Мастер-класс по теме: "Откуда есть пошла литература наша…"

Разделы: Литература


Предлагаемый мастер-класс может помочь словеснику, работающему в 6 классе по программе А.Г.Кутузова, в выборе интерактивных приемов обучения таких, как проектирование web-страниц, моделирование, тестировании, создание и защита проектов. На уроке закреплялись навыки ребят в работе с программами: Word, Paint, Publisher, Excel, PowerPoint.

Цели урока:

  1. Обучающие.
    • Проверить знания ребят о жанровых особенностях баллад.
    • Систематизировать сведения о взаимосвязи мифов – фольклора – литературы.
  2. Развивающие.
    • Развивать представления о народном идеале.
    • Развивать навыки защиты проектов.
  3. Воспитательные.
    • Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в парах.

    Оборудование:

    • Компьютеры, соединенные в сеть (7 штук для 14 учащихся).
    • 1 компьютер для помощника-старшеклассника, обрабатывающего ответы в тестах во время урока.
    • 1 компьютер на столе учителя для ведения урока.
    • Экран, видеопроектор, колонки.

    Опережающее задание:

    • 3 ученика учили поэмы Д.Кедрина “Князь Василько Ростовский” и “Зодчие”.
    • 1 ученица готовила фрагмент танца лебедя под музыку Сен-Санса “Карнавал животных”.
    • 4 пары учащихся в течение месяца под руководством учителя готовили проекты по темам “Из чего рождалась сказка литературная”, “Былинные герои”, “Каменная сказка”, буклет “Баллада В.А.Жуковского” (в программах PouerPoint и Publisher).
    • 1 ученик в течение недели рисовал древо с молодильными яблоками в программе Paint.

    Оформление:

    1. На магнитной доске помещено древо, нарисованное ученицей заранее.

    2. На столе учителя приготовлены иллюстративные яблоки.

    3. На электронном экране с помощью видеопроектора освещена домашняя страница сайта урока “Откуда есть пошла Литература наша” (сайт создавала сама учительница, панель навигации отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко “листать” необходимую информацию к уроку).

    Ход урока

    Оргмомент. Слово учителя.

    Ребята, тема нашего урока “Откуда есть пошла литература наша…”. Перед нами стоит задача - определить истоки возникновения литературных произведений и русской культуры, постараться понять, что означает выражение “народный идеал”. Но сначала давайте проверим, знаете ли вы жанровые особенности баллад.

    Первый (проверочный) этап урока – заполнение ребятами на компьютерах тестов “К анализу баллад” (составленных старшеклассником по просьбе учителя в программе Excel). После сохранения ответов в ходе урока помощник обработает результаты и доложит, сколько ошибок, какие и на каких машинах допущены. Эта информация нужна для коррекции знаний прямо на уроке.

    Основная часть урока ( домашняя web-страница). (Приложение 1)

    С помощью гиперссылки учитель включает видеофрагмент из электронной энциклопедии “История России”. Ребята в течение 30 секунд наблюдают сюжеты отечественной истории на фоне раскрытой на переднем плане книги.

    Слово учителя.

    - Какой предмет вы видели на переднем плане? Правильно, это книга. Именно книга является духовной наследницей народного идеала. Книга сопровождала многострадальную историю нашего народа. Но ведь откуда-то она появилась. Была почва, на которой она выросла. Учитель обращает внимание ребят на анимационный рисунок, изображающий, как из почвы, согретый ладонями, вырастает зеленый росточек.

    - Посмотрите на этот хрупкий росточек. Ему нужна почва, бережный уход. Пройдет время, и из него вырастет могучее дерево. Мы сегодня на уроке будем взращивать такое древо. Назовем его Мировым древом с молодильными яблоками. Так и наша литература подобна древу. А какие яблоки на ней растут, вы скажете к концу урока. Пока приготовим для работы электронную страницу по литературе.

    Ребята в парах на компьютерах создают папки “Урок”, в них создают документ Word, печатают число, тему урока, подтему “Мифы – фольклор – литература”.

    Далее ( web-страница Сад - ирий)

    Слово учителя.

    - Ирий – сад… Древние славяне представляли его раем, где поют вещие птицы и растут яблоки – души людей, которые когда-нибудь вернутся на землю. Это прекрасный сад с молодильными яблоками, из каждого зернышка которого может вырасти не одно, а много замечательных деревьев. Вы сегодня будете моделировать – создавать древо нашей литературы. Речь на уроке пойдет и о других видах искусства: архитектуре, хореографии, музыке, живописи, потому что народный идеал воплощался во всех видах культуры.

    Далее web-страница, посвященная мифам

    Вы видите две иллюстрации. На одной изображен богатырь Поток с Авдотьей Лиховидьевной. Это герои народного мифа о Лебединых девах. А кто изображен на второй иллюстрации? Дети догадываются по сюжету о разговоре князя Гвидона и Царевны-Лебеди. Называют, какое это произведение и кто автор (“Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкина). Из беседы выясняем, какой “бродячий” сюжет перешел из мифа в литературную сказку, говорим о сквозном мотиве превращений. Более подробно останавливаемся на чертах характера героинь – Лебединых дев. Делаем вывод, что мифология является колыбелью литературы, потому что из мифов писатели черпали сюжеты, мотивы борьбы добра и зла. А главное, литература отражала народный идеал, заложенный в мифах. Учитель предлагает ученице станцевать танец лебедя, показывающий, что лучшие черты женского народного идеала (чистота, красота, нежность, способность к любви) отражались не только в литературе, но и в музыке (Сен-Санс, Чайковский), и в хореографии.

    Учитель помещает молодильное яблоко с помощью магнита на ветку дерева, а ребята печатают в электронной странице термин “Мифы”. Далее предоставляется слово для презентации учащимся, готовившим проект в программе PowerPoint по теме “Из чего рождалась сказка литературная”. (Приложение 2)

    Далее web-страница, посвященная сказкам и поэмам.

    Ребята просматривают видеофрагмент из кинофильма “Руслан и Людмила” (3 минуты). В ходе беседы выясняем, что из русских народных сказок использовал А.С.Пушкин для создания образов Руслана и Людмилы, о каких народных обычаях узнали ребята из песни сказителя на свадьбе. Ребята делают вывод, что молодильные яблоки – сказки и молодильные яблоки – поэмы тоже растут на литературном древе. Учитель создает модель на доске, а учащиеся печатают жанры в электронной странице. Уточняется, какой народный идеал фольклора перешел в литературное произведение. (Людмила - нежная, послушная дочь, скромная, очень красивая. Руслан мужественный в бою, верный в любви, честный, самоотверженный).

    Далее web-страница о балладах иллюстрирует буклет, созданный двумя ученицами в программе Publisher. Презентация проекта. (Приложение 3) Девочки рассказывают об истории создания баллады В.А.Жуковского “Светлана”, о мифологических истоках сюжета – Сказания о двух небесных сестрах, о народных обычаях гадания в Крещенье, игровой момент – викторина. На доске вывешивается очередное яблоко, в тетрадях прописывается слово “баллада”. Этот жанр, несомненно, украшает наше литературное древо.

    Далее web-страница о былинах. С помощью гиперссылки учитель включает видеофрагмент (3 минуты) из кинофильма “Илья Муромец”. После просмотра и беседы в тетради прописывается термин “былина”, на доску помещается очередное яблоко. Учитель обращает внимание детей на слова богатыря: “Русская земля не пуста стоит!” - и просит дать характеристику богатырям. Далее предоставляется слово двум ученикам для презентации проекта “Былинные герои”.

    Слово учителя.

    - Доблестные, могучие защитники земли русской существовали не только в воображении славян. Были настоящие герои – исторические лица, например, Михаил Ярославич Тверской или князь Василько Ростовский, о мужестве которых сохранились предания, перешедшие затем в сюжет литературного произведения. Ученица читает наизусть поэму Кедрина “Князь Василько Ростовский”. На литературном древе и в тетради появляются яблоки и жанры - “легенды, предания”.

    Далее web-страница “Первые книги” Слово учителя:

    - Все, что нам доподлинно известно об истоках Руси, известно благодаря первым книгам. Летопись, составленная монахом Киево – Печерского монастыря Нестором, содержит ответ на вопрос: “Откуда есть пошла Русская земля”. Эта летопись оказала колоссальное влияние не только на литературу, но на всю нашу культуру. Например, “Песнь о вещем Олеге” написана А.С.Пушкиным после знакомства с книгой Нестора. Из первый книг мы узнаем предания о Китеж – граде, об истоках появления жемчужины русского соборостроения – церкви Покрова на Нерли.

    Приглашаются для презентации 2 учащихся, готовивших проект “Каменная сказка” о соборах и храмах Древней Руси. Далее они же читают поэму Д.Кедрина “Зодчие”.

    В ходе последующей беседы ребята выясняют черты народного идеала, воплощенного в предании о строителях храма Покрова на Рву (Василия Блаженного в Москве). На древе вырастает яблоко – первые книги, в тетради ребята печатают жанр “летописи”.

    Последняя web-страница “Древо”

    Давайте сравним дерево, выращенное на доске, дерево, которое нарисовал в Paint Сережа, и ваши записи в тетради.

    Скажите, какие жанры произведений мы сегодня не называли, но они присутствуют в литературе и выросли из устного народного творчества? Ребята называют песни, пословицы, загадки…Учитель просит дополнить записи в тетради.

    Домашнее задание – нарисовать в программе Paint литературное древо с молодильными яблоками и подписать каждое.

    Итоги тестирования. Далее помощник учителя объявляет результаты тестирования. Из 15 предложенных вопросов некоторые ребята не справились с таким: “Во всех ли балладах есть рифма?”. Учителем производится коррекция ошибок.

    Подведение итогов урока. Оценивание.

    Ниже приведены примеры домашних работ учащихся.

    Фото на память об уроке.