Программа "Этикет". Обучение правилам общения младших подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Так считает Насонкина С.А.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Как известно по работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. (7). Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст и младший подростковый возраст.

Психофизиологические возрастные особенности детей младшего подросткового возраста

Отрочество — этап между детством и ранней юностью, охватывает период от 10—11 до 14—15 лет. Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст. Отрочество характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Ведущей деятельностью этого периода является общение со сверстниками. Как пишет видный отечественный психолог П.М.Якобсон, “надо знать, что существенной особенностью эмоциональной жизни подростка, всего его умонастроения является то, что его эмоции и чувства противоречивы, часто чередуются, сменяют друг друга положительные и отрицательные эмоциональные состояния”.

Общие сведения о программе

Программа образовательная.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

1. Закон РФ “Об образовании”.

2. Типовое положение об образовательном учреждении от 19 марта 2001 года №196.

Цели занятий:

  • Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
  • Развитие коммуникативных способностей школьников.

Основные задачи:

  • познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Формы и методы организации работы:

В основе обучения лежит дискуссионный и ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Дискуссионный и тренинговый принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения.

Длительность курса 32 академических часа.

Продолжительность занятия 45 минут (1академический час):
5 класс 16 часов;
6 класс 16 часов;

Ожидаемые результаты.

Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

Содержание программы

Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, вежливой просьбе.

Правила поведения в общественных местах, кафе, офисе. Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы.

Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям. Правила поведения в гостях, прием приезжих гостей.

Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Правила знакомства и представления. Умение говорить и слушать других, деловая и светская беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила делового разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.

Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Соответствие типа личности и его стиля одежды. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. Знакомство с системой “COLOR1” четыре цветовых типажа. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки, соблазны. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.

Традиции и этикет разных народов. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей.

Тематический план

5 класс (16 часов)

№ п\п Тема Кол-во часов
1 Что значит быть вежливым, воспитанным человеком? 1
2 Правила обхождения людей разной культуры. 1
3 Из истории этикета. 1
4 Невежа и невежда. 1
5 Критика в общении и этикет. 1
6 Правила этикета при обращении. 1
7 Правила этикета при представлении. Церемонии. 1
8 Духовная поддержка. Этикетные выражения. 1
9 Печальные события. 1
10 Поездка в гости и прием приезжих гостей. 1
11 Искусство ведения беседы. 1
12 Правила беседы. Разговор по телефону. 1
13 Этикетные выражения, мимика и жесты при извинении и прощении. 1
14 Дуэли и современные способы реакций на оскорбление. 1
15 Что такое дружба, товарищество. 1
16 Итоговое занятие. 1

Тематический план

6 класс (16 часов)

№п\п Тема Кол-во часов
1 Понятие о деловом этикете. 1
2 Современный этикет – наследник обычаев и традиций поведения всех народов. 1
3 Как не следует поступать 1
4 Умей управлять собой. 1
5 Хорошие и плохие привычки. 1
6 Порядок представлений и знакомств в деловом общении. 1
7 Поведение за столом во время банкета. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. 1
8 Об этикете на официальных мероприятиях. Приемы. 1
9 Деловое общение. Умение отделять взаимоотношения от проблемы. 1
10 Деловая и светская беседа. 1
11 Достижение успеха при публичном выступлении. 1
12 Почему нужно заботиться о своем имидже? 1
13 Система “COLOR1” четыре цветовых типажа. 1
14 Танцы. Этикет на дискотеке. 1
15 Иностранные слова и словосочетания наиболее часто употребляемые в протокольной практике. 1
16 Итоговое занятие. 1

Литература

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
  8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
  9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
  10. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).
  11. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.Л. Психология бизнеса. – М.Ассоциация авторов и издателей “Тандем”: Издательство ЭКМОС, 1997. -272 с.
  12. Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. – 80 с.- (Практикум).
  13. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека.- М.: Агенство “ФАИР”,1997. – 400 с.
  14. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Мн.: Выш. Шк., 1996. – 367с.