Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Ф. Повторение написания буквы в словах и предложениях"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Заглавная буква Ф. Повторение написания буквы в словах и предложениях”

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Формирование навыка чтения учащихся.
  • Ознакомление учащихся с языковыми явлениями из области лексики (значение слов), орфографии (заглавная буква в имени собственном).
  • Ознакомление с политической речью, языковыми средствами лирического стихотворения.

2. Развивающие:

  • Развития интереса к чтению и желания читать.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развития логического мышления, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать умение осуществлять проверку, самопроверку.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за творчество русских поэтов.

Оборудование: учебник “Моя любимая азбука”, портреты и выставка книг А.А.Фета и Ф.И.Тютчева, карта мира, карточки со словами, рисунки с изображением детей, задания для индивидуальной работы на доске, бумажные круги для рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент (эмоциональный настрой)

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– Как называется текст, который вы читали дома? (“Папина профессия”)

– Какие рассказы вы приготовили о профессиях своих родителей? (4 – 5 уч.)

2.Чтобы овладеть нужной и интересной профессией нужно много знать слов и их значение.

“Аукцион” (на доске карточки слов)

– Животный мир.

– Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг дружку на балах, маскарадах.

– Электроприбор для сушки волос струей нагретого воздуха.

– Растительный мир.

– Крупная хищная птица, питающаяся падалью.

– Род парадного сюртюка с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами.

– Конечный пункт, конец спортивного соревнования на скорость.

– Человек, любящий наряжаться, щеголь.

3. Проверка индивидуальной работы. (Приложение 1)

III. Определение темы урока

Сегодня к нам на урок пришли ребята.

А хотите узнать, как их зовут?

(Федя и Фаина)

А кто догадался, какова будет тема урока? Сравните заглавную и строчную печатные буквы. В чем их сходство и различие. Для чего нужна заглавная буква Ф?

IV. Физминутка.

V. Работа над темой урока.

Все это мы узнаем в ходе нашего урока-путешествия. Итак, Федя и Фаина купили турпутевку и отправились в путешествие по миру на автобусе.

1. Что взяли с собой ребята? Назовите предметы, начинающиеся на букву ф. (Фотоаппарат, фонарик, флаг, фрукты)

2. Кто еще с ребятами отправился в поездку?

с.144 Чтение про себя и вслух столбиков слов. С какой буквы записаны слова? Почему? Подчеркните заглавную букву. Прочитайте первое слово каждого столбика. Мальчик вырастет и “вырастет” его имя. Как будут звать мальчика? (Филипп и Федор)

Прочитайте слова, которые обозначают фамилии человека. От каких слов они произошли? (Фрол – Фролов, Филипп – Филиппов)

3. Какой маршрут выбрали Федя и Фаина? Прочитайте на следующей строке. Вам знакомы эти слова? Разделите их на слоги, поставьте ударение. А теперь прочитайте, что означают эти слова, пропустив одно предложение.

Ученики читают, учитель на карте обозначает флажками.

4. В поездку ребята взяли книги великих русских поэтов. (Выставка книг). Кто их авторы? (Показ портретов) Чтение предложений. Составление схемы на доске и в учебнике.

Сколько слов в предложении? Сколько из них пишется с большой буквы? Почему? Подчеркните ее.

– А откуда такие фамилии у поэтов Фет и Тютчев? И, вообще, откуда взялись фамилии? Чтение стихотворения учениками по строфе:

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.

Быть может юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

Чтение текста с. 144

  • Прогнозирование текста.
  • Чтение текста про себя и вслух по цепочке.

– Какие вопросы задает текст?

– Что такое фамилия?

– Как ответить на первый вопрос? (Фамилия – это семейное имя, которое объединяет родственников) А на второй вопрос ответите дома.

– Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, которого нарисовал на кубике художник?

  • Работа со стихотворением А.Фета.

– Прочитайте фамилию автора стихотворения.

– А откуда у поэта с русским именем Афанасий такая странная фамилия?

Оказывается, его мать Каролина Шарлота Фет уехала из Германии с Афанасием Шеншиным, а вскоре родился и Афанасий. Но оказалось, что настоящий отец будущего поэта – чиновник Иоганн Фёт. Поэтому с 14 лет Афанасий Афанасьевич не Шеншин, а Фет. Всю жизнь он боролся за возвращение в дворянское лоно Шеншиных и добился этого к 50 годам.

  1. Но, не смотря на трудную жизнь, Афанасий Фет писал замечательные стихотворения о природе.

– Чем отличаются стихи от обычной речи?

– Когда у человека появляется потребность перейти от простой речи к стихам?

– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. У какого времени года такие краски?

  • Самостоятельное чтение стихотворения.

– Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А. Фета? (Спокойную, мечтательную) Обратите внимание на слова, которыми рисует автор: равнина – белая, небеса – светлые, снег – блестящий. Давайте откроем секрет красоты этого стихотворения.

  • Выразительное чтение стихотворения учителем и учащимися.
  • Чтение текста с доски:

Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдалеке сани.

– В обоих текстах речь идет об одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другом – прозой. Какой отрывок вам нравится больше, почему?

– Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)

VI. Подведение итога урока.

– Каковы основные мысли нашего урока?

VII. Рефлексия.

Отметьте с помощью цветных карандашей свою работу на уроке.