Педагогическая технология. Речевой тренинг (на английском языке)

Разделы: Иностранные языки


Для одарённых детей необходим курс развития творческого мышления. Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями.

Цель курса: развитие творческого (дивергентного) мышления характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.

Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задаче и проблеме, уготованы верные решения.

Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития.

Иначе оно просто угасает.

Что особенно важно, предложенный курс “Языковой тренинг как форма развития творческих способностей одарённых детей” включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих и мыслительных способностей.

Что включает в себя понятие творческих мыслительных способностей?

  1. Беглость - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объяснений.
  2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
  3. Оригинальность - это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
  4. Способность детальной разработки- это способность расширять, развивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.

Упражнение курса позволяет учащимся творчески использовать собственный жизненный опыт и в это случае мотивация учения значительно повышается.

Я хочу обратить ваше внимание на основные подходы и стратегии, которые являются наиболее полезными или просто необходимыми при работе с данным курсом.

Структура проведения занятий

Правила поведения:

Используется интерактивная форма (друг с другом).

Девиз: “Все делают все”.

Всячески поддерживается игровое настроение.

Тренинг это не контроль, это безоценочная деятельность.

Этапы проведения:

  1. Разминка ( warming up ). Не темп, а активность.
  2. Основное задание, направленное на развитие определённых творческих способностей.
  3. Дополнительное задание - эти задания для тех, кому понравился этот вид творческой деятельности, и они хотели бы его продолжить.
  4. Рефлексия (самооценка).

Хотя программа, лежащая в основе курса разработана для одаренных детей, но оказалось, что они позволяют развивать творческое мышление у всех обыкновенных детей. Это связано с тем что в предлагаемых упражнениях не существует “правильных ответов”. Работы творчески одаренных детей характеризуются высокой степенью беглости, гибкости, оригинальности, и разработанностью предлагаемых идей. Но и обыкновенные дети справляются с заданиями на своём уровне и в собственном темпе.

Рассмотрим специальные техники и упражнения для развития беглости мышления. Основной техникой здесь является “brain storming” или метод мозгового штурма.

Согласно этому методу для развития беглости необходимо выполнить ряд требований:

  1. Поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество правильных решений.
  2. Хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят им в голову, не зависимо от того, какими “глупыми” или “не практичными” покажутся эти идеи.
  3. Ценить не качество ответов, а их количество.
  4. Исключить критику и оценку идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.

1. Технология проведения “мозгового штурма”

Цель первого этапа – создание банка идей

Необходимо учесть, что в первые минуты “мозгового штурма” может быть наибольшее количество идей, затем они поступают всё реже, хотя именно эти последние ответы чаще всего оказываются наиболее оригинальными.

Второй этап - анализ идей

В каждой идее находить полезное, рациональное. Дальше идёт выбор интересных решений по запросу, назначение спикера. Дальше работа по поиску как можно большего числа решений, и последнее – спикер оглашает все идеи.

Мозговой штурм проходит гарантированно интересно, если проблема имеет большое количество возможных решений.

Мозговой штурм может выполняться как группой, так и индивидуально.

Успешное овладение этой техникой зависит от практики. Чем чаще учащиеся будут её применять, тем лучше ею овладеют.

Существует ряд принципов, которым нужно следовать при проведении языкового тренинга:

2. Принцип “мягкого соревнования”

Всё больше появляется программ, основанных на игровых методах. В играх учащихся чаще присутствует элемент соревнования. Жесткое соревнование имеет много отрицательных сторон: возрастает враждебность и агрессивность к членам конкурирующих команд, хаотичность, нетерпимость к ошибкам членов собственных команд.

При обучении надо использовать мягкое соревнование, так как оно способствует активному вовлечению детей в учебный процесс.

При проведении мягкого соревнования необходимо соблюдать следующие правила:

  1. организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;
  2. соревновательная деятельность не должна быть связана с вознаграждением, оценками в журнал и т. д.;
  3. состав команды должен постоянно меняться.

Оценка мягкого соревнования:

  1. по количеству идей, выдвинутых командой;
  2. по количеству оригинальных идей ( это те идеи, которые другие команды не предлагают).

3. Сотрудничество и кооперация

Творческая деятельность по определению предполагает свободу действий ребёнка. Учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в паре с кем-либо и в группе. Групповая деятельность представляет благоприятные возможности для:

  1. обучения в сотрудничестве и понимания, что один ум – хорошо, а два – лучше;
  2. развитие лидерских способностей;
  3. достижение успехов менее творческими учащимися.

4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера

Рождение творческих идей поощряется созданием атмосферы психологической безопасности, в которой безусловна ценность каждого человека. Учителю важно понять, что когда мы призываем детей свободно выражать себя, необходимо снять угрозу внешнего оценивания, критических суждений, так часто используемых в учебно-воспитательном процессе. В творческих упражнениях не бывает неправильных ответов. Самый эффективный способ создать благоприятную психологическую атмосферу в классе – это максимально снизить внешнее формальное оценивание и направить учащихся в русло самооценивания.

5. Принцип безоценочной деятельности.

Основная цель принципа - это освобождение учащихся от страха делать ошибки. Для создания такой атмосферы существуют следующие подходы:

  1. будьте внимательны, уважительны и заинтересованы к детским идеям и вопросам;
  2. эффективный способ преодоления спонтанного смеха – это узаконивание смеха;
  3. создание стимулирующей среды.

6. Принцип подкрепления

Принцип подкрепления желательных типов поведения (хвалить детей, не употреблять фраз, которые являются своеобразными убийцами творчества). Не произносить фразы: “Это хорошая идея, но…”, “Серьёзнее!”, “Это к делу не относится!”, “Вы должны это знать!”, “Давайте будем реалистами!”, “Так не бывает!”, “Успокойтесь!”, “Ну, это не работа” и т. п.

Одна из самых трудных задач – обучить самооцениванию. Для этого проводится этап рефлексии. Также используются техники взаимооценки. Для этого проводится этап рефлексии: “Что ты сам думаешь о своих идеях?”, “Что хорошего в этой работе?”, “Тебе самому нравится, и почему?”, “Что тебе лучше всего удалось?”.

Принцип искреннего принятия юмора и веселья. Время творчества должно стать временем спонтанного и импульсивного поведения!

Language training

Aims: Skills – speaking

Language – complex object, relative clause, preference, modal verbs

Other – thinking creatively

Level: Intermediate

Organization: Groups of three, class

Preparation: Poster, cards with grammar models, toys

Time: 30-40 minuets

Procedure: Theme: How to achieve success in life

1. Warm up

Model 1 “I am a girl (boy), who Vs”

Example : I am a girl, who wants to enter the University

Model 2 Hate At all Don’t quite like – Quite like Like Adore

Model 3 “Nobody knows me to have done something ”

Remarks (Pupils sit on the chair in the circle and throw a toy to each other. The number of toys may be 4 or 5. They are speaking while they are throwing and catching the toys. For model 3 it is better to use 1 toy )

2. Main part

Brain storming How to achieve success in life

Step 1: The teacher presents a problem situation to the class and ask the students to think of as many ideas of action as possible.

Step 2: Pupils run to the blackboard and write down their ideas.

For example: To finish school with gold medal, to get good education, to find a good job, to marry the right men, to build an expensive house.

(There will be 30-40 ideas written on the blackboard)

Step 3: Students work together in small groups, chose the proper variant and discuss amongst themselves what they think they (should, must, or have to) to achieve the aim. Write down the variants

Example: Who to get good earning

  • You should finish school with gold medal
  • You must enter the University
  • You should get good Knowledge
  • You will have to apply for a job
  • You should make a career
  • You must be a boss

Step 4: The group chose the speaker and declare the result of the discussion

3. Additional part

Show the poster or a picture with unusual contents

Step 1: Ask the questions

Example:

What is the caption which goes to the picture?

Where do people achieve?

What are they thinking about?

What might it be?

Remarks: Pupils answer the questions in turn

They can ask their own questions and class answer

3. Reflection

  1. Was it difficult to find the ways of life success?
  2. Did the speaker use your ideas ?
  3. What exercise was the most relaxing, interesting, boring?
  4. Did you feel pleasure, joy?
  5. What have you been thought?