Презентация творческих проектов по литературе на тему: "Забытое временем и людьми…" 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели.

  1. Дать представление о “забытых” произведениях (о малых жанрах фольклора и о произведениях А. П. Гайдара) , показать их актуальность.
  2. Вызвать интерес к изучаемому материалу. Показать возможность практического применения полученных знаний.
  3. Формировать умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
  4. Развивать творческие способности учащихся, познавательную активность.
  5. Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Оборудование:

  • стенды с результатами анкетирования;
  • стенд с фотографиями А. П Гайдара;
  • фотовыставка “ Ай. лю-ли. ай. лю-ли. как мы праздник провели ” (о проведении фольклорного праздника в д/с № 13) ;
  • фотовыставка “ Мы рассказываем о А. П. Гайдаре” ( о проведении классного часа в начальной школе) ;
  • магнитофон с записью колыбельной песни;
  • кукла-малыш.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Время бежит очень быстро, многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Мы с ребятами попытались воскресить маленькую частичку того, что, на наш взгляд, забывать нельзя. Сегодня мы представляем вам два творческих проекта, выполненных учащимися 5 класса. Эти проекты совершенно разные, но объединены одной мыслью, которая звучит в теме сегодняшнего занятия: “Забытое временем и людьми…”.

Хочу познакомить вас с нашими правилами успешной деятельности:

  1. Команды не соревнуются.
  2. Все члены команды равны.
  3. Все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом.
  4. Каждый член команды уверен в себе и в общем успехе.
  5. В команде нет “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Задание ребята получили в конце сентября, т. е. работа над проектами шла 2,5 месяца. Вот что у нос получилось.

(Исполняется детская мелодия на флейте) .

Звучит мелодия из детства, и я представляю вам первую группу и первый творческий проект.

2. Защита проекта “Детский фольклор и современность”.

Выступления членов группы.

1. Тема. Цель. Задачи проекта. Краткое изложение проекта. Детский фольклор и современность.

1) Авторы проекта: учитель русского языка и литературы Полякова Надежда Юрьевна и ученики 5 Б класса.

2) “Проект предназначен для широкой аудитории.

3) Цели проекта.

1. Показать необходимость малых жанров фольклора в современности.
2. Развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

4) . Задачи проекта.

  • Выяснить, что такое детский фольклор.
  • Провести исследование и выяснить, что знают о фольклоре и его малых жанрах родители и дети.
  • Показать необходимость использования малых жанров фольклора в современной жизни.
  • Развивать интерес к детскому фольклору.
  • Пропагандировать использование детского фольклора в повседневной жизни.

5) В наши остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия страна постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни. Особенно внушаемыми являются дети. Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес.

2. Результаты анкетирования ровесников. (Выступление ученика. Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования.)

Было опрошено 34 ровесника. Задавались следующие вопросы:

  1. Что такое фольклор?
  2. Какие жанры фольклора Вы знаете?
  3. Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки.
  4. Какие малые жанры фольклора Вам известны?
  5. Приведите любой пример колыбельной или считалки.
  6. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама?
  7. Как Вы думаете, нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?

Самой популярной колыбельной оказалась “Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…”. Самый популярный жанр фольклора – сказка. Большую трудность вызвал вопрос о малых жанрах фольклора. Не могли ответить на этот вопрос 24 человека. Только 19 ровесников смогли привести пример колыбельной и считалки. 21 человек не знают, какую колыбельную пела им мама. Наши ровесники все же считают, что фольклор, в том числе детский, нужен в современной жизни, потому что эти произведения учат добру, это русская традиция.

Результаты анкетирования взрослых (Выступление ученика.)

Взрослые справились с ответами на вопросы анкеты лучше. Мы выяснили, что чаще всего взрослые читают фольклорные произведения детям и внукам, самыми популярными оказались сказки: “Колобок” и “Репка”. А самыми известными малыми жанрами фольклора – считалки и скороговорки. К сожалению, не все взрослые помнят, какую колыбельную пела им мама, но они с удовольствием вспоминают те песни, которые пели своим детям. “Колыбельные, потешки, пестушки пришли к нам с молоком матери, они переносят нас в детство, поэтому мы не должны их забывать. Малые жанры фольклора обращают нас к истокам, не дают забывать наши корни, наши традиции”,- так отвечали взрослые, доказывая, что фольклор забывать нельзя.

4. Что такое малые жанры фольклора и когда они используются? ( Выступления учеников.)

1) Колыбельные песни . Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. (Ученик исполняет колыбельную, показывая на кукле, как мама укачивает ребенка.)

Киса,кисанька,коток,
Киса-серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

2) Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки . Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют ( показывает на кукле, как играют с малышом) :

Три-та-тушки, три-та-та, За кота-котовича,
Вышла кошка за кота, За Иван Петровича.

Потом начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабулька добренька.
Попили, поели,
Домой полетели -
На головку сели,
Ладушки запели.

3) Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт
Пыль по полю летит.
На дворе трава,
На траве дрова.

4) В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошко,
Там твои детки
Кушают конфетки!

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе к чаю
Кусок пирога.

5) У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

6) Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем.
Ну-ка, Миша, выйди вон!

7) Особенная роль в развитии ребенка принадлежит играм. Они не только развивают физически, но учат детей общению друг с другом.

Для всех присутствующих проводится игра “Шел старик дорогою…”

(См. сценарий фольклорного праздника) .

5. Рассказ учащихся о создании брошюры “ Детский фольклор”, куда вошли отобранные ребятами колыбельные, потешки, пестушки, скороговорки, загадки, считалки, игры. Брошюра называется “Поиграй-ка”, имеет подзаголовок “В помощь молодой маме”. Учащиеся проиллюстрировали свою книгу.

6. Рассказ о проведении праздника в детском саду. (Выступление сопровождается демонстрацией стенда с фотографиями, сделанными в детском саду во время праздника) .

Наш проект уже начал действовать. Мы разработали сценарий праздника для детей младшей группы детского сада. После долгих репетиций мы отправились в один из детских садов нашего города и провели праздник для малышей. Деткам очень понравилось наше выступление, и для нас это тоже был праздник. Мы получили очень хорошие отзывы воспитателей.

(Сценарий праздника приведен в Приложении 1.)

7. Результаты работы. (Выступление члена группы.)

Опрос ровесников о фольклоре дал плачевные результаты. Но жители России должны знать свой фольклор. Нам самим работа по изучению детского фольклора показалась интересной и познавательной, мы много узнали о его малых жанрах.

В нашу работу включились и родители. Им тоже было увлекательно отвечать на вопросы, вспоминать детство, узнавать новое. Праздник, проведенный в детском саду, показал, что дети с удовольствием играют в русские народные игры, им нравятся потешки, прибаутки. Проведенная сейчас работа поможет нам и в будущем, когда мы сами станем родителями. Наша группа обращается ко всем взрослым: не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от вас. Находите время играть и общаться с вашим  ребенком.

3. Слово учителя. Учителя, как никто другой, могут влиять на души учеников. Доброта, желание заботится о других, любовь к Родине – эти качества пробуждает каждый педагог в своих учениках. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они не изучаются в школе. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ ребята, работавшие над проектом: “Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

4. Защита проекта “Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения”.

  • Тема. Цель. Задачи работы. Краткое изложение проекта. (Выступление ученика.)
  1. Авторы проекта. Учитель русского языка и литературы Полякова Н. Ю. и ученики 5 Б класса. Проект предназначен для учащихся, учителей литературы и родителей.
  2. Цель. Показать, что произведения А. П. Гайдара не устарели и не содержат пропаганды социалистического строя.
  3. Задачи проекта.
  • Выяснить, знают ли ученики 5-8 классов произведения А. П. Гайдара.
  • Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А. П. Гайдара и чему они учат.
  • Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.
  • Выяснить среди учителей литературы и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.
  • Сделать вывод, справедливо ли это.
  • Пропагандировать творчество А. П. Гайдара.

4) Краткое изложение проекта. Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты Ученики 5 класса познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией.

2. Результаты анкетирования учеников 6-8 классов. (Выступления учащихся) . (Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования) .

Было опрошено 60 человек. 31 из них не читали книги Гайдара. 9 человек назвали его поэтом. Только 12 учеников смогли вспомнить название книг писателя ( “Чук и Гек”, “Тимур и его команда”) . Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А. П. Гайдара и не знакомы с его биографией.

  • Результаты опроса среди взрослых и учителей.

Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: “Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя исключены из школьной программы?”

Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.

  • Результаты посещения книжных магазинов.

В книжных магазинах мы узнали, что в продаже книг Гайдара нет. Только в одном из магазинов оказалось 2 экземпляра. “ Книги Гайдара почти не спрашивают, да и других авторов покупают редко”,- посетовали продавцы.

4. Рассказ ученика о биографии А. П. Гайдара.

Впечатления учащихся от прочитанных произведений Гайдара. (Выступления учеников по плану:

  1. Какая книга прочитана?
  2. О чем она? Кто является главными героями?
  3. Интересно ли было читать? Что особенно понравилось?
  4. Чему учит эта книга?)

Были прочитаны книги: “Школа”, “Голубая чашка”, “Чук и Гек”. “Тимур и его команда”. Ребята прочитали книги по своему выбору и пришли к выводу, что произведения А. П. Гайдара учат добру, преданности, отзывчивости и любви к ближним и к своей Родине.

6. Рассказ о проведении классного часа для начальной школы “Знакомьтесь: Аркадий Петрович Гайдар”. (См. Приложение 2) . Выступление сопровождается демонстрацией стенда с фотографиями, сделанными во время проведения мероприятия.

Классный час проводился для учеников 2-4-х классов. Мы рассказывали о биографии А. П. Гайдара, о его произведениях, показывали сценки по книгам писателя. Представляем сценку “Собрание команды” (по повести “ Тимур и его команда”) .

После классного часа мы спросили у ребят, что они запомнили. Самыми популярными были такие ответы:

- А. П. Гайдар написал много книг для детей: “Голубая чашка”, “Чук и Гек” и др.

- В 14 лет он руководил ротой.

-Во время Великой Отечественной войны Гайдар был в партизанском отряде, погиб, спасая своих товарищей.

- Я хочу быть похожим на Тимура.

Мы убедились, что наш рассказ запомнился и понравился. Надеемся, что ребята прочитают книги Гайдара и полюбят их.

7. Заключение.

Вот таким мы увидели А. П. Гайдара и его произведения. Работать по этой теме было очень интересно, мы открыли для себя много новых книг, познакомились с разными героями. Книги этого писателя интересны для детей, независимо от того, при каком строе мы живем. Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину. В современной жизни эти качества очень нужны. Поэтому мы обращаемся ко всем взрослым: “Не дайте книгам А. П. Гайдара уйти в прошлое безвозвратно!”

5. Подведение итогов.

Слово учителя. Как много их, произведений, ушедших в прошлое, забытых временем и людьми. Но воскресить хотя бы некоторые из них в наших силах.

Формировать читательские вкусы, рекомендовать добрые, интересные книги – задача каждого учителя. Ребята с удовольствием занимались исследовательской деятельностью, самостоятельно знакомились с произведениями, потом делились впечатлениями. Работали они увлеченно, с огоньком, а теперь готовы ответить на вопросы друг друга. (Группы задают друг другу вопросы.)

  1. Что было самым трудным в работе?
  2. Что вам особенно запомнилось во время работы над проектом?
  3. Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы?
  4. Для кого будут полезны ваши проекты? Какие результаты они принесли?
  5. Хотели бы вы и дальше продолжать работу по созданию и внедрению творческих проектов по другим темам? Над какими темами вы хотели бы работать?