие приготовления настраивают детей не только на урок-игру, но и на серьёзную работу. Готовясь к урокам, собираем информацию о быте индейцев: кто-то посмотрел фильм, кто-то прочитал сказки (“Злой дух Ниагарского водопада” сказки североамериканских индейцев в обработке Розмари Клаус. Калининград, 1994), мифы. Урок начинаю словами, взятыми из вышеназванной книги: “ Присядьте рядом со мной, и выкурим трубку Мира и Взаимопонимания. Давайте станем Даром друг для друга. Давайте станем Пищей, насыщающей друг друга, чтобы все мы смогли Расти. Откроем друг другу все пути нашей Земли”. Попутно объясняю, что Трубка Мира – это символ согласия, мирной жизни. Мои коллеги однажды пошутили, что я этим самым открыто призываю детей к курению. Но и курящих детей в нашей школе не больше, чем в других…

Ученику, берущему слово, передаётся “трубка мира”, только она даёт право говорить; учитель на таком уроке – не учитель, но равный.

Выходя из кабинета после урока, мои ребятишки уже строят планы следующего. Их лица светятся радостью и желанием провести ещё что-нибудь подобное. Детские идеи порой настолько грандиозны, что нам приходится не один день ломать голову над воплощением всех замыслов. Вот немногое из того, что предлагали дети и что мы провели:

  • “Шабаш ведьм” (после изучения произведений Н.В. Гоголя) - на помеле не летали, но много узнали о нечистой силе;
  • Экспедицию по следам капитана Татаринова (“Два капитана” В. Каверина);
  • Путешествие в карете Павла Ивановича Чичикова;
  • Путешествие на “Машине времени” в Древнюю Русь (учитель физики выделил нам какой-то агрегат со множеством лампочек и издающий необычный звук, но это было то, что надо);
  • Один день в избушке у Бабы Яги и т.д.

Пробуем мы себя и в составлении “сценариев” пока, правда, стихотворений. Дети выступают в роли режиссёров, определяя план той или иной поэтической картинки, её цветовое и звуковое оформление. Хороши для этой работы произведения Пушкина и Есенина о природе. Составляем таблицу:

Видеоряд. Изображение. Звуки
Общий план. Заснеженное поле, дорога, сани.

Серые вороны.

Дремлющий лес.

Тишина. Звоны.

Далёкое карканье.

Сказка сна.

Крупный план. Сосна, окутанная снегом.

На макушке – дятел.

Тишина.

Дробь дятла

Общий план. Скачущий конь.

Белый заснеженный простор.

Падающий снег, засыпающий след.

Бегущая вдаль дорога.

Неровный звон колокольчика.

Звон удаляющегося колокольчика.

Тишина.

Такая работа позволяет на раннем этапе анализа стихотворения “увидеть” и “услышать” детали, зримо представить образы.

Со старшеклассниками сложнее, но и здесь есть где разгуляться фантазии: оформляем визитные карточки героев (булгаковской, вернее воландовской свиты, гоголевских помещиков); выискиваем в текстах “каверзные детали”. На прошлогодней аттестации нам встретился вопрос: “Книгу какого автора читал Ленский накануне дуэли”, и теперь стараемся читать внимательно и проверяем внимание других. При этом не боюсь показать детям своего незнания, невнимательности и стараюсь на ближайшем уроке исправить положение.

Вот какие вопросы задавали дети, после прочтения произведений:

  • Героиней какого произведения является Катя Локтева (“Отцы и дети” Тургенева, который так спрятал фамилию: “Анна Сергеевна Одинцова была дочерью покойного Сергея Николаевича Локтева”);
  • Назовите день рождения Веры Николаевны Шеиной (“Гранатовый браслет” А.И. Куприна);
  • Из какого материала был сделан крестик Сони Мармеладовой и т.д.

Очень нравятся моим детям блиц-викторины (форма взята у любимой “Литературы”): ежедневно вывешиваются новые вопросы, ответы на которые должны быть предоставлены не позднее второго урока следующего дня, победитель – обладатель большего количества баллов. Викторина проводится одновременно для учеников 5-6, 7-9, 10-11 классов. Проверяются ответы ежедневно, результаты открыто отмечаются в специальной табличке. Для вопросов обязательно использую какую-нибудь картинку: фотографию, рисунок.

Дети имеют открытый доступ ко всем материалам, имеющимся в кабинете литературы, частые гости библиотеки, где их всегда ждут, поэтому отвечают на такие вопросы, ответы на которые сельские дети не могут знать в силу ряда причин. Например, кто является основателем этого музея? (на фотографии – музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, причём без подписи) или представителем какого литературного направления является (фотография).

Последнее “новшество” в нашей школьной литературной жизни. На моих уроках дети предложили проводить игру (название ещё не созрело) по типу гаррипоттеровской (на баллы). Самый главный пункт в разработанных детьми правилах: за самостоятельно (внепрограммную) прочитанную книгу присуждаются баллы (немалые). Насколько этот приём будет эффективным, расскажу в другой раз.

Сейчас могу сказать только одно: “Нельзя вытеснять книгу из жизни наших детей, только от нас зависит, будет ли нынешнее поколение читающим. Учитель литературы должен поддерживать в ребёнке искорку желания общаться с книгой, используя в своей работе богатую палитру приёмов, личным примером (читать самому, рассказывать о прочитанном, останавливаясь на самом интересном). Если с Вами будет интересно, то Ваш ученик будет читать”.