Поиск информации в электронном каталоге информационно-библиографической системы MARК-SQL"

Разделы: Информатика, Организация школьной библиотеки


Цели:

Образовательная:

  • формировать умение осуществлять поиск информации в электронном каталоге с использованием различных параметров запроса; оценивать полученную информацию на соответствие поставленной задаче.

Развивающая:

  • способствовать развитию логического мышления в процессе построения запросов.

Воспитательная:

  • воспитывать ответственное отношение к отбору информации.

Социализирующая:

  • способствовать адаптации учащихся к жизнедеятельности в информационном обществе.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование:

  • кабинет информатики,
  • оснащенный компьютерами класса Pentium-II,
  • мультимедийный проектор,
  • программное обеспечение каждого рабочего места – автоматизированная информационно-библиографическая система MARC-SQL (для школьных библиотек).

ХОД УРОКА

Потреблению информации нужно учиться
так же терпеливо и продуманно,
как музыке и живописи.

В.Мансурова

I. Мотивационный этап

Учитель: Мы живем в информационном обществе. Количество информации, принимаемое и обрабатываемое нами, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Одна из важных составляющих информационной культуры – умение осуществлять поиск информации в различных источниках.

II. Этап активизации знаний

Библиотекарь: Самым доступным и популярным источником информации издавна считалась книга. Для поиска и отбора книг по определенной тематике нужно иметь представление об их содержании. Например, рассмотрим книгу “Россия, которую мы не знали: 1939-1993”. Учащиеся, используя основные элементы описания книги – заглавие, подзаголовок, аннотацию – пытаются представить содержание и на его основе выделить ключевые слова. Делают вывод, что для отбора книг можно использовать элементы библиографического описания: заглавие и подзаголовок, аннотацию, ключевые слова и рубрику, отражающую предметную область. Эта информация отображается в каталожных карточках.

Современные библиотеки оснащены компьютерами и работают на основе автоматизированных информационно-библиографических систем, одна из них - Marc-SQL. Информационно-библиографические системы работают на основе электронного каталога (ЭК).

Учитель: Что собой представляет ЭК с позиции информатики? Это база данных, каждая книга представлена в ней записью, отдельные параметры книги – поля. ЭК содержит только библиографические описания объектов, т.е. это фактографическая база данных. Комплекс программ, позволяющих просматривать записи в БД, организовывать поиск и просмотр записей… (?) называется информационной системой. Для поиска информации используются… (?) запросы. В качестве параметров запроса используются элементы описания книги: автор, заглавие, рубрика, ключевые слова.

III. Этап сообщения новых знаний

Сегодня мы познакомимся с информационной системой MARC-SQL, на основе которой работают все школьные библиотеки нашего города. Рабочее окно программы проецируется на экран.

1. Интерфейс программы. Окно программы имеет строку заголовка, командное меню, панель инструментов, строку состояния, два подокна – окно просмотра описания текущей книги и окно списка книг. Количество отобранных книг отображается в строке состояния.

2. В системе предусмотрено три вида поиска: простой, расширенный и поиск по словарю. Учащимся предлагается в процессе объяснения ознакомиться с технологической картой поиска (см.Приложение).

Простой поиск используется, если одно или несколько полей имеют одно значение. Например, поле – Автор, значение – “Петров”; поля – заглавие и ключевые слова, значение – “Екатерина”. Обратить внимание на важность правильного подбора параметров поиска - показать варианты поиска с параметрами “Екатерина 2” и “Екатерин”. В первом случае результатом поиска будет 0 записей, во втором – 4. Важную роль в результативности поиска играет также задание условия поиска: “начинается” с указанного значения или “включает”. Второй вариант предпочтительнее как более общий.

Расширенный поиск позволяет сформировать сложный запрос. Что собой представляет сложный запрос? Это запрос, состоящий из нескольких выражений, связанных союзами “и”, “или”. Пример (устно): встреча назначена на 1 и 5 октября; 1 или 5 октября (в чем разница?). Пример поиска: подобрать литературу на тему “Восстание декабристов”. Параметры - (предлагают учащиеся) – “декабрь”, “1825”, “19 в”, поля для поиска – заголовок, ключевые слова. Результат отбора – 15 записей, прокомментировать несколько с позиции соответствия теме. Обратить внимание учащихся на то, что не все записи соответствуют теме, показать, как отобрать нужные (двойным щелчком или клавишей F5), и на их основе сформировать новый, уточненный, список.

Поиск по словарю предполагает выбор нескольких значений для указанного поля. Запрос формируется по условию “или”. Окно поиска имеет 4 подокна: словаря (перечень полей), список значений выбранного поля, окно шаблона (ввод первых букв для ускорения поиска), окно отбора значений полей, по которым будет осуществляться поиск. Пример поиска: ключевое слово “АЛЕКСАНДР I”, “Александр 1”.

3. На основе списка книг можно сформировать аннотированный указатель литературы по заданной теме.

IV. Музыкальная пауза, гимнастика для глаз.

V. Этап практического закрепления.

Для практического закрепления умения осуществлять поиск предлагается выполнить задание на карточке. Технология выполнения описана в технологической карте. Результат выполнения каждого задания заносится в карту выполнения. (см.Приложение)

VI. Этап подведения итогов

- Какие параметры книги помогут определить ее принадлежность к заданной теме? (Заглавие, рубрика, ключевые слова)

- В чем преимущество поиска по ЭК перед обычной картотекой? (Быстрота поиска, автоматизированное формирование и печать списка отобранных книг).