Экопроект "Азбука экологического воспитания"

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Особенно эта тема актуальна при работе с детьми, живущих на Крайнем Севере.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами культуры личности должны стать:

  • экологические знания;
  • экологическое мышление;
  • экологически оправданное поведение;
  • чувство любви к природе.

Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе мы уделяем экологическому воспитанию дошкольников, делая большой упор на становлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, на формирование осознанного и бережного отношения к природе Крайнего Севера.

Цель проекта: Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.

Задачи проекта:

  1. Познакомить дошкольников с живой и неживой природой.
  2. Осваивать различные формы приобретения опыта.
  3. Развивать познавательные и творческие способности.
  4. Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Этапы реализации проекта:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Участники проекта:

  • дети;
  • педагоги;
  • заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работы;
  • музыкальный руководитель;
  • специалисты ДОУ;
  • родители.

Модель реализации проекта

Основные направления работы с детьми:

  • Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).
  • Организованные формы обучения на занятиях.
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка.
  • Самостоятельная деятельность ребенка.
  • Уход за комнатными растениями и обитателями уголка экологии и эколого-экспериментального центра “Цветик-семицветик”.
  • Выращивание “огорода на окне”.
  • Экскурсии и наблюдения.
  • Опыты и эксперименты.
  • Ознакомление с окружающим.
  • Выездные познавательные и игровые программы, слайд-фильмы, экскурсии, выставки, организованные музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района, “Арктическим музеем заповедной зоны”.
  • Развитие речи.
  • Художественная литература.
  • Изобразительная деятельность.
  • Театрализованное представление экологических сказок.
  • Игра.
  • Досуги и развлечения.

Методическое сопровождение:

  • Картотека дидактических игр по экологии.
  • Подборка наблюдений в природе.
  • Подборка наблюдений за живыми объектами.
  • Подборка художественной литературы по экологии.
  • Подборка экологических загадок.
  • Конспекты занятий, бесед, развлечений.
  • Консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

  • Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ).
  • Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”, “Овощная сказка”.
  • Помощь в оборудовании и оснащении экологического уголка в группе.
  • Изготовление атрибутов для определения направления ветра.
  • Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”.
  • Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки).
  • Выполнение домашнего задания “Где можно найти воду дома? (Опыт).
  • Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.
  • Конкурс на лучшую экологическую сказку.
  • Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу.
  • Задание на лето:

А) оснащение экологического уголка природным бросовым материалом;
Б) фотоматериал “Дети и домашние животные”.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Уголок экологии в группе.
  2. Эколого-экспериментальный центр “Цветик-семицветик” в ДОУ.
  3. Методический инструментарий.
  4. Наглядный материал: - транспорт различного функционального назначения;
    - настольно-печатные игры по экологии;
    - дидактические игры по экологии;
    - плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки и т.п.;
    - видеокассеты (“Флора и фауна Таймыра”, “Животный мир” и др.);
    - атласы и энциклопедии.
  5. Библиотечка юного эколога.
  6. Сотрудничество с музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района, “Арктическим музеем заповедной зоны”.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
  2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
  3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
  4. Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.