Создание условий культурно-развивающей среды средствами театрализованной деятельности и спортивно-оздоровительных игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: творческий.

Цель: Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами художественно-эстетического воспитания и спортивно-оздоровительных игр через индивидуально-дифференцированный подход к детям с участием педагогов ДОУ, родителей и общественности поселка Емельяново.

Приложение

Задачи:

Сформировать новый взгляд педагога, используя творческий потенциал художественно-эстетического и оздоровительно-спортивного направления при построении воспитательной системы ДОУ.

Развивать художественно-эстетический вкус, эмоциональные чувства и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.

Гипотеза:

Если осуществляется художественно-эстетическое воспитание, основываясь на комплексный подход психофизического и познавательного развития, социо-игровой технологии, преломляющей на театрализованную деятельность, то знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными, т.е. ребенок самостоятельно воздействует различными игровыми способами на определяющие его предметы и явления с целью более полного их познания.

Предмет: дети старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта

В нашем детском саду в конце учебного года на традиционном итоговом педагогическом совете подводятся результаты по воспитательно-образовательной деятельности. Педагоги определили следующие проблемы у детей: неумение представлять ребенком самого себя, снижена речевая память, дети не могли раскрепоститься полностью, недостаточная общая культура поведения дошкольников. Психологами были представлены результаты обследования детей, в которых прослеживалась тенденция

  • 26,4 % детей не умеют общаться между собой;
  • 12,6 % неохотно принимают участие в вечерах развлечениях;
  • 13,8 % детей не овладевает программой по разделу “Развитие речи”, и “Обучение грамоте”;
  • у 23 % детей не развита тонкая и пальчиковая моторика рук;
  • у 10,8 % детей снижена эмоционально-волевая сфера.

Из наблюдений воспитателей было замечено, что в свободной деятельности дети больше играли в “театр”, в их играх отражался детский фольклор, но игры были кратковременны, обеднены сюжетом, т.к. не хватало знаний о русском быте, традициях, обрядах, народных играх. Дети очень любят раскрашивать книжки-раскраски, но не умеют создать образ, сюжет и проявить свою фантазию.

Ожидаемые результаты

  1. Закладывается общечеловеческое начало – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям.
  2. Формируется базис личностной культуры и развиваются главные позиции образующие личности как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в окружающем мире.
  3. Зарождаются важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых. Создается новый продукт – оригинальный рисунок, новые сюжеты ролевых и театрализованных игр, рифмовки, поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Проявляется высокая динамичность, вырабатывается гибкость поисковой деятельности, что способствует получению детьми оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности.
  4. Раскрывается индивидуальность ребенка. Приобретается собственно межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных воспитательных задач или дидактических целей, а складывается отношение полноценного общения, развития всех видов речи и сотрудничества. Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно-эмоциональных контактов возрастает между ним и взрослым, а также с другими детьми приобретаются за счет обновления характера организации жизни ребенка в детском саду и систему воспитательных мер художественно-эстетического воспитания.
  5. У детей, которых сформировался комплекс и были проблемы, изложенные в актуальности проекта, результаты станут лучше после проведенных мероприятий, намеченных в проектной деятельности.

Условия, которые существуют на момент создания проекта

1. В ДОУ воспитательно-образовтельный процесс осуществляется по базисной программе “Истоки”.

2. По приоритетному художественно-эстетическому направлению:

  • работают кружки: хореографический “Калинушка” и театрализованный “Волшебный мир театра”;

3. По спортивно-оздоровительному направлению:

4. Оборудованна спортивная площадка для развития основных движений (бег, прыжки, лазания, метания, снаряды для равновесия) на 90 %;

  • оборудован спортивно-музыкальный зал на 75 %;
  • функционирует спортивный кружок “Спортик”

Для осуществления проекта, для педагогического коллектива была разработана программа мероприятий, которая состоит из 3-х этапов (Приложение 1)

Механизмы выполнения проекта

Разрабатывая проект деятельности “Создание условий культурно-спортивно развивающей среды средствами театрализованной деятельности и оздоровительных игр” мы ориентировались на следующие нормативно-правовые документы:

- Конвенция о правах ребенка

Непременным условием развития сознательной деятельности взрослых является открытое образовательное пространство. Многообразие педагогического опыта является показателем прогрессивного развития процесса образования. Программно-целевое планирование выступает в качестве средства сознания педагогической деятельности и организации процесса образования как единого целого в системе воспитания и развития ребенка. Такое планирование позволяет преобразовать заданную программу образования в авторский проект.

- Государственный стандарт

Выполнение стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

Приказ № 448 от 22.08.1996 г. “Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения”.

В этом приказе разработаны временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

- Концепция дошкольного воспитания

Ключевые позиции обновления современного детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройка системы управления.

Особенностью дошкольного периода, отличающего ребенка от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

Концепция в одном из главных цепей раскрывает личностно-ориентированную модель. В этой модели знания умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувство и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребёнка к искусству (художественная литература, музыка), создают условия для полноценного развития личности, её гуманизация, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребёнка. Взгляд как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества с взрослым.

Исключительное значение в педагогическом процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребёнка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.

Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, поэтому достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

В основе концепции – идея обогащения духовного мира ребёнка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями – делами, встречами, играми, приключениями.

В организации жизни и в условиях развития ребёнка воспитания, обучения и развития определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практической деятельности.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояние эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

- Концепция развивающей среды.

Концепция построения развивающей среды является составной частью стратегической Программы Министерства образования. В ней заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Педагоги-практики имеют сегодня новую правовую основу для педагогического творчества и готовы использовать свои новые права.

- Письмо Министерства образования РФ от 9 августа 2000 г. № 237/23-16

“О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы”

В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в “школьной логике” - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике.

Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

Деятельность в рамках проекта

I. Педагогические советы:

1. “Осмысление подходов художественно-эстетического воспитания””

Цель:

2. “Выявление параметров художественно-эстетического развития”

Цель: Диагностика детей по первоначальной культуре общения.

3. “Развитие творческой игры приёмами социо-игровых и театрализованных подходов ”

Цель: Создание условие для игр в возрастных группах, ориентируясь на художественно-эстетическое воспитание”

4. “Организация рационального режима по укреплению здоровья и формированию предпосылок здорового образа жизни детей в детском саду и семье”

Цель: Выбор методов и приемов в реализации индивидуально-дифференцированного подхода для осуществления полноценного психического и физического развития детей средствами театрального искусства.

5. “Основные линии развития детей по художественно-эстетическому воспитанию”

Цель: Помочь ребёнку через искусство лучше осознать свои мысли и чувства.

II. Тематика родительских собраний по приоритетному художественно-эстетическому направлению:

  1. “Принципы работы с детьми дошкольного возраста и знакомство с мастерами, которые создают современное искусство”
  2. “Основные формы работы художественно-эстетической направленности в детском саду (кружковая деятельность) и её результативность”
  3. “Эстетическое воспитание глазами родителей”
  4. “Результативная деятельность по итогам работы ДОУ за прошедший год”

Для реализации проекта был разработан план культурно-массовой работы на учебный год (Приложение 2)

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом

1. Развитие всесторонней личности ребенка.

2. Безболезненная адаптация ребенка в школе.

3. Самовыражение ребенка через различные конкурсы:

  • театрализованная деятельность;
  • фольклор;
  • спортивное направление;
  • изостудия;
  • шашечные турниры;
  • хореографические выступления;

4. Переход от детского сада общеразвивающего вида с осуществлением художественно - эстетического направления (2 категория) в детский сад – центр развития ребенка (1 категория).

Инновационный потенциал

  1. Войти в сообщество со специалистами отдела детского творчества РДК.
  2. Сотрудничество с Красноярским Государственным Педагогическим университетом (кафедра “Педагогика детства”) по написанию методического материала для студентов по апробированию и адоптации новых методов и приёмов художественно-эстетического воспитания
  3. Принимать участие в практических семинарах, конференциях при Институте повышения квалификации работников образования г. Красноярска
  4. Опубликовывать материалы, статьи в газету “Детский сад со всех сторон”, “Детский сад. Управление”

Научно-методическое обеспечение проекта

  1. Сотрудничество с администрацией деканата Красноярского Государственного Педагогического университета в сопровождении педагогической деятельности по воспитательной системе
  2. Деловые контакты инновационного потенциала с руководителем “Школы педагогических исследований” при Институте повышения квалификации работников образования по научно-методическому обеспечение проекта

Чтобы реализовать данный проект необходимы финансовые затраты, которые рассчитаны в Приложении 3.

Форма предоставления результатов

  1. Побуждать детей участвовать в конкурсах разной направленности (Районные, краевые, всероссийские)
  2. Проводить педагогическую диагностику детей
  3. Создание творческой группой новых методик:
  • “Пчелка” - плетение из проволоки.

Цель: Развитие личности ребенка нетрадиционными методами через сенсорно-кинестетическую культуру движений.

  • “Волшебное зеркало”

Цель: Развитие творческого воображения и наглядно-образного мышления нестандартными методами и приемами.

  • “Магнитотерапия в игровой и образовательной деятельности”

Цель: Формирование творческой инициативы и развитие мыслительных операций, речевой активности средствами приемов магнитотерапии.

  • Музотерапия в театре пантомимы “Веселые гномики”

Цель: Разработать новые конспекты совместно с творческой группой и медицинским персоналом детского сада, кабинетом ЛФК Емельяновской ЦРБ.

  • Пристеное нестандартное оборудование “Обезьянник”

Цель: Выработать эмоционально-волевые качества у детей.

  • Кружок “Юные гимнасты”

Цель: Совместно с детской спортивной школой составить программу для кружка.

Рисунок